Христос Воскресе!

1 мая 2016 (18 апреля)
Xрам Рождества Христова, Духовно-просветительский центр

 

Воскресение Христово — основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Поэтому для верующих людей Воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой Пасхи, который, как сказано в Пасхальном послании высокопреосвященнейшего Климента, Митрополита Калужского и Боровского, есть «самый удивительный праздник, благовествующий, что Бог возлюбил нас даже до смерти Своей, и эта Его любовь дает нам утерянную Адамом «жизнь вечную».

ПАСХАЛЬНОЕ ТОРЖЕСТВО-БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Один умный человек сказал: «Великое чудо — Богослужение нашей Святой Православной Церкви. Все здесь спасительно, все напитано значением, святостью, жизнью». В высшей степени эти слова можно отнести к Пасхальному Богослужению, на некоторых моментах которого хотелось бы кратко остановиться.

Чтение книги «Деяния святых Апостолов»

По заведенному порядку в преддверии Пасхального торжества прочитывается книга «Деяний святых Апостолов». Спаситель еще лежит во гробе, мир еще только готовится встретить Воскресшего, а Апостолы уже проповедуют со страниц "Деяний" о Христе-Первенце из мертвых.

В храме Рождества Христова по благословению настоятеля протоирея Георгия в этом чтении могут участвовать все желающие. Желающих набралось достаточно. С волнением и благоговением апостольская весть о Воскресение Христа Спасителя была провозглашена при скоплении немалого количества тех, кто пожелал эту весть услышать, если так можно сказать, «из первых уст».

Полунощница Великой субботы

Око­ло по­ло­ви­ны две­на­дца­то­го но­чи со­вер­ша­ет­ся по­след­нее ве­ли­ко­пост­ное бо­го­слу­же­ние  – сво­е­го ро­да пре­лю­дия к тор­же­ству. Куль­ми­на­ция этой до­воль­но крат­кой По­лу­нощ­ни­цы Ве­ли­кой суб­бо­ты – пе­ние ка­но­на «Волною морскою...».

Когда пелись слова «Не ры­дай Мене, Мати, зрящи во гро­бе Сы­на... (Не ры­дай о Мне, Мать, ви­дя во гро­бе Сы­на...)» – от­вер­злись Цар­ские вра­та и свя­щен­но­слу­жи­те­ли подошли к Пла­ща­ни­це. Со­вер­шив её каж­де­ние и до­ждав­шись слов «...во­ста́ну бо и про­слав­лю­ся...», они пе­ре­несли Пла­ща­ни­цу из хра­ма в ал­тарь. Здесь, на свя­том пре­сто­ле, она бу­дет по­ко­ить­ся до Воз­не­се­ния, – в па­мять со­ро­ка­днев­но­го пре­бы­ва­ния на зем­ле Вос­крес­ше­го Гос­по­да. Царские врата затворились, но ненадолго.

Крестный ход перед Пасхальной утреней.

Из-за за­кры­тых Цар­ских врат сна­ча­ла ти­хо, по­том всё гром­че и гром­че зазвучало пе­ние сти­хи­ры: «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, ан­ге­ли по­ют на небесех, и нас на земли сподоби чи­стым серд­цем Те­бе слави­ти (Вос­кре­се­ние Твоё, Хри­стос Спа­си­тель, вос­пе­ва­ют ан­ге­лы на небе­сах. Удо­стой и нас на зем­ле чи­стым серд­цем про­слав­лять Те­бя)».

Вра­та мед­лен­но от­вер­злись, вышли священнослужители и под пас­халь­ный пе­ре­звон ко­ло­ко­лов тор­же­ствен­ный крест­ный ход всту­пил в ночь, рас­се­кая её, как небо Млеч­ный путь, ми­ри­а­да­ми ко­леб­лю­щих­ся в ру­ках ве­ру­ю­щих огонь­ков. Вновь и вновь по­вто­ря­ются слова о том, что «ан­ге­лы по­ют на небе­сах» о Вос­кре­се­нии Спа­си­те­ля – ведь они пер­вы­ми узна­ли об этом.

Обойдя храм, крестный ход остановился перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня.

Прямо перед закрытыми дверями начинается Пасхальная утреня. Зазвучал всем известный тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» и удивительные стихи:

Да вос­креснет (вос­станет) Бог и рас­се­ют­ся вра­ги Его!

Как ис­че­за­ет дым, так да ис­чез­нут они!

Так да по­гиб­нут греш­ни­ки от ли­ца Бо­жия, а пра­вед­ные да воз­ве­се­лят­ся!

Вот – День, ко­то­рый со­тво­рил Гос­подь; воз­ра­ду­ем­ся же ныне и воз­ве­се­лим­ся!».

Наконец, все собравшиеся услышали радостную весть «Христос Воскресе» и дружно отозвались «Воистину Воскресе». Двери храма открылись, приглашая всех верующих вступить в храм, как в Царство Небесное.

Пасхальная утреня.

Пас­халь­ная ­ут­ре­ня, на­чавшись вне хра­ма, потому что Церковь подчеркивает, что «ми­ро­но­си­цы и апо­сто­лы по­лу­чи­ли первую весть о вос­кре­се­нии Хри­сто­вом пред дверь­ми Его гро­ба»,  получила свое продолжение в наполненном ярким светом храме, потому что воссияло из гроба Солнце Вечной Жизни.

Зазву­чали ра­дост­ные, слов­но бы спе­ша­щие обогнать друг дру­га сло­ва Пас­халь­но­го ка­но­на, при­над­ле­жа­ще­го пе­ру ве­ли­ко­го бо­го­сло­ва и по­эта свя­то­го Иоан­на Да­мас­ки­на.  Дей­стви­тель­но, они спе­шат воз­ве­стить нам о на­ступ­ле­нии Но­вой Пас­хи, о «при­ведении» нас Вос­крес­шим Гос­по­дом «от смер­ти – к жиз­ни и от зем­ли – к небу».

Вслед за ни­ми все услышали тор­же­ствен­ные и не менее радостные сти­хи­ры Пас­хи, закончившиеся пасхальным призывом: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем; рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

А далее прозвучало Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста. Церковь признает это слово выражающим смысл Праздника, настолько полно, что без него немыслима пасхальная служба, – и настолько точно, что по церковной традиции отменяется обычная пастырская проповедь в этот день, что является признанием того, что добавить уже ничего не нужно и невозможно. И это действительно так, нужно только уметь слушать. Итак:

«Кто бла­го­че­стив и бо­го­лю­бив – пусть на­сла­дит­ся ныне этим свя­тым и ве­ли­ко­леп­ным тор­же­ством!

Кто слу­га бла­го­ра­зум­ный – вой­ди, ра­ду­ясь, в ра­дость Гос­по­да сво­е­го! Кто по­тру­дил­ся, по­стясь, – при­ми ныне ди­на­рий! Кто ра­бо­тал с пер­во­го ча­са – по­лу­чи ныне за­слу­жен­ную пла­ту! Кто при­шел по­сле тре­тье­го ча­са – пусть бла­го­да­рит и ве­се­лит­ся! Кто по­спе­шил прид­ти толь­ко по­сле ше­сто­го ча­са – пусть не бес­по­ко­ит­ся, он ни­че­го не ли­шит­ся! Кто за­мед­лил и до де­вя­то­го ча­са – пусть и тот при­сту­пит без вся­ко­го опа­се­ния! Кто да­же успел прид­ти лишь к один­на­дца­то­му ча­су – пусть и тот не стра­шит­ся сво­е­го про­мед­ле­ния!

До­мо­вла­ды­ка бла­го­ро­ден и щедр: при­ни­ма­ет и по­след­не­го, как пер­во­го. Он да­ёт от­дых при­шед­ше­му в один­на­дца­тый час так же, как и тру­див­ше­му­ся с пер­во­го ча­са. Он и по­след­не­го ми­лу­ет, и пер­во­му воз­да­ёт долж­ное: и то­му да­ёт, и это­му да­ру­ет. Он дела при­ни­ма­ет, и на­ме­ре­ние при­вет­ству­ет; и труд це­нит, и рас­по­ло­же­ние хва­лит.

Итак, все вой­ди­те в ра­дость Гос­по­да на­ше­го! Пер­вые и по­след­ние – при­ми­те на­гра­ду! Бо­га­тые и бед­ные – ли­куй­те друг с дру­гом! Тру­див­ши­е­ся и бес­печ­ные – рав­но по­чти­те этот день! По­стив­ши­е­ся и не по­стив­ши­е­ся – воз­ве­се­ли­тесь ныне! Тра­пе­за обиль­на – на­сла­ди­тесь все! Те­лец ве­лик и упи­тан – ни­кто не ухо­ди го­лод­ным! Все на­сла­ждай­тесь на пир­ше­стве ве­ры! Все поль­зуй­тесь бо­гат­ством бла­го­сти!

Ни­кто не жа­луй­ся на бед­ность, по­то­му что для всех на­ста­ло Цар­ство! Ни­кто не плачь о сво­их гре­хах, ибо из гро­ба вос­си­я­ло про­ще­ние! Ни­кто не стра­шись смер­ти, ибо осво­бо­ди­ла нас от неё смерть Спа­си­те­ля! Объ­ятый смер­тью, Он ис­тре­бил смерть. Со­шед­ший во ад, Он пле­нил ад и огор­чил то­го, кто кос­нул­ся Его пло­ти.

Пред­ви­дя это, Ис­айя вос­клик­нул: «Ад огор­чил­ся, встре­тив Те­бя в пре­ис­под­них сво­их»! Он огор­чил­ся, ибо упразд­нён! Он огор­чил­ся, ибо осме­ян! Огор­чил­ся, ибо умерщ­влён! Огор­чил­ся, ибо низ­ло­жен! Огор­чил­ся, ибо свя­зан! Он взял те­ло, а при­нял (в нём) Бо­га; взял зем­лю, а на­шёл в ней небо. Он взял то, что ви­дел, а под­верг­ся то­му, че­го не ожи­дал!

Смерть! Где твоё жа­ло?! Ад! Где твоя по­бе­да?!

Хри­стос вос­крес – и ты низ­вер­жен! Вос­крес Хри­стос – и па­ли де­мо­ны! Вос­крес Хри­стос – и ра­ду­ют­ся ан­ге­лы! Вос­крес Хри­стос – и тор­же­ству­ет жизнь! Вос­крес Хри­стос – и ни­кто не мёртв во гро­бе: ибо Хри­стос, вос­став из мёрт­вых, стал Пер­вен­цем из умер­ших.

Ему сла­ва и дер­жа­ва во ве­ки ве­ков! Аминь.

 

Пасхальная литургия

Пас­халь­ная Ли­тур­гия, последовавшая сразу вслед за утреней, со­вер­шалась по (праздничному) чи­ну свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста.  

Ли­тур­гий­ное Апо­столь­ское чте­ние – из Кни­ги Де­я­ний Свя­тых Апо­сто­лов  – по­вест­вовало о яв­ле­нии Спа­си­те­ля уче­ни­кам по вос­кре­се­нии, о по­ве­ле­нии не от­лу­чать­ся из Иеру­са­ли­ма и ждать обе­щан­но­го Ду­ха Уте­ши­те­ля, со­ше­ствие Ко­то­ро­го по­ло­жит на­ча­ло Цар­ству Небес­но­му на зем­ле – Церк­ви Хри­сто­вой.

Ли­тур­гий­ное Еван­гель­ское чте­ние – Про­лог Еван­ге­лия от Иоан­на  – пе­ре­несло молящихся в веч­ность, но од­новре­мен­но удивило сво­им со­дер­жа­ни­ем, по­то­му что ни­че­го не го­во­рило о вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. Од­на­ко это несо­от­вет­ствие толь­ко ка­жу­ще­е­ся. На са­мом де­ле по­вест­во­ва­ние воз­люб­лен­но­го уче­ни­ка Гос­по­да – это выс­шее от­кро­ве­ние об Ис­тине, ле­жа­щей в ос­но­ве всей Свя­щен­ной ис­то­рии. Здесь мы на­хо­дим пер­вые дог­ма­ти­че­ские фор­му­ли­ров­ки позднее раз­ви­то­го Цер­ко­вью уче­ния о Бо­го­че­ло­ве­ке и Бо­го­че­ло­ве­че­стве. Мы слы­шим о во­пло­ще­нии пред­веч­но­го Сло­ва, Вто­ро­го Ли­ца Свя­той Тро­и­цы, став­ше­го Бо­го­че­ло­ве­ком Иису­сом Хри­стом, о при­ня­тии Им ре­аль­ной че­ло­ве­че­ской при­ро­ды и о пло­дах это­го спа­си­тель­но­го во­че­ло­ве­че­ния.

В озна­ме­но­ва­ние все­лен­ско­го ха­рак­те­ра Хри­сти­ан­ства Пасхальный евангельский отрывок читался на церковно-славянском, русском и греческом языках.  

Перед причащение Святых Христовых Тайн вниманию верующих было предложено Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этим радостным восклицанием ныне мы вновь приветствуем друг друга. Пасхальное ликование наполняет наши сердца, ибо Христово Воскресение ― это основание жизни, победившей смерть, порок и тление. Пасху как торжество жизни мы призваны переживать не только сегодня: каждый воскресный день являет нам величие подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего оковы греха, который отделяет человека от Бога. Более того, каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью.

«Я есмь воскресение и жизнь, ― сказал Господь, ― верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное ― оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви. Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20).

Пасхальное торжество жизни объемлет собою весь мир, все Божие творение, оживотворяя его благодатью. «Воскресе Христос, и жизнь жительствует!» ― говорит святитель Иоанн Златоуст в своем пасхальном слове. Божий дар жизни, попранный и оскверненный падением ветхого Адама, вновь во всей полноте открыт нам новым Адамом ― Христом.

Приобщившись к полноте этого щедрого явления Божественной милости, будем же, дорогие мои, ценить и сохранять этот дар! Там, где льется кровь и страдают люди, там, где образ Божий попирается в угоду наживе, распрям, эгоизму, ― встанем на его защиту, исполняя свое христианское призвание. Пусть познание нами Истины Христовой явится прочным основанием для свидетельства о Христе Воскресшем ближним и дальним, дабы они обрели жизнь вечную.

Да укрепит Всесильный Господь нас в богопознании, во взаимной любви, в делах сострадания и милосердия. Будем ревностно прилагать усилия к тому, чтобы не только жизнь каждого из нас, но и жизнь всего общества устраивалась по Божиим заповедям, ибо только их исполнение принесет людям полноту и гармонию бытия. Именно этим мы сможем засвидетельствовать свою любовь к Богу, ведь Он Сам сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). 

В эти нелегкие времена явим делом свое христианское призвание, поддержим друг друга, дабы никто не чувствовал себя униженным, оставленным, бедным, ущемленным. Желаю всем вам непрестанно устремляться к Небу во всех помышлениях, поступках и намерениях, помня апостольские слова: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 1).

Исполняясь радости о Христе, поправшем смерть и растерзавшем узы ада, мне особенно хотелось бы обратиться к молодежи, которой предлежит широкое поле трудов, дерзаний и свершений. Вам предстоит созидать своими усилиями будущее нашего народа и нашей Церкви. Пусть же силы, таланты, способности, дарованные вам от Господа, будут использованы на благо ближних, во исполнение своего призвания, для свершения святой воли Божией. 

Дорогие мои! В «сей нареченный и святый день» обнимаю и приветствую каждого из вас, разделяя свою радость со всеми, кто исповедует имя Христово, и с каждым, кто готов принять в свое сердце радость Пасхального приветствия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Аминь.

По сложившейся традиции Пасхальная литургия совершалась при открытых Царских вратах (и так будет в течение всей Светлой седмицы). 

В завершении следует отметить, что собравшиеся в храме, по-видимому, услышали призыв святителя Иоанна Златоуста к «пиршеству веры», усвоили, что Пасхальная радость – это прежде всего Евхаристическая радость, и, практически в полном составе причастились Святых Христовых Тайн. 

Пасхальное торжество в храме Рождества Христова началось. Впереди Светлая седмица и 40 дней Праздника.  

 
 
 
Сегодня 29 марта (16 марта) пятница
Аристовул апостол от 70-ти

Седмица 2-я Великого поста. Великий пост.

Мч. Савина (житие, икона). Мч. Папы (житие). Ап. Аристовула (житие, икона), еп. Вританийского (Британского). Сщмч. Александра (житие), папы Римского. Мч. Иулиана (житие) Аназарвского. Свт. Серапиона (Житие, икона), архиеп. Новгородского. Сщмчч. Трофима (житие) и Фала (житие), пресвитеров Лаодикийских.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее заупокойное богослужение.
Завтра 30 марта (17 марта) суббота
Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия (411). Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).
7.30   Панихида.
8.30   Часы 3й, 6й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно - личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовен, если она на стороне плоти - будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года