Благовещенский диалог

7 апреля 2017 (25 марта)
Храм Рождества Христова, духовно-просветительский центр

7 апреля в храме Рождества Христова, как и во всей Церкви, празднует один из самых радостных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. Вся служба этого праздника глубока и содержательна. Но сегодня хотелось бы обратить внимание наших читателей на канон, который читается во время всенощного бдения. Его авторство приписывают прп. Иоанну Дамаскину. Дело в том, что практически весь канон представляет собой напряженный диалог между Архангелом Гавриилом и Богородицей, о чем многочисленные богомольцы, подчас, даже не подозревают. Чтобы восполнить этот пробел, публикуем этот удивительный диалог с параллельным переводом на русский язык.

 

Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие, обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая.

    

Ангел возгласил: В радости взываю к Тебе: «Склони ухо Твое и внемли мне,  возвещающему о зачатии Бога без семени;  ибо такую благодать обрела Ты пред Господом, Всечистая, какой ни одна жена никогда не обретала!»

Богородице рече: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси, глаголи явственнейше? Како зачну, Дева сущи, Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего?

Богородица сказала: Я желала бы познать  силу слов твоих, Ангел;  как будет то, что ты сказал?  Говори самым ясным образом: как зачну Я Дева непорочная?  И как же сделаюсь Я  матерью моего Создателя?

Ангел возопи: Лестно мя вещати помышляеши, яко мню, и радуюся, зря Твое утверждение. Дерзай, Владычице, Богу бо хотящу, удобь скончаются и преславная.

Ангел возгласил: Ты помышляешь,  что слова мои коварны, как мне кажется;  и я радуюсь, видя осторожность Твою:  дерзай, Владычица;  ибо когда угодно Богу,  легко совершается и необычайное.

Богородице рече: Оскуде князь от Иуды, время наста прочее, в неже явится языков надежда, Христос; ты же, како Сего рожду, Дева сущи, скажи?

Богородица сказала: Не стало князя от Иуды,  и отныне настало время,  в которое явится надежда народов – Христос;  ты же объясни, как Я, будучи Девой  родить Его смогу?

Ангел возопи: Ищеши от мене уведети, Дево, образ зачатия Твоего, но той несказанен есть: Дух же Святый, зиждительною силою осенив Тя, совершит.

Ангел возгласил: Ты стремишься, Дева, от меня узнать  образ Твоего зачатия?  Но он неизъясним; совершит же это Дух Святой,  осенив Тебя творческою силою.

Богородице рече: Моя прамати, приемши разум змиин, пищи Божественныя изгнана бысть, темже и Аз боюся целования страннаго твоего, стыдящися поползновения.

Богородица сказала: Праматерь моя, приняв внушение змия,  изгнана из места божественного наслаждения,  потому и Я, опасаясь поскользнуться, страшусь твоего необычного приветствия.

Ангел возопи: Божий предстатель, послан есмь Божественный поведати Тебе совет. Что мене боишися, Всенепорочная, паче Тебе боящагося? Что благоговееши мне, Владычице, Тебе честно благоговеющему?

Ангел возгласил: Я, предстоящий пред Богом, послан  Божественную волю Тебе открыть; что Ты страшишься меня, Всенепорочная,  еще более Тебя страшащегося? Что Ты опасаешься меня, Владычица, Тебя благоговейно почитающего?

Богородице рече: Священную некую Деву раждающую слышах пророка, древле Еммануила прорекша; хощу же разумети, како Божества растворение естество человеческое претерпит?

Богородица сказала: Я слышала пророка,  в древности предсказавшего,  что некая священная Дева родит Эммануила;  но желаю знать: как соединение с Божеством вынесет природа смертных?

Ангел возопи: Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, обрадованная Всепетая, на Тебе таинства преславное: по рождестве бо пребудеши Чистая Приснодева.

Ангел возгласил: Показал терновый куст, объятый пламенем,  и оставшийся несгораемым,  совершающееся на Тебе чудное таинство,  Благодатная, брака не познавшая;  ибо Ты и после родов, Чистая, навеки пребудешь Девой.

Богородице рече: Освещаемь сиянием Бога Вседержителя, истины проповедниче, глаголи, Гаврииле, истиннейшая: како, нетленне бывши чистоте Моей, Слова рожду, с плотию Безплотнаго?

Богородица сказала: Гавриил, провозвестник истины,  озаряемый сиянием Бога Вседержителя!  Говори самую истину:  как смогу родить Я Слово, во плоти – Бесплотного, сохранив чистоту Мою неповрежденной?

 

Ангел возопи: Со страхом Тебе, яко раб Госпоже, предстою, с боязнию, Отроковице, ныне смотрити стыждуся Тебе, яко бо дождь на руно, снидет на Тя Слово Отчее, яко благоволи.

Ангел возгласил: Со страхом, как раб пред Госпожою, я стою перед Тобой; с благоговением, Отроковица, ныне не смею помыслить о Тебе;  ибо как дождь на руно,  сойдет на Тебя Слово Отчее,  по Своему благоволению.

Богородице рече: Разумети не могу Твоих словес известия: чудеса бо быша множицею, Божественною силою чудодействуема, знамения и образы законнии, роди же дева неискусомужне никогдаже.

Богородица сказала: Не могу вполне постигнуть  значения слов твоих;  ибо чудеса бывали многократно,  совершаемые божественною силою,  знамения и образы закона, но дева, не познав мужа,  не рождала никогда.

Ангел возопи: Дивит, Всенепорочная, и странно бо чудо Твое, едина бо Ты всех Царя приимеши во утробе, воплощаема, и Тя прообразуют пророческая речения, и гадания, и законнии образы.

Ангел возгласил: Ты удивляешься, Всенепорочная;  и действительно, необычайно чудо Твое;  ибо Ты одна во чрево примешь имеющего воплотиться всех Царя,  и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков / и образы закона.

Богородице рече: Всеми Невместимый и всеми Невидимый, како Сей может во чреве девиче вселитися, еже Сам созда? Како же и зачну Бога Слова, собезначальное Отцу и Духу?

Ангел возопи: К Твоему праотцу Давиду обещався посадити от плода Твоего чрева на престоле царства его, Иаковлю Тя доброту, едину избра в словесное селение.

Богородица сказала: Невмещаемый всем миром  и никем Невидимый,  как Он сможет вселиться в чрево Девы,  которое Сам создал?  И как же зачну Я Бога–Слово, не имеющего начала  подобно Отцу и Духу?

Ангел возгласил: Тот, Кто обещал Давиду, Твоему праотцу,  возвести Плод Твоего чрева на престол царства его,  Тебя, красоту Иаковлеву, одну избрал Себе  в разумное селение.

Богородице рече: Глагол твоих, Гаврииле, глас радованен приемши, веселия Божественнаго исполнихся: радость бо поведаеши и веселие возвещаеши безконеч-ное.

Богородица сказала: Звук радостный слов твоих, Гавриил, приняв,  Я исполнилась божественного ликования,  ибо ты сообщаешь радость  и веселие возвещаешь бесконечное.

Ангел возопи: Тебе дадеся радость, Богомати Божественная, Тебе, еже радуйся, вся тварь вопиет, Богоневесто: Ты бо едина Мати Сына Божия пронаречеся, Чистая.

Ангел возгласил: Тебе дана, Богоматерь, радость божественная;  Тебе, Божия Невеста, все творение взывает: «Радуйся»:  ибо одна Ты, Чистая, предназначена  быть матерью Сына Божия.

Богородице рече: Евы Мною ныне да упразднится осуждение, да воздастся Мною долг днесь, Мною заимствование древнее да дастся преисполнено.

Богородица сказала: Осуждение Евы ныне через Меня да уничтожится;  в сей день через Меня да воздастся её долг;  чрез Меня этот древний долг да будет отдан с преизбытком.

Ангел возопи: Обещася Бог Аврааму праотцу благословитися в семени его языком, Чистая, Тобою же конец обещание приемлет днесь.

Ангел возгласил: Бог обещал, Чистая, Аврааму праотцу,  что в семени его все народы благословятся; чрез Тебя это обещание в сей день получает исполнение.

Богородице рече: Свет невещественный поведая, в вещественне телеси совокупляемь за милосердие многое, светлое благовещение, Божественная проповедания, ныне взываеши Ми: благословен, Всечистая, Плод Твоего чрева.

Богородица сказала: Возвещая, что Свет невещественный  с вещественной плотью соединится по милосердию великому,  радостное благовестие, Божественную проповедь  ты ныне возглашаешь Мне:  «Благословен, Всечистая, плод Твоего чрева!»

Ангел возопи: Радуйся, Владычице Дево, радуйся, Пречистая, радуйся, приятелище Божие, радуйся, свещниче Света, Адамово воззвание, Евы избавление, горо святая, преявственное священие и чертог безсмертия.

Ангел возгласил: Радуйся, Владычица Дева;  радуйся, Всечистая;  радуйся, вместилище Божие;  радуйся, светильник Света,  Адама ко спасению призвание,  Евы искупление, гора святая, пресветлое святилище и чертог бессмертия.

Богородице рече: Душу очисти, тело освяти, церковь сотвори мя вместительну Бога, скинию Богоукрашену, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа и Жизни чистую Матерь.

Богородица сказала: Душу Мне очистило, тело освятило всесвятого Духа наитие;  сделало Меня храмом, Бога вмещающим,  Богоукрашенной скинией, одушевленным святилищем  и чистою Матерью Жизни.

Ангел возопи: Яко многосветлую свещу и Богоделанен чертог, вижу Тя ныне, яко злат кивот, закона Подателя приими, Богоневесто, благоизволившаго человеческое избавити Тобою тленное существо.

Ангел возгласил: Как многосветлый светильник  и Богозданный чертог вижу Тебя ныне;  как золотой ковчег прими, Всенепорочная, Закона Подателя  благоволившего избавить чрез Тебя тленное естество человеческое.

Богородица: Ум всяк побеждается земных,— отвеща Девица,— ищущи, яже Мне вещаеши, преславная: слышах твоя словеса, но боюся, ужасающися, да не лестию Мя, яко Еву, далече послеши от Бога. Но обаче се вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Богородица: «Всякий ум смертных отступает», – отвечала Дева, – «исследуя чудные дела, о которых ты вещаешь Мне;  Я восприняла слова твои, но в изумлении страшусь, чтобы Меня, как Еву, ты обольщением не удалил от Бога;  но вот, вместе с тем ты восклицаешь: Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

Ангел: Се Тебе недоуменное разрешися,— глаголет к сим Гавриил,— добре бо рекла, еси, вещь неудобопостижна. Словесем Твоих устен повинующися прочее, не сумнися, яко лести, якоже вещи, веруй. Аз бо, радуяся, вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Ангел: «Вот, уже разрешено Твое недоумение»,  – говорит на это Гавриил; –  «ведь как Ты хорошо сказала словами уст Твоих, дело то непостижимо;  отныне повинуясь, не сомневайся в том, как в вымысле,  но как действительности веруй;  ибо вот, я радостно восклицаю:  Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

Богородица: Закон сей от Бога есть человеком,— Непорочная абие глаголет,— от общия любве рождество происходит. Не вем супружника сласти всеконечно, како, убо глаголеши, яко рожду? Боюся, еда лесть глаголеши? Но обаче се вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Богородица: «Таков закон от Бога смертным»,  – Непорочная тотчас говорит, –  «чтобы рождение от взаимной любви происходило;  но я совершенно не знаю услаждения с супругом,  как же ты говоришь, что должно Мне родить?  Боюсь, не говоришь ли ты обман;  но вот, вместе с тем ты восклицаешь:  Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

Ангел: Глаголы, яже мне вещаеши, Чистая,— Ангел паки глаголет,— обычая есть рождества человеков смертных, истинно Бога Тебе обещаваю, паче слова же и смысла воплощаема, яко весть, из Тебе. Темже и, радуяся, вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Ангел: «Слова, которые Ты мне вещаешь, Досточтимая»,  – Ангел снова говорит, –  «касаются обычного рождения людей смертных; я же возвещаю Тебе, что Бог истинный, превыше как слова, так и мысли  от Тебя воплощается, как знает Сам;  и потому я радостно восклицаю:  Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

Богородица: Являешися Мне истины вещатель,— рече Дева,— радости бо общия пришел еси благовестник. Душу убо очистих с телом, и по глаголу твоему буди Мне, да вселится Бог в Мя, к Немуже вопию с тобою: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Богородица: «Ты являешься мне возглашающим истину», – заключила Дева, –  «ибо пришел ты как вестник общей радости;  Итак, поскольку Я очищена душою и телом,  по слову твоему да будет Мне: да вселится в Меня Бог, Которому с тобою вместе восклицаю: Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

 

 
 
 
Сегодня 25 июня (12 июня) понедельник
Анна Кашинская

Седмица 5-я по Пятидесятнице. Петров пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прп. Онуфрия (икона) Великого. Прп. Петра (икона) Афонского. Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских. Прп. Арсения (икона) Коневского. Прп. Онуфрия Мальского, Псковского. Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Прп. Стефана (икона) Озерского, Комельского. Прпп. Вассиана (икона) и Ионы (икона) Пертоминских, Соловецких. Обретение мощей и второе прославление блгв. вел. кн. Анны (икона) Кашинской.

9.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 26 июня (13 июня) вторник
Мц. Акилины (293). Прп. Александры Дивеевской (1789).
Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370).
9.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


(Рим. 12, 4-5. 15-21; Мф. 12, 9-13). "Можно в субботы делать добро". Это сказал Господь по исцелении в синагоге в субботу сухорукого, и в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за то, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целью - покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но за то позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного. Неделание отдаляло фарисеев от делания добрых дел, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от них. Вечером под воскресенье - театр, потом еще какое-либо увеселение. Утро проспано; в церковь некогда. Несколько визитов, обед; вечером опять увеселения. Так отдается все время чреву и услаждению прочих чувств; о Боге и благотворении некогда и вспомнить.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года




Помощь мирным жителям Украины
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь оказывает помощь мирным жителям Украины ДИАКОНИЯ.RU