Вышенские святыни в Обнинске

22 апреля 2018 (9 апреля)
Храм Рождества Христова, духовно-просветительский центр

В воскресение жен-мироносиц в храме Рождества Христова встретили Вышенские святыни - ковчег с частицей мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, и икону Божией Матери Казанская Вышенская -, прибывшие в Обнинск в рамках крестного хода по Калужской епархии.

Мощи святителя Феофана были обретены в 1973 г. на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря.  С 1974 по 1988 гг. мощи находились в Троице-Сергиевой лавре.

В июне 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном тысячелетию крещения Руси, епископ Феофан был причислен к лику святых. Так как в это время монастырь был закрыт, мощи святителя были положены в ближайшем к монастырю храме во имя преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки.

29 июня 2002 года во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь.

14 марта 2009 года архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рака со святыми мощами святителя Феофана была торжественно перенесена в отреставрированный Казанский собор монастыря.

 

Икона Божией Матери Казанской Вышенской является точной копией с чудотворной иконы, обретенной 8(21) июля 1579 года в Казани. Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона, спасаясь от неприятельских войск, Москву покинула насельница Московского Зачатьевского Алексеевского женского монастыря Мария Ивановна Аденкова. С собой она взяла только одну святыню – икону Казанской Божией Матери, свое родительское благословение. Мария Ивановна направилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, известный высокой духовной жизнью.

Путь из Москвы в Тамбов был неблизким и опасным. Ямщик, который ее вез, заподозрил у нее большие деньги и решил украсть их. Неожиданно он свернул с дороги и направил лошадей в чащу близлежащего леса. Мария Ивановна сразу поняла, какая ей грозит опасность и от всего сердца обратилась с молитвою к Царице Небесной, прося Ее защиты от неминуемой смерти. «Не бойся, Я твоя Заступница», – вдруг послышался голос в ответ на ее молитву. Ямщик внезапно лишился зрения. Сознавая свою вину, он покаялся перед Марией Ивановной и попросил ее помолиться об исцелении, дав при этом обещание целой и невредимой привезти ее в монастырь. После краткой совместной молитвы пред иконой Божией Матери, ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности к Богу благополучно довез ее до монастыря.

9-го июня 1816 года Мария Ивановна была зачислена в штат Тамбовского монастыря, там же пострижена в монашество с именем Миропия. В ее скромной келье перед иконой Казанской Божией Матери теплилась неугасаемая лампада, и монахиня Миропия каждый день читала акафист перед чтимым образом. В марте месяце 1827 года Сама Богоматерь в сонном видении явилась монахине Миропии и повелела вручить икону Шацкой Вышенской пустыни на вечные времена, что и было исполнено в марте того же года.

От иконы стали происходить многие чудеса, а сама икона стала именоваться Казанской Вышенской, ее стали почитать как чудотворную, особенно после исцеления от холеры жителей городов Шацка, Моршанска и Тамбова. Почитание иконы было настолько сильным, что целых восемь месяцев в году с Крестными ходами икону обносили по городам и селениям Тамбовской губернии.

После революции во время одного из крестных ходов чекисты разогнали людей, арестовали священников, а чудотворную икону Божией Матери конфисковали. Узнав об этом, крестьяне пошли к зданию ЧК выручать свою Спасительницу. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери – детей вперед, кричат: “Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!” Страха уже в них не было никакого». Величественная картина народной веры устрашила сердца палачей. Чекисты сорвали с иконы драгоценную ризу, а доску бросили верующим.

В советские годы чудотворный образ хранился у верующих людей. После открытия храма в селе Эммануиловка в 1940-е гг. он был передан в приходскую церковь. Вышенский монастырь был открыт лишь в 1990 году.

В мае 1999 году в обитель была передана дореволюционная копия с чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской, которая до сего времени  пребывает в монастыре.

С 2001 года была возобновлена благочестивая традиция Крестных ходов с чудотворным образом Божией Матери Казанской Вышенской. Многие верующие, обращаясь с молитвами к чудотворному образу, как и много лет назад, получают помощь и исцеление.

20 июля 2014 года состоялось долгожданное событие – в родную Вышенскую обитель вернулась икона Божией Матери Казанская Вышенская, которая до революции была главной святыней монастыря. Чудотворный образ был торжественно перенесен крестным ходом из храма села Эммануиловки в Вышенский монастырь.

Вышенские святыни будут находиться в храме Рождества Христова до 26 апреля.

 
 
 
Сегодня 20 апреля (7 апреля) суббота
Священномученик Руфин

Седмица 5-я Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) (икона). Великий пост.

Прп. Георгия (Житие, икона), исп., митр. Митиленского. Мч. Каллиопия (Житие). Мчч. Руфина (Житие, икона) диакона, Акилины (Житие) и с ними 200 воинов. Прп. Даниила (Житие, икона) Переяславского. Прп. Серапиона (Житие) монаха. Сщмч. Аркадия пресвитера. Прмц. Евдокии.

8.30   Часы 3 и 6. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 21 апреля (8 апреля) воскресенье
Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Апп. от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия свт.Василия Великого. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия свт.Василия Великого. Молебен.
17.00   Пассия (вечерня с акафистом Страстям Христовым)
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Ев. 9, 24-28; Мк. 8, 27-31). Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: "Ты - Христос". Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто, и быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: "Ты - Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный". Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: "кто меня разлучит от любви Христовой"! - и подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года