Пост не должен быть для ребенка наказанием

Иерей Дмитрий Туркин

Несколько слов о посте для детей. Для ребёнка пощение ни в коем случае не должно стать каким-то мучительным, непонятным наказанием за его неосознаваемые и, тем более, несуществующие грехи. Главное – чтобы пост стал для ребёнка естественным, гармоничным, внутренне оправданным. Поэтому для начала важно понять, что именно может увлечь дитя к пощению.

Это должны быть стимулы, которые дадут ребёнку настроение, чтобы его труд был и Богу угоден, и радостен для него. Не для всякого ребёнка это возможно, но попытаться нужно.

Если дитя воспитывается в православной семье с младенчества, наверное, это проще. Ребёнок входит в постную дисциплину вместе с родителями, вместе с ними соблюдая постные дни и уставные обязательства.

В чём отличие дитя от взрослого? В отличие от взрослого, детский организм требует другого восполнения веществ: дитя растёт, взрослый человек уже не растёт. Взрослый только восполняет то, чего ему не хватает, а ребёнку надо расти. Поэтому, по здравому рассуждению родителей, даже во время поста ребёнку надо дать то, без чего он не сможет расти.

Не знаю, как относились отцы и матери к детскому посту в древности, но опыт и здравый смысл подсказывает, что молочная пища для ребёнка во время поста не есть нарушение, но восполнение тех веществ, которые ему абсолютно необходимы. Рост костей, зубов, других органов требует таких веществ, которые в другой пище не содержатся, а потому даже в самый строгий пост молочная пища для ребёнка не может быть отменена. Всё остальное – по рассуждению родителей.

Второй момент. Ребёнку нужно дать и некоторое понятие о духовном посте. Что такое духовный пост для ребёнка? Это не только исключение развлекательных передач и зрелищ, но и снижение того общего уровня веселья, которое нередко присутствует в детской жизни. Есть дети очень активные – нужно помочь им найти что-то серьёзное, что даст им возможность приобрести отношения с Богом.

«Ты постишься для Господа Бога. Господь постился для нас и за нас пострадал – давай попробуем Ему немножко подражать» – вот такое настроение поможет ребёнку укрепиться в это трудное время.

Если ребёнок воспитывается в православной семье, очень благотворно на его душу влияет пример родителей, пример тех друзей, вместе с которыми он бывает в храме.

Если же ребёнок только входит в храм, учится духовной и церковной православной жизни, – что можно сделать? Лучше отложить все правила и сказать ему: «Что ты можешь сделать ради Господа? Вот Господь нам дал всё – и жизнь, и семью, в которой ты живёшь, и любовь, и радость, и душевный мир, твои замечательные способности. Давай как-то попробуем Ему послужить, посодействовать в том, что Он даёт нам каждый день».

Это дело непростое, потому что старшие дети – семи, двенадцати, пятнадцати лет – имеют уже свои особенности и свои настроения, которые не могут быть описаны общими правилами.

Если вы – родители или знакомые тех детей, которые только учатся духовной жизни – попробуйте предложить им не столько пост, сколько понятие о воздержании, дети постарше могут воспринять и какие-то абстрактные понятия, которые, возможно для них ещё не близки, но приемлемы, востребованы, если дитя настроено на духовный лад.

Как это сделать? Добрым примером, любовью. Постарайтесь отнестись к детям со всем вниманием. Если ребёнок во время пощения на кого-нибудь злится или испытывает уныние, он от такого поста ничего не приобретает. Лучше дайте ему что-то сладкое или возможность посмотреть тот же мультфильм. Пусть он немножко утешится и порадуется, но напомните, что вы это делаете ради него и ради любви к нему.

Как Господь нас любит, Он нас не лишает ничего – мы стараемся Ему угодить. А Господь нам дарует всё в этом мире. Попробуем ради Христа и своих детей научить, и самим научиться быть верными Богу, верными православию.

http://www.pravmir.ru/post-ne-dolzhen-byt-dlya-rebyonka-nakazaniem/#ixzz3TLqnjZ6n

 
 
 
Сегодня 29 марта (16 марта) пятница
Аристовул апостол от 70-ти

Седмица 2-я Великого поста. Великий пост.

Мч. Савина (житие, икона). Мч. Папы (житие). Ап. Аристовула (житие, икона), еп. Вританийского (Британского). Сщмч. Александра (житие), папы Римского. Мч. Иулиана (житие) Аназарвского. Свт. Серапиона (Житие, икона), архиеп. Новгородского. Сщмчч. Трофима (житие) и Фала (житие), пресвитеров Лаодикийских.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее заупокойное богослужение.
Завтра 30 марта (17 марта) суббота
Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия (411). Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).
7.30   Панихида.
8.30   Часы 3й, 6й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно - личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовен, если она на стороне плоти - будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года