О «вредных привычках» прихожан

Епископ Обуховский Иона (Черепанов)

Знаете ли вы, что чудо насыщения пяти тысяч человек продолжается в истории до наших дней? Как тогда «ели все и насытились» пятью хлебами и двумя рыбами, так и сейчас Господь насыщает миллионы и миллионы людей Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью во время Божественной литургии.

Почему произошло чудесное умножение хлеба и рыбы?

Наверное, потому, что те, кто пришел послушать Христа, были настолько впечатлены и восхищены Его проповедью, что им уже ничего другого было не нужно, они забыли обо всех своих земных потребностях. Причем в то время не все знали, что это Мессия, Богочеловек, люди просто были вдохновлены словами, которые слышали из Его уст.

Каждый раз в храме и мы собираемся к ногам Христовым, чтобы услышать Его слово, услышать слова пророков, псалмопевцев, восхваляющих Господа, те слова, которыми молилась и продолжает молиться Церковь нашему Спасителю.

Но всегда ли мы находимся в храме, где без благоговения и шагу ступить нельзя, с тем настроением, которое должно вдохновлять нас на молитву?

Как-то я прочитал повествование одного почтенного архипастыря.

Будучи совсем ещё молодым человеком в 1930-е годы, он был арестован. Его поместили в камеру, в которой находились такие же, как он, арестованные за веру православные священнослужители и миряне, а также духовенство других конфессий – и все ожидали своей участи.

Этот молодой человек, будущий епископ, когда ему указали его место на нарах, улегся, достал утаенное во время ареста Евангелие небольшого формата и стал читать. И тут к нему подошел католический ксендз и сказал: «Молодой человек, эту книгу нужно читать только стоя». А другой, православный священник, который тут же рядом лежал на нарах и умирал после избиения на допросе, еле слышно произнес: «Или на коленях…»

Спустя много десятилетий этот епископ рассказывал: «Тогда я получил первый урок благоговения, без которого в Церкви нельзя ступить и шагу».

А мы храним ли благоговение и осознание величия святыни, в которой находимся?

Я часто бываю свидетелем, как, например, во время чтения часов перед Литургией прихожане занимаются чем угодно, только не внимают слову Божию, тому, что читается. Почему-то многие считают для себя необходимым пообщаться со знакомыми, обсудить какие-то вопросы, спросить, «как живете, как животик» – то есть, поболтать на темы, совершенно далекие от той цели, которая привела нас в храм.

Мы знаем заповедь: шесть дней делай свои дела, а седьмой день посвящай Господу Богу твоему. И удивляет, что люди, которые после трудовой недели встали рано, ехали зачастую из другого конца города на общественном транспорте, а то и вообще из других городов, тратят драгоценные минуты пребывания в храме Божьем на болтовню.

Получается, мы выделили для Бога, вырвали из своего плотного графика два часа, и даже из этих двух часов не можем 10 минут, когда читаются часы, пребыть в благоговении, в молитве. Неужели не было целой недели, телефонов и других средств коммуникации, чтобы обсудить какие-то вопросы или новости? Думаю, ничем иным, как небрежением к храму и отсутствием благоговения, нельзя объяснить подобное поведение православных христиан.

Также я не раз бывал свидетелем того, как пришедшие в церковь ведут себя, совершенно не задумываясь о тех, кто с ними рядом. Это начинается буквально у входа: люди толпятся, не пропуская друг друга, стремясь войти первыми. То есть ведут себя по законам того мира, который «во зле лежит».

Но Господь сказал: «Всё, что вы сотворили ближнему, то Мне сотворили». Наш ближний – это образ Христов. И, любя ближнего, относясь к нему с пониманием, терпением и расположением, мы всё это совершаем по отношению к Самому Христу, нашему Создателю.

Задумываемся ли мы о том, не помешает ли ближнему наше хождение по храму во время службы? Не мешают ли ближнему наши неуставные поклоны, подпевание за богослужением…

Об этом хотелось бы сказать особо. К сожалению, некоторые христиане считают для себя возможным во время богослужения, во время Литургии – общего дела, не вместе со всей церковью молиться, а подпевать хору. Представьте себя на месте стоящих рядом людей, которые сосредоточенно внимают тому, что поется, и вдруг рядом слышат какое-то мурлыканье. Если у вас «душа» поёт, изучайте церковное хоровое искусство и пойте на клиросе или в том храме, где принято общее пение. Таким образом, вы и ближнему не будете мешать молиться, и сможете принести Богу «плод устен».

Или, бывает, во время чтения часов или других молитв люди узнают, что называется, знакомые слова и начинают повторять их за чтецом. В таком случае также нарушается чин богослужения, а всё это мешает нашим ближним молиться в храме.

Что уже говорить о не выключенных мобильных телефонах, об опозданиях на богослужения.

Ну а некоторые привычки являются откровенно кощунственными. Например, стоять к Причастию или ко кресту к «своему любимому батюшке». Вы причащаетесь не из рук батюшки, а из рук Христовых. Выбирать, у кого причащаться, это кощунство и глумление над величайшим таинством.

Видя подобное, хочется сказать: пожалуйста, давайте помнить о ближних, о тех, кто рядом с нами, о том образе Христовом, который носит каждый человек.

Также будем помнить о том, что мы находимся в доме Божьем, и каждую секундочку, которая нам дана для этого, будем использовать для молитвы, для беседы с Богом. И пребывать в доме Господа нашего давайте будем с тем благоговением, без которого, действительно, в Церкви нельзя ступить и шагу.

http://www.pravmir.ru/o-vrednyih-privyichkah-prihozhan/

 
 
 
Сегодня 24 апреля (11 апреля) среда
Святитель Варсонофий Тверской

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.

Сщмч. Антипы (Житие, икона), еп. Пергама Асийского. Мчч. Прокесса (Житие) и Мартиниана (Житие). Прп. Фармуфия (Житие). Прп. Иоанна (Житие), ученика прп. Григория (Житие, икона) Декаполита. Прпп. Иакова (Житие) Железноборовского и Иакова (Житие) Брылевского, сподвижника его. Свт. Варсонофия (Житие, икона), еп. Тверского. Свт. Каллиника Черникского (Рум.). Сщмч. Николая пресвитера.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 25 апреля (12 апреля) четверг
Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754).
8.30   Часы 3, 6, 9. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.
16.30   Исповедь.
17.00   Соборование.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Взывай громко", говорит Господь св. пророку Илии, "не удерживайся, обличая беззакония людей Моих". Что же сделали? "Они ищут Меня, желают приближения к Богу". Но разве в этом есть грех? Ведь это и должны они делать. Да, должны, но дело в том, что они делают это не так как должно. Чают успеть в своем искании одним постом, не радея о делах правды и любви. И пост Мне приятен, говорит Господь, но такой, когда смиряя тело свое, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, бескровных вводят в дом, нагих одевают. Когда все это будет при посте, тогда искание Меня и приближение ко Мне будет успешно; "тогда откроется, как заря, свет твой. . . и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит? возопиешь, и Он скажет? "вот Я!". . . И будет Господь вождем твоим всегда" (Ис. 58, 1-11).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года