Почему не стоит бояться конца мира или Что на самом деле приближает нас к погибели

Священник Роман Савчук

В главе 24 Евангелия от Матфея приводится речь Господа о внешних обстоятельствах кончины мира и Его славного второго пришествия. Кроме достаточно известных апокалипсических картин войн и нестроений есть в этой речи некоторые детали, на которые очень редко обращают внимание. И может быть, совсем не случайно.

Обратимся к евангельскому тексту. В ответ на вопрос учеников о признаках кончины мира Спаситель предупреждает их об опасности лжепророков, социальных и экологических катаклизмах: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах… ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24: 4–7). Именно эти евангельские свидетельства зачастую лежат в основании обыденных представлений о последних судьбах мира. Однако их смысл весьма искажен. Голливудская киноиндустрия, сектантские организации различного толка и прочие адепты идеологии общества потребления достаточно активно воспитывают в массовом сознании прежде всего страх перед будущим, спекулируя на теме конца мира. И эта спекуляция отнюдь не безобидная игра на нервах людей. Цель более тонкая – отвлечь от главного.

Если мы внимательно посмотрим на евангельский текст, то увидим, что акценты в нем иные. Христос отнюдь не желает посеять в учениках страх. Наоборот, Он говорит: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24: 6). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя слова Спасителя, говорит, что истинные ученики Господа «будут выше несчастий»: никакие внешние нестроения не смогут поколебать их ревности к вере и добродетельной жизни. Об этом, по мнению святителя, свидетельствует также и указание Христа на то, что и в условиях глобальных потрясений «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24: 14). То есть, чтобы ученики не впали в уныние и не сказали: «Как же мы будем жить?», Господь как бы говорит: «Будете и жить, и учить повсюду»[1]!

Это первый важный акцент, противоположный популярной версии кончины мира. И православный христианин должен его хорошо осознавать: для человека, который доверяет Богу, который стремится жить с Богом, недопустимо поддаваться какому-либо запугиванию перед будущим, панике, страху – это признак гордой самонадеянности, а не добродетельной обеспокоенности по поводу собственного спасения.

Второй акцент евангельского восприятия последних судеб мира не менее важен. К сожалению, зачастую он также понимается в искаженном виде. Речь идет об «охлаждении любви». Господь говорит, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12). Обычно это указание стараются представить как некий социальный коллапс через распространение повальной нетерпимости в обществе: люди, мол, превратятся в зверей и начнут друг друга уничтожать.

Следствием такого убеждения, далеко не всегда высказанного явно, является поиск модели социального благоденствия, предотвращения конфликтов в обществе любой ценой. То есть на подсознательном уровне люди боятся «острых углов», боятся отстаивать традиционные ценности, поскольку это может вносить в общество напряжение, конфликты и проч. Таким образом, современные западные модели толерантности ко греху, по всей видимости, имеют глубинные ментальные основания в страхе перед кончиной мира, в мифе, основанном на неправильном понимании Евангелия, который сегодня продолжает активно поддерживаться, но уже с помощью более тонких технологий.

Как же нужно понимать слова Христа об «охлаждении любви»? Один из древних толкователей говорит, что здесь речь идет, прежде всего, об охлаждении любви к Истине: «Слова этого множества учителей (то есть лжепророков. – о. Р.С.) противоположного истине учения принесут такой вред, что даже горячую любовь к истине, которая прежде состояла в простоте веры, заставят охладеть из-за своей оценки восприятия Божественных таинств»[2]. И действительно, Спаситель «охлаждение любви» прямо связывает с «умножением беззакония», то есть с искажением Истины, вследствие чего, как пишет святитель Иоанн Златоуст, «ученики и от любви не будут получать утешения»[3]!

Таким образом, апокалипсическое «охлаждение любви» – это не просто изменение взаимоотношений между людьми, не возрастание ненависти, а нечто иное. Это, прежде всего, извращение истинного понимания любви! Лжепророки последнего времени (общественные и религиозные лидеры) будут превратно истолковывать высшую добродетель, так что последователи Христа не смогут радоваться подобной «любви». Вполне возможно, что речь идет о таком понимании любви, которое действительно ведет к уменьшению социального напряжения, к построению гармоничного общества без «острых углов», без конфликтов жизненных позиций. Однако это не любовь как Божественный дар, а скорее взаимовыгодная сделка ради комфорта: каждый должен отказаться от твердых убеждений о должном, благочестивом, истинном и признать относительность всех ценностей ради социального мира и благоденствия. Именно это падение форпоста любви, его извращение до такой степени, что во имя этой добродетели будут твориться беззакония, является ясным признаком того, что человечество ступило на путь, ведущий к погибели. Ведь если относительно войн и катаклизмов Господь говорит: «Это еще не конец» (Мф. 24: 6), то речь об искажении Истины лжепророками, об охлаждении любви и проповеди Евангелия для свидетельства всему миру Спаситель заключает: «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Как видим, святоотеческое понимание пророчеств Спасителя о последних судьбах мира в сущности своей противоположно тому мифу об Апокалипсисе, который активно пропагандируется в массовом сознании. Если последний имеет своей целью создать в воображении людей ужасающие картины бедствий и социальных нестроений, порождающих страх, то евангельские описания, наоборот, ободряют верующих, подвигают их к мужеству и стойкости не оставлять Истины – и Господь спасет верных Ему. Если в популярной идеологии целенаправленно акцент делается на социальных конфликтах с тем, чтобы люди подсознательно склонялись к поиску разрешения этих конфликтов любой ценой, – то в Евангелии ясно звучит предупреждение об опасности «прохладной любви», любви, лишенной верности Истины в обмен на социальный комфорт, – именно такая интеллигентная «любовь» ведет мир к погибели. Вот чего действительно нужно бояться – извратить любовь и из высшей добродетели превратить ее в служительницу комфорта.

[1] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Кн. 2. М., 2010. С. 430.

[2] Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Том 1-б: Евангелие от Матфея, 14–28 / Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под ред. Манлио Симонэтти. Рус. изд. под ред. Ю.Н. Варзонина. Тверь, 2007. С. 237.

[3] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. Кн. 2. С. 430.

http://www.pravoslavie.ru/100908.html

 
 
 
Сегодня 19 апреля (6 апреля) пятница
Прп. Севастиан Карагандинский

Седмица 5-я Великого поста. Великий пост.

Свт. Евтихия (Житие, икона), архиеп. Константинопольского. Мчч. Иеремия (Житие) и Архилия (Житие) иерея. Прп. Платониды (Житие) Сирской. Мчч.120-ти Персидских. Свт. Мефодия (Житие, икона), архиеп. Моравского. Мчч. Петра (Житие) и Прохора (Житие). Сщмч. Иоанна (Житие) пресвитера. Cщмч. Иакова (Житие) пресвитера. Прп. Севастиана (Житие, икона) Карагандинского, исп..

8.30   Часы 3, 6, 9. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери.
Завтра 20 апреля (7 апреля) суббота
Похвала Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста). Прп. Георгия, исп., митр. Митиленского (после 820).
8.30   Часы 3 и 6. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис