Батюшка, а это мы сейчас что целовали?

Диакон Димитрий Павлюкевич

Я люблю путешествовать. И самостоятельно, и в качестве сопровождающего групп. С помощью Русской духовной миссии в Иерусалиме мне удалось организовать несколько поездок на Святую Землю. А после того, как побываешь в одном месте хотя бы дважды, начинаешь замечать общие моменты в поведении людей, складываются основные типы, рождается их классификация.

1yaКонечно, вы не встретите ни один из этих типов в чистом виде. Человек намного сложнее и красивее. Цель же этой статьи – помочь тем, кто отправляется в путь, провести время в паломничестве не зря.

Основная цель: приобретение, порой неосознанное и неконтролируемое, религиозной продукции (кресты, ладан, иконы) и «святынь» (земелька, маслице).

Описание: Несмотря на 26-летнюю годовщину со дня последнего дефицита и глобализацию мировой экономики, паломники этого типа убеждены, что определенные святыни можно приобрести только непосредственно в местах паломничества. 33 свечи – в Иерусалиме, икону святителя Николая – в Бари, сухарики святого Серафима – в Дивеево. Даже если все это продается в иконной лавке ближайшего храма, все равно оно не обладает такой «силой» и благодатью. Сила и благодать увеличивается в зависимости от пройденного расстояния и рассчитывается по формуле: расстояние (км) x цена ($) = благодать (кг).

Рассказ гида, молитва, участие в таинствах, переосмысление собственной жизни (к чему очень располагает дорога) переносится на «если успею». Больше всего времени они проводят в лавках, магазинах и душевных терзаниях от того, что «там же было дешевле!». Особенно печально смотреть на тех, кто покупает очередной сувенир во время шествия по крестному пути в Иерусалиме. Паломников этого типа тяжелее всего собрать в автобус. Теряются и отстают от группы чаще остальных, зазевавшись в очередной лавочке.

Наиболее популярные фразы: «Эта икона от насморка или от головы?», «Ну вот и зачем мне столько?», «Там же было дешевле!», «Дайте две».

Ошибки: Нет ничего плохого в самих по себе покупках во время паломничества. Плохо не то, что человек делает покупки, а то, что он постоянно думает о покупках. Забивает ими голову. В Иерусалиме я встретил женщину, которая на протяжении трех дней ходила в ужасном настроении из-за невыгодной сделки (араб за углом продавал платки на 8$ дешевле, чем араб в магазине). Молиться она уже не могла.

Совет: Если покупок не избежать, лучше всего выделить для них какой-то один день и больше к этому не возвращаться. Даже если здесь дешевле.

Подтип: Охотники и собиратели. Являются рудиментарным подтипом коммерческого типа и первой его эволюционной ступенью. В далеком прошлом, за неимением средств и неразвитостью коммерции, паломники охотились за святынями и собирали их более диким путем – откалыванием, отколупыванием, отгрызанием частиц святыни. Игнорируют правила поведения, перелезают через ограды, участвуют в боестолкновениях с охраной. Бывают агрессивны.

Ошибки: 1) Смешение паломничества с вандализмом.

2) С основными представителями типа роднит желание именно владеть святыней, а не быть ей причастным.

Совет: Совет больше относится к рядом стоящим – пресекать любые попытки расхищения святыни, порой граничащие с глумлением и надругательством.

 

tatarstan-mitropolia-ru-agdv3u-kopiyaОсновная цель: непременно физический контакт с как можно большим количеством икон, мощей и других святынь.

Описание: Гидами в РДМ являются монахини. Они всегда пытаются раскрыть глубокий смысл событий, связанных с теми или иными местами Святой земли. Но целователей интересует не смысл Христовых страданий, а камень, где отпечаталась Его рука, не святость Богородицы, а место, где упала капля Ее молока, не жизнь святого, а его мощи. Все эти и другие места нужно обязательно поцеловать/приложиться. Простая молитва не является столь же действенной – важен именно физический контакт.

Стоя в очереди к гробнице Богородицы, я подслушал, как одна бывалая паломница шепотом рассказывала своей подруге, что внутри кувуклии гробница за стеклом, но она знает место, где снаружи камень гробницы выходит из-под стекла и его можно поцеловать не через стекло! Понимаете?! Не через стекло, а «по-настоящему»! Радости не было предела. Иногда это поклонение приобретает довольно странные формы: засунуть куда-нибудь голову или руку, потереться спиной или даже облизать (не верите – зайдите в Молочный грот в Вифлееме).

Постоянно находятся в тревожном состоянии. Ведь приложиться нужно ко всем святыням, а сделать это достаточно сложно из-за их количества и ограниченного времени. Помимо этого, приложить к святыням нужно все свои многочисленные иконы, что обычно задерживает очередь.

Из-за обилия святынь и невнимания к словам гида зачастую не знают, кому и чему они кланяются. Действуют по принципу «сначала целуй, потом узнавай».

Сильно разочаровываются и теряют смысл всего паломничества, узнав от гида, что многие места, связанные с жизнью Христа, не являются полностью достоверными. У многих причиной когнитивного диссонанса становится отсутствие помпезности и роскоши, которые, по их мнению, должны окружать святыни.

Наиболее популярные фразы: «Батюшка, а это мы сейчас что целовали?», «К чему прикладываться в этом храме?», «Здесь надо потереть или приложить голову?»

Ошибки: 1) Перманентная суетливость не позволяет сконцентрироваться. Такой человек не может нормально молиться или осмысливать евангельские сюжеты. Суетливость – враг покоя. А покой – свойство Царства Божия.

2) Попытка «освятиться» сугубо внешними действиями. Святость является результатом внутренней работы и, прежде всего, покаяния. Прикосновение к святыне не делает нас святыми автоматически.

3) Из предыдущего пункта следует, что главная ошибка состоит в бессознательном отождествлении христианских святынь с языческими. Языческое сознание делит все вещи на профанные и сакральные. Последние являются местом особой концентрации «энергии», «силы». Иудеи тоже считали храм особым местом присутствия Божия. Но Христос в беседе с самарянкой о храме сказал: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).

Для христиан святыни Иерусалима – прежде всего места памяти. Значит ли это, что здесь можно лишь предаваться исторической рефлексии и нельзя им поклоняться? Нет. Как это делать правильно? Читайте ниже.

Совет: 1) Поклонение не может сводиться к физическим действиям.
Поклонение – это проявление уважения. В нашем случае не месту, а событию, которое сделало это место памятным. Является ли истинным почитанием Голгофы целование этой горы на коленях с просьбой о замужестве/решении жилищного вопроса? Думаю, вряд ли. Поклоняясь Голгофе, прежде всего, стоит благодарить Христа за то, что Он избавил нас Своим крестом от греха, проклятия и смерти. Это как-то ближе к подлинному почитанию святыни.

2) У наиболее почитаемых святынь бывают большие очереди. Не расстраивайтесь, если вам не удалось прикоснуться к ним. Мы верим в вездесущего Бога, способного услышать нас в любом месте. Вместо того, чтобы расталкивать толпу локтями, помолитесь где-нибудь в уголочке, в который не заглядывают туристы.

 

33yaОсновная цель: переживание сильных мистических ощущений.

Описание: Данный тип встречается реже двух первых, но малочисленность его представителей с лихвой перекрывается производимым на окружающих впечатлением. Поклонение святыням сопровождается воздеванием рук, закатыванием глаз, надрывной молитвой и т.д.

Начитавшись или наслушавшись рассказов о сильных переживаниях у святых мест, убеждены, что и они просто обязаны что-то чувствовать: тепло, благоухание, желание плакать, некую абстрактную «благодатность», «священный трепет» – спектр эмоциональных и сенсорных переживаний довольно широк. Некоторые непременно должны стать свидетелями повторяющегося чуда: увидеть подмигивания иконы, услышать звуки удара хлыста или стенаний грешников в аду.

Если чувства не возникают сами, их нужно вызвать искусственно. Однажды на Иордане я видел женщину, которая отчаянно пыталась войти в религиозный экстаз – неистово окуналась, выныривая и глядя в небо, потрясая руками, громко взывая к Богу. Казалось, что она ожидает, что вот-вот разверзнутся небеса, потоки света озарят ее, и произойдет много других голливудских спецэффектов. Это должно произойти, ведь она в Иордане! Вела себя она очень наигранно и неестественно. После нескольких минут такого аутотренинга она, наконец, вышла с потухшим взглядом. Чуда не произошло. Я наблюдал за ней в течение поездки – ее разочарование только росло. Иерусалим уже не тот…

Наиболее популярные фразы: «ОООО!», «УУУУУ!»

Ошибки: 1) Убежденность в том, что святые места обладают особой «аурой», воздействующей на всех присутствующих. Отсюда уверенность, что и я должен пережить особое эмоциональное или физическое состояние. Однако далеко не все расположены к мистическому восприятию. Такое несовпадение ожидания и реальности ведет к разочарованию.

2) Попытка вызвать мистические переживания искусственно. «Накрутить» себя. Хоть я не психолог, но подозреваю, что это небезопасно для психики. Во всяком случае, при неудачных попытках опять-таки разочарование обеспечено.

Совет: 1) Если вы, зайдя в Гроб Господень или на гору Фавор, ничего не ощутили – не расстраивайтесь. Возможно, вы просто не мистик. Хуже, если вы, ожидая озарения, забудете помолиться и поблагодарить Христа за Его смерть и воскресение.

4iya2) Не спешите отождествлять собственные эмоциональные переживания с реальным мистическим опытом. Откуда вам знать, что, например, ваш сон – это не продукт вашего сознания, а знак свыше? Мистика – вещь сложная.

 

Основная цель: неизвестна.

Описание: Как правило, едут в паломничество по просьбе родителей/бабушек или вместе с ними, но при этом презирают их «религиозный фанатизм». Ситуация нередко усугубляется чрезмерно настойчивым желанием родственников спасти/обратить своих заблудших чад. Могут иметь нейтрально-скептическое отношение к религии и отправиться в путь самостоятельно, чтобы решить для себя религиозный вопрос (где, как не в Иерусалиме?).

На лице снисходительная улыбка и грустный взгляд, являющиеся следствием глубокого понимания сути происходящего (фанатизм верующих, неисторичность Иисуса, упадок Церкви и т.д.). Иногда направляют оттопыренный пальчик в сторону очередного «фанатика», целующего святыни. Их отношение к религиозным традициям можно коротко описать словом «слишком». Слишком глубоко кланяются, слишком сильно постятся, слишком их много.

К их чести, они наиболее внимательно слушают рассказ гида. Любят задавать «неудобные вопросы» и собирать встревоженное «шшш» вместо лайков. Подшучивают и иронизируют над «верунами». Подчеркнуто интересуются историческими и природными достопримечательностями, игнорируя религиозные.

Имеется небольшой подтип. Их цинизм и надменность проистекает от поверхностных богословских знаний, полученных в семинарии или на теологическом факультете. Им одним известно, как все должно быть, как редко это бывает у большинства верующих и как еще реже они сами следуют своим советам. Любят составлять классификации паломников и писать об этом статьи на «Правмир».

Индивидуальные черты представителей данного типа достаточно разнообразны, но объединяет их одно – плохо скрываемое чувство собственного превосходства.

Наиболее популярные фразы: «Пфф!», «Фи!», «Можно верить в Бога, но не до такой же степени!»

Ошибки: 1) Собственное предубеждение выдается за собственное мнение. Собственное мнение – это результат исследования, постоянно подвергаемый сомнению. Предубеждение – это психологическая установка, препятствующая адекватному восприятию реальности.

2) Игнорирование элементарных правил вежливости и уважения к окружающим.

Советы: 1) Не поддавайтесь на уговоры родственников. Паломничество – поездка специфическая.

5ya2) Если вы все-таки захотели сделать маме приятное, не делайте ей при этом одолжений. Будьте хорошим (-ей) мальчиком/девочкой до конца.

Основные цели: встреча и поклонение.

Описание: Трудно писать о том, чего не знаешь из собственного опыта. Это не значит, что я не встречал настоящих паломников. Но как выделить их существенные черты? Возможно, подойдет описание первого в истории паломничества к Гробу Господню. Паломничество жен-мироносиц.

С какой целью они пришли? Написано – чтобы «посмотреть гроб» (Мф. 28:1). Не думаю, что это просто туристический интерес. Мне кажется, в их действии было подсознательное желание встречи с Умершим. Мы тоже ходим на кладбище с похожей целью. Мы ходим на кладбище не к надгробиям, а к людям. И Христос пришел на землю не для того, чтобы оставить нам Свой Гроб, Голгофу, отпечаток руки, стопы, лица, тела на полотне. Он оставил нам Себя. Встреча с Ним является целью паломничества. Есть и другие места для этой встречи – например, Евхаристия.

И эта встреча состоялась. Во всяком случае, у Марии Магдалины (Ин. 20:13). Христос находился от Марии на расстоянии вытянутой руки, но она не то что не впала в религиозный экстаз, она Его даже не сразу узнала.

В других Евангелиях говорится еще об одной цели – умащении тела Спасителя миром. Это обряд, который проводился над умершим. Мироносицы не надеялись на Его воскресение, оно было неожиданным для них. Можно предположить, что они чувствовали: «Все! Тот, который называл Себя Мессией, Сыном Божиим, умер. И все Его обещания вместе с Ним». Но даже после этого они не превратились в циников, не бросили Его тело, а шли его помазывать миром.

И в этом помазании вся суть поклонения. В отличие от целовательного типа, мироносицы собирались прикоснуться к телу Спасителя не для того, чтобы получить, а для того, чтобы отдать – свое почитание, уважение. Поклонение и почитание – это действия, направленные вовне, а не вовнутрь, любовно, а не эгоистически.

Наиболее популярные фразы: «Слава Богу за все!»

P.S. Данная классификация не претендует на всеобъемлемость. За ее рамками остались люди, убежденные в необходимости «претерпеть» в паломничестве (натереть мозоли, ехать в неисправном автобусе, иметь проблемы с таможней, упасть в обморок), либо, наоборот, те, которые будут всегда ворчать (мало святынь посетили, слишком нагруженная программа, слишком жарко, слишком холодно), «политические» паломники, хорошо разбирающиеся в том, что «наше», что было «нашим» и что должно быть «нашим», «воинствующие» паломники, возмущающиеся тем, что в «наших» храмах есть еще представители других конфессий или религий, и многие-многие другие. Добавляйте в комментариях свои наблюдения. Христос Воскресе!

http://www.pravmir.ru/batyushka-a-eto-myi-seychas-chto-tselovali/

 
 
 
Сегодня 24 апреля (11 апреля) среда
Святитель Варсонофий Тверской

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.

Сщмч. Антипы (Житие, икона), еп. Пергама Асийского. Мчч. Прокесса (Житие) и Мартиниана (Житие). Прп. Фармуфия (Житие). Прп. Иоанна (Житие), ученика прп. Григория (Житие, икона) Декаполита. Прпп. Иакова (Житие) Железноборовского и Иакова (Житие) Брылевского, сподвижника его. Свт. Варсонофия (Житие, икона), еп. Тверского. Свт. Каллиника Черникского (Рум.). Сщмч. Николая пресвитера.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 25 апреля (12 апреля) четверг
Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754).
8.30   Часы 3, 6, 9. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.
16.30   Исповедь.
17.00   Соборование.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Взывай громко", говорит Господь св. пророку Илии, "не удерживайся, обличая беззакония людей Моих". Что же сделали? "Они ищут Меня, желают приближения к Богу". Но разве в этом есть грех? Ведь это и должны они делать. Да, должны, но дело в том, что они делают это не так как должно. Чают успеть в своем искании одним постом, не радея о делах правды и любви. И пост Мне приятен, говорит Господь, но такой, когда смиряя тело свое, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, бескровных вводят в дом, нагих одевают. Когда все это будет при посте, тогда искание Меня и приближение ко Мне будет успешно; "тогда откроется, как заря, свет твой. . . и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит? возопиешь, и Он скажет? "вот Я!". . . И будет Господь вождем твоим всегда" (Ис. 58, 1-11).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года