Будьте как дети, или Когда общество предлагает нам взрослую правду

Протоиерей Алексий Иродов

Общество предлагает нам взрослую правду

«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18,2-3)

Когда мы рождаемся, то учимся, ищем, как занять своё место в обществе. Ищем правду и пытаемся всё узнать. Находим то, что по-честному. Ребенок понимает, что он ещё не член взрослого общества и старается им стать. Его внутренний мир формируется естественно и без обмана – ведь иначе не станешь взрослым. В нашей жизни нет, наверное, ничего более чистого, чем этот детский взгляд на мир. Желание правды, желание принять ее всю, такой, как она есть, не искажая. Вряд ли что-то другое можно назвать любовью в человеке. Ребенок даже не подозревает, что правде можно изменять.

Со временем, общество вместо детской непосредственности и простосердечия предлагает нам взрослую правду. И тогда детство уходит. На этом этапе не имеет особого значения, высоко ли стоит это общество или оно низменно и примитивно, но эта новая взрослая правда становится на место нашей детской чистой правды.

Одни, не задумываясь, принимают взрослый мир, другие просят, чтобы их убедили, третьи с большим трудом находят себе место среди взрослых. По-разному ребенок принимает новый взрослый мир, но это, как не странно, не разделяет людей. Хотя и по-разному новое принято, но сразу же перед всеми открывается новый и очевидный для всех факт. Оказывается, что общество не берет на себя труд обеспечить решениями на все случаи жизни, но гласно никому в этом не признается.

Все усложняется еще тем, что детьми мы все имели меньше свободы, и это облегчало жизнь. Взрослый мир вступает в свои права, но все вокруг остается неопределенным и сложным. На самом деле жизнь при этом не изменилась. Все осталось как в детстве, только взрослые вручили тебе твою свободу и свое безразличие.

Происходит перелом, и человечество разделяется

Падшее грехом человечество так и не научилось правильно жить, но упорно не признается в этом. Все деловито суетятся, хотя ни один из нас никогда не научится жить правильно. Хорошо, если бы взрослые признались сразу, и это сошло бы за покаяние, что, если честно, то они сами ничего не понимают. Что они сами живут как в детстве. Но, в отличие от детей, поступают наугад, движимые легкомысленными инстинктами, а не разумом. Для того чтобы открыть для себя и понять эту правду, многим не хватает целой его жизни. Одна эта, казалось бы, маленькая и банальная правда, способна была бы обезвредить целый мир человеческой лжи.

Ты уже взрослый, подчиняешься чему-то, как кажется, более важному, чем естественный простодушный поиск. Но вместе с этим отходит в прошлое и первая простая детская любовь, которая открывала тебе окружающий мир. Мир теперь пугает. Ребенок тяготится и теряет детскую простоту. Этот перелом замечают все люди. Он на самом деле мучает. Детский разум комфортнее, чем взрослый.

На этом этапе человечество разделяется. Каждый решает эту коллизию по-своему. Одни подчиняются и не смеют перечить, другие восстают против общественных норм. Против воспитания, и культуры окружающих людей. Это видно, например, тогда, когда люди от Закона Божия робко переходят к тому, что называют светской культурой. А потом опровергают эту культуру и говорят, что должны быть естественны. Собираются жить по своему сердцу. Направление кажется правильным, ведь действительно, поиск правды – честный поиск, ведь в идеале никто не собирается врать. И этот путь действительно от неправды к любви. Но именно здесь и подстерегает человечество очередная проблема.

Социализация состоялась. Пройден определенный путь диалога с обществом. Человек уже многому научен. И теперь для того, чтобы стать как дети и вернуться к любви и правде, нужно пережить серьезный протест, отделить себя в своём сердце от общества. Это для большинства людей неслыханная тяжесть. Страх делает невозможным дальнейший поиск.

Горевать «у разбитого корыта», ожидая правды?

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.» (1 Ин. 4,18) И тогда любовь открыла бы, что все до единого люди на земле не знают, как им жить. В присутствии Христовой любви это важное знание не пугает. Евангелие дает перспективу. Христос говорит, что Его ученик должен возненавидеть все человечество и себя в нем. Это, я думаю, состоит в том, чтобы признать нашу неисправимую неправоту и этим возлюбить людей. Доброжелательно вытерпеть правду о том, что мы все заблудились и нуждаемся в особом Божием участии.

Если Христос дал тебе свободу так думать, то Он и освободил тебя, и сказал тебе, что можно так поступить. Тогда ты свободен для любви. Осталось только ее опознать, и в ней укрепиться. Теперь ты можешь позволить себе по-другому взглянуть на окружающих. Оказывается, что все мы еще дети, просто мы очень выросли. Чтобы правильно жить, достаточно понять, что всему еще нужно учиться. Наша взрослость просто выдумана нами.

Любить самому, не зная о Христе, Боге, который бы разрешил тебе так думать, все равно, что загорать в снегу на февральском солнце. Самому принять и вытерпеть преступность всех нет никаких сил. Страдание чистого сердцем человека способно в таких условиях произвести на свет только ту правду, которая называется Евангельские блаженства. Горевать «у разбитого корыта», ожидая правды.

 

Если не любовь движет тобой, если ты сам захотел, оправдаться и восстал, захотел стать свободным, тебе придется принимать решение относительно правоты своего поступка, а это неразрывно связано с сомнением и вопросом к самому себе: «А какой при этом я?».

Еще существует заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх. 20,12). Тебе придется опровергнуть, для того чтобы быть честным, правду отца и матери. Хватит ли тебе любви и такта, протестуя, не согрешить перед ними? Придется оправдывать свои поступки самостоятельно, невежественно, противореча и сомневаясь, в высокопарной неопределенности. При этом кто примет твою правоту? В чем эта правота и почему именно ты? И именно так? Вместо любви ты сам будешь назначать правых и неправых. При этом всегда доподлинно зная, что ты так и не нашел правду. Многие идут этим путем и заблуждаются. «Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди. (Мих. 7,4)»

…… а это и есть гордость. Даже, если, протестуя, ты невежественно думал сохранить честность и доброжелательность – это хорошо. Но гордость все равно поселилась в твоем сердце. Удивительно, но, кажется, победить грех самостоятельно человек пытается именно гордостью. Царство гордости похоже разделилось само в себе. Гордость теперь в тупике, сама не может освободиться от греха, и осуждена. «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт. 2,17)

При наличии гордости, правда становится предметом торга

Действие гордости очень несложно, но очень тлетворно. Гордость тоже ищет правду, но без Христовой любви, сама по себе эта правда становится для человека осуждением. Нечем удержать и вытерпеть ее боль. Гордость не даст оставить ее себе, она обязательно потребует эту правду применить для оправдания трагедии жизни и всей ее несправедливости. Своего протеста, когда ты заподозрил весь мир в неправоте, и не вытерпел, ожидая чего-то, пусть и туманного, искренне бросился все исправлять. Гордость, как бы нехотя, мол «ничего личного», посредством правды, пытается доказать, что во всем виноват сам Бог. И этим стать правой. «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». (Быт. 3,12)

Гордость обокрала нас. Гордость разрушила в наших душах важную грань между внутренним твоим и внешним общественным. Правда, которая должна была приносить общий язык, теперь начала приносить соперничество. Теперь каждый, кто пришел к правде, не может удержать её как общее место, как основание для мира и любви. Но все люди, как обреченные, противопоставляют себя друг другу в постоянном соперничестве, вынужденные оправдывать себя ею. Как бы обрушивают на голову ближнего правду, ее самую, ту, что должна была приносить мир.

Гордость похитила душевный мир, заняла место любви, и противопоставляет людей друг другу. Когда «все хорошо», она заставляет суетиться или оправдываться, вселяя чувство вины. Когда «все плохо» – ненавидеть и отчаиваться. Гордость все осуждает, все разделяет, от всего уязвляется, ничем не может владеть, всему не по разуму ревнует, «наводит порядок», всегда одинока, не имеет смысла.

Люди вынуждены защищать свою правоту. Для этого люди собираются сообщества, утверждаются границы. Отсюда неспособность любить врагов. Гордость не способна любить, поскольку, не может позволить себе быть равнодушной. При наличии гордости, правда становится предметом торга. Сколько себя не заставляй, любить ты не будешь, потому что вынужден доказывать свою «перемежающуюся» правоту сам, а не потому, что Христос тебя оправдал.

Гордость прокралась и вошла в нашу жизнь естественно и незаметно для нас. Еще до нашего рождения, она верно ждала нас, чтобы стать неотвратимой преградой между первой нашей детской любовью и нами.

Будьте, как дети – вернуться к тому, что ты знал раньше

Будьте как дети, мне кажется, указывает на то, что каждый человек помнит правду в глубине своего сердца и способен вернуться к этой правде внутри себя. В этом состоит наше покаяние. Оно состоит не из сложного, просто нужно вернуться к тому, что ты и так знаешь. И если по-честному, то все люди остались детьми, просто нужно это вспомнить.

Именно этой нашей взрослости присуще то самое серьезное лицо, с которым делаются все глупости на свете (х.ф. “Тот самый Мюнхгаузен”).

При этом общество, точнее миф, наше представление о том, что мы все, якобы вместе, имеет для человека огромный магнетизм. Держит житейская гордость и страх остаться одному и от этого неуверенность. Причиной, почему ты можешь вероломно бросить взрослую правду и принять детскую, для тебя будет Евангелие, а не твой произвол. Христос разрешает, и дает тебе эту свободу. При этом действительных твоих обязанностей по отношению к обществу никто от тебя не забрал, просто меняется характер твоего отношения с внешним миром.

Куда девается детская любовь? У детей любовь является их внутренней реальностью, а не внешней. Дети испытывают любовь и на этапе осмысления проверяют ее границы. Детям важно, любят ли их так, как они сами. По мере взросления, теряя свою детскость, человеку хочется продолжить действие любви на весь мир. Привязать ее, чтобы она не ушла. Но любовь добродетель внутренняя и во внешнем мире проявиться может только растворенная в поступках. Если любовь культивировать во внешнем мире такой, как она находится внутри нас, то это только нежизнеспособная декларация. Или вообще прелюбодеяние. Любовь тогда становится сначала формальной, а потом лживой. Вместо любви, тогда приходит ее лицемерное подобие. Эта любовь всегда распределяется вручную, ее нужно завоевывать, она не обходится без пантеона авторитетов и иерархии побоев. Общество любит посредством лицемерия.

Любовь выступает как правильный способ организации человеческих отношений. Она полностью сильна помочь именно в нашем случае, поскольку люди далеки от совершенства. Главное для нее – это отсутствие лукавства. Лукавого делания, которое присуще взрослым отношениям, в которых всегда существует две реальности – та которую говорят и та, которую знает твое сердце. «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости». (Иер. 9,5)

http://www.pravmir.ru/budte-kak-deti-ili-kogda-obshhestvo-predlagaet-nam-vzrosluyu-pravdu/

 
 
 
Сегодня 20 апреля (7 апреля) суббота
Священномученик Руфин

Седмица 5-я Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) (икона). Великий пост.

Прп. Георгия (Житие, икона), исп., митр. Митиленского. Мч. Каллиопия (Житие). Мчч. Руфина (Житие, икона) диакона, Акилины (Житие) и с ними 200 воинов. Прп. Даниила (Житие, икона) Переяславского. Прп. Серапиона (Житие) монаха. Сщмч. Аркадия пресвитера. Прмц. Евдокии.

8.30   Часы 3 и 6. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 21 апреля (8 апреля) воскресенье
Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Апп. от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия свт.Василия Великого. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия свт.Василия Великого. Молебен.
17.00   Пассия (вечерня с акафистом Страстям Христовым)
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Ев. 9, 24-28; Мк. 8, 27-31). Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: "Ты - Христос". Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто, и быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: "Ты - Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный". Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: "кто меня разлучит от любви Христовой"! - и подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года