Грех ли есть яблоки до освящения в день Преображения?

foma.ru

Однажды на исповеди священник меня спросил, ела ли я виноград, яблоки или иные плоды до их освящения в день Преображения (19 августа). Я ответила утвердительно, и за свою любовь к фруктам получила от батюшки наказание – месяц не есть виноград и яблоки. Мне стало обидно – неужели я действительно совершила грех?

Людмила, Омск

С точки зрения церковного Устава, батюшка, наложивший на вас такой необычный запрет, прав. Эта норма действительно присутствует в Типиконе – сборнике богослужебных и аскетических указаний. Она говорит о том, что монахам нельзя вкушать плодов до их освящения в день Преображения Господня, и за нарушение этого запрета предписывает нерадивым монахам до 14 сентября не есть виноград и яблоки. Сразу нужно заметить, что данное правило – чисто монашеское и мирян практически не касается. Однако многие духовники распространяют его на своих духовных чад. Вопрос – почему?

Начнем с истории. Еще во времена Ветхого Завета сложилась традиция возносить Богу благодарность за все ниспосланные Им дары. Уродил у крестьянина большой урожай – он его часть приносил в жертву. У скотовода увеличилось поголовье скота – он приводил лучшее животное из своих стад и приносил его снова-таки в жертву. Рыбак, торговец, ремесленник получали хороший доход – они так же стремились отблагодарить Господа за успешно завершенное дело. И в этом не было никакой мистики – щедрые приношения не обеспечивали людям «благосклонность» Бога. Они, прежде всего, воспитывали в них чувство благодарности – важнейшей составляющей любой развитой религии, и вообще любых межличностных отношений.

В старину, когда христианская цивилизация была в основе своей аграрной, существовали различные чины освящения. Сейчас они во многом позабыты. В наши дни Церковью торжественно освящается лишь мед, душистые травы и виноград. Мед и травы – 14 августа, виноград – 19 августа. Именно в эту пору в Малой Азии и Палестине в старину начинался сбор этих продуктов. Яблоки стали освящать гораздо позже, и исключительно в русских странах – на севере Польши и Украины, в Беларуси и России. В этих регионах яблоки стали «заменителем» винограда, который попросту не родил в этой климатической зоне.

Воздержание от вкушения плодов до их освящения – это реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Хозяином вселенной.

http://foma.ru/grex-li-est-yabloki-do-osvyashheniya.html

Вопрос читателя: Подскажите, пожалуйста, можно ли есть яблоки до праздника Преображения Господня?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Церковь благословляет плоды нового урожая по времени их созревания. В Греции к празднику Преображения созревал виноград, в России — яблоки. Первые плоды винограда и яблок приносили в храм для благословения. Сейчас многие сорта винограда и яблок созревают раньше. Если говорить о яблоках, то на юге России или Украине многие сорта уже поздно собирать на Преображение Господне. Грех не пользоваться Божиими дарами, поэтому то, что созрело раньше, логично приносить в храм по мере созревания. А на праздник Преображения Господня можно принести более поздние сорта. Как быть жителям городов, у которых нет на даче яблонь? Можно купить яблоки и в магазине, принести их в храм с благодарностью Богу за Его щедрые к нам дары. Можно ли есть яблоки до праздника Преображения Господня – вопрос открытый. Думаю, что можно есть лишь те сорта яблок, которые не сохранятся до праздника. Касательно прочих сортов лучше сохранить благочестивую традицию, прописанную в богослужебном уставе. 

В Типиконе действительно есть указание на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам».

Кроме того, следует не забывать, что с Яблочным Спасом связаны и другие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.

http://foma.ru/mozhno-li-est-yabloki-do-preobrazheniya.html

 
 
 
Сегодня 29 марта (16 марта) пятница
Аристовул апостол от 70-ти

Седмица 2-я Великого поста. Великий пост.

Мч. Савина (житие, икона). Мч. Папы (житие). Ап. Аристовула (житие, икона), еп. Вританийского (Британского). Сщмч. Александра (житие), папы Римского. Мч. Иулиана (житие) Аназарвского. Свт. Серапиона (Житие, икона), архиеп. Новгородского. Сщмчч. Трофима (житие) и Фала (житие), пресвитеров Лаодикийских.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее заупокойное богослужение.
Завтра 30 марта (17 марта) суббота
Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия (411). Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).
7.30   Панихида.
8.30   Часы 3й, 6й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно - личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовен, если она на стороне плоти - будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года