Как подготовится к Великому посту

Протоиерей Александр Авдюгин

Не бойтесь “искушений”

Тому, кто впервые решил пост соблюдать, часто все простым и ясным кажется; те же, у кого опыт постовой десятилетиями измеряется, скромны в ожиданиях, немногоречивы в обещаниях. Они лишь в надеждах, что Бог поможет достойно Четыредесятницу провести.

Откуда такая осторожность, которую некоторые за духовную несостоятельность, а то и за пессимизм принимают?

Да из-за воспоминаний о прошлых постах, ведь сколько ни проживи, как ни молись, а знаменитое «постовое искушение» обязательно произойдет, причем такое, которого не ожидаешь, то бишь то, чего раньше никогда не было.

Собственный постовой опыт — дело доброе и хорошее, но и соперник у каждого отнюдь не прост. Недаром его лукавым называют. Он вместе с тобой «совершенствуется» и твои слабые стороны четко изучает, а иногда и лучше тебя их знает.

Именно поэтому, когда спрашивают, какие книги рекомендуются во время поста, чтобы реже хотелось телевизор включить и во всех и вся проникший интернет заглядывать, я, наряду со святоотеческой и доброй классической художественной литературой, всегда советую «Письма Баламута» известного христианского апологета и писателя Клайва Стейплза Льюиса перечитать. Не беда, что Льюис англиканином был — конфессиональная принадлежность не помешала ему полноценно, ярко и образно раскрыть хитрую и разносторонне злобствующую сущность врага рода человеческого.

Не переоценивайте свои силы

Еще одна причина, почему необходимо очень серьезно готовиться к посту, — то, что мы очень часто переоцениваем свои возможности, и когда выясняется, что критерии, поставленные перед собой, невыполнимы, то следует разочарование, нередко заканчивающееся отказом от поста вообще.

Дело в том, что единой меры постового воздержания не существует. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не «превосходить себя». Знаменитое выражение — «постовой подвиг», которое так часто мы слышим в проповедях и в советах, не надобно понимать буквально и ставить перед собой задачи, непосильные для организма и для души. Обязательно необходимо учитывать возрастной критерий.

Приведу в качестве примера такой весенний диалог с прихожанкой:

— Скажи-ка, радость моя, картошку уже из подвала вытащила, чтобы проросла немного к посадке?

— Конечно, батюшка! Под кроватью ящики стоят.

— И как, так же десять соток сажать и в этом году будешь?

— Что вы, отче! Нет тех сил, что раньше. Дай Бог крепости хоть соток пять осилить.

— Вот видишь, картошку, как всегда, посадить сил не хватает, а правила постовые на себя возложила такие, что и молодой не осилит…

Подобные диалоги на любых приходах возникают — и на сельских, и на городских. Любой священник может вам сказать, сколь часто приходится ему объяснять, что не надо на себя налагать «бремена неудобоносимые», то есть того правила, на которое не хватит сил физических. Душа-то в любые годы молода, а тело имеет свойство стареть и, соответственно, слабеть.

Чтобы не ошибиться в своих планах постовых, посоветуйтесь со священником, которому исповедуетесь, и реально оцените свои силы. Воздержание в пище должно не к болезни и упадку здоровья привести, а к видению грехов своих и желанию от них избавиться.

Не подражайте посту других

Еще одна проблема — это пост по чьей-то «методике», то есть проецирование на свою душу и тело чужой телесной и молитвенной практики. Пост, навязанный извне, оскорбляет человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души.

Есть много прекрасных советов, книг и наставлений о том, как правильно провести пост, но нужно обязательно учитывать и разграничивать, в какое время, кому и при каких обстоятельствах эти рекомендации давались. Нельзя правило для афонских монахов брать «за основу» собственного поста: по мощам — миро, по веку — действо.

Особенно надобно быть осторожным с теми советами и книгами, которые имеют характеристику «очень популярно». Они продаются большими тиражами, о них много говорят. К сожалению, в большинстве случаев перед нами очередная грань откровенного оккультизма.

Молитесь и думайте

Есть такой известный совет: «Входя в храм Божий, надобно снимать шапку, а не голову», — поэтому, прежде чем возложить на себя постовые «вериги», подумайте, помолитесь, спросите совета у священника, «чтобы вера ваша «утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор. 2:5).

Мы говорим о «радости поста» не от констатации того, что прихожане похудели и молятся чаще, а потому, что глаза их духовные прозорливей стали, что меньше страсти, злобы и непонимания вокруг определилось.

Для некоторых пост — лишь хороший повод сбросить вес через ограничение от скоромной пищи, отказа от сладостей и вина, но для христианина постовое воздержание — способ уйти от второстепенного к главному, от шума плоти к тишине духа.

Доброго вам поста!

http://www.pravmir.ru/v-preddverii-posta/

 

 
 
 
Сегодня 20 мая (7 мая) воскресенье
Жировицкая икона Божией Матери

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора. Поста нет.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Мч. Акакия (икона) сотника. Прпп. Иоанна (икона) Зедазнийского и учеников его: Авива (икона), еп. Некресского, Антония (икона) Марткопского, Давида (икона) Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (икона), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского, Шио (икона) Мгвимского (Груз.) Прп. Нила (икона) Сорского. Обретение мощей Нила (икона) Мироточивого, Афонского. Любечской (икона) и Жировицкой (икона) икон Божией Матери. Челнской и Псково-Печерской, именуемой Умиление (икона), икон Божией Матери.

7.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
9.00   Божественная литургия. Молебен. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 21 мая (8 мая) понедельник
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).
Прп. Арсения Великого (449-450).
9.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


(Дея. 20, 16-18, 28-36; Ин. 17, 1-13). Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года




Помощь мирным жителям Украины
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь оказывает помощь мирным жителям Украины ДИАКОНИЯ.RU