Апостол и евангелист Лука
1 ноября 2015 (19 октября)
Воскресная школа
В воскресенье в рамках занятий с родителями детей, посещающих Воскресную школу, демонстрировался фильм «Святой апостол и евангелист Лука». Память святого апостола и евангелиста Луки праздновалось накануне. Фильм рассказал о следующем.
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 – 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Евангелие написано им в 62 – 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Евангелие от Луки, по мнению многих исследований, является лучшим из когда-либо составленных жизнеописаний Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сохранились многочисленные гимны и молитвы; очень часто здесь изображается, как Спаситель молится где-нибудь в уединенном месте. Причем в соответствующих местах у других евангелистов нет никакого упоминания о молитве, как, например: во время Крещения Спасителя (Лк. 3:21), перед избранием двенадцати (Лк 6: 12), перед исповеданием Петра (Лк.9:18), во время Преображения (9: 28). Среди гимнов Евангелия от Луки можно назвать «Слава в вышних Богу» (Лк. 2:14) «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55), «Ныне отпущаеши раба Твоего» (Лк. 2:29-32). Именно Евангелие от Луки сохранило для нас многочисленные притчи, которых нет у других Евангелистов. Самые известные из них: о милосердном Самарянине, о Блудном сыне, о богаче и Лазаре, о мытаре и фарисее. Особое место Лука отводит женщинам. Именно у Луки мы читаем о Елисавете, об Анне, о вдове из Наина, о женщине, помазавшей ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Лука же дает нам яркие портреты Марфы, Марии и Марии Магдалины. Не случайно иногда Евангелие от Луки называют Евангелием женщин. По древней иконографической традиции, апостола Луку изображают с тельцом, подчеркивая тем самым жертвенное, искупительное служение Спасителя.
Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 – 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя.
В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 – 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы.