Таинство Крещения

Огласительная школа

В Православной Церкви существует целый ряд священнодействий, в которых, по её учению, искренно верующему человеку ниспосылаются определённые дары благодати Божьей, являющиеся вспомоществующими средствами в получении спасения. Наиболее значимые из них, например, Крещение, Причащение, Покаяние и др., обычно называются таинствами. Другие, такие, как: монашество, водосвятие, освящение жилищ и т. д., не имеют такого наименования, однако в Церкви нет пустых священнодействий и в каждом из них верующий христианин таинственно (отсюда и название «таинство») получает особый дар благодати. Поэтому Церковь никогда строго не определяла числа таинств, а святые отцы называют их от двух до нескольких десятков. 

Однако Римская церковь, всегда отличающаяся юридическим подходом в рассмотрении всех вопросов, определила называть таинствами только семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, Елеосвящение, Брак. В силу определённых исторических обстоятельств это западное учение перешло и в Православие. Но оно не является для него таким же догматическим учением, как в католицизме, и Церковь, даже указывая на бо́льшую значимость этих таинств, тем не менее, всегда продолжает учить, что во всех, без исключения, священнодействиях верующий при соблюдении необходимых условий таинственно приобщается определённому дару Божественной благодати.  

Крещение и условия его совершения

Первым таинством, необходимым для христианской жизни и спасения верующего является Крещение, совершаемое законно поставленным священнослужителем. В нём происходит духовное рождение человека, он становится членом Церкви и может затем принимать все другие таинства. 

Крещение возможно только для уверовавшего во Христа и принявшего решение жить по Его заповедям - тогда оно имеет силу и является благом для крещёного. В противном случае оно может не только оказаться пустым обрядом, но и повлечь за собой для человека многие скорби в жизни. Это происходит по той причине, что в этом таинстве человек входит в непосредственный контакт с Самим Богом. А апостол Павел писал: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт (Гал. 6: 7). Пророк же Иеремия произносит ещё более грозные слова: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48: 10). Поэтому крайне опасно принять Крещение без веры, без покаяния, без решения жить по-христиански.

Почему необходимо верить во Христа, а не просто в Бога

Поверить в существование Бога не трудно, а уверовать в Христа и Его Евангелие означает необходимость жить по Его заповедям. Принятие христианской веры и Крещения в том и состоит, что человек меняет свою нравственную жизнь, а не просто верит, что есть Бог, Христос. Апостол Павел писал: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9 - 10). Поэтому, когда человек принимает Крещение формально, без искреннего решения изменить свою жизнь, то, делая это, он не просто глубоко ошибается, но и подвергает себя серьёзной опасности, подпадая под проклятье Божье, возвещённое пророком (Иер. 48: 10).

Что такое Церковь и что означает стать членом Церкви 

Церковь – это не ограниченный ни временем, ни пространством единый духовный Организм (Тело Христово Еф. 1: 21), представляющий собой целостное единство в Духе Святом всех тех христиан, которые в своей жизни следуют Евангелию по духовному опыту, проложенному стопами святых отцов. Объединяющей силой этого Организма является главная заповедь Христова: да лю́бите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да люби́те друг друга (Ин. 13: 34). Любовь к людям является одним из самых очевидных признаков причастности человека к Церкви. Ибо где нет любви, там нет истины, нет правды, нет веры, нет Христа, нет Бога - нет Церкви.

С внешней стороны Церковь является обществом людей, имеющих одну веру и одни основы духовной жизни, единую иерархию, преемственно идущую от апостолов, установленные ими таинства, каноны. Этим Церковь отличается от других религиозных обществ (например, буддистской сангхи, мусульманской уммы, иудейского кагала) и нерелигиозных организаций.

К видимой стороне Церкви принадлежат все крестившиеся, независимо от степени их веры и даже характера жизни, и не отлучённые от неё. Такая принадлежность к Церкви может носить чисто внешний, формальный характер и не дать человеку ничего доброго: ни спасения, ни мира душевного, ни семейного счастья, ни здоровья, ни благополучия в жизни. И такой крестившийся или ошибся, или обманул сам себя. 

Членом Церкви становится лишь тот крещёный, который искренно стремится жить по заповедям Евангелия, покаянием очищает свою душу, смиряется. Поэтому степень причастности верующего Церкви меняется, и амплитуда этих колебаний может быть очень широкой. Об этом свидетельствует и разрешительная молитва, читаемая в таинстве Покаяния над членом Церкви: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви». 

 
 
 
Сегодня 27 июля (14 июля) суббота
Преподобный Стефан Махрищский

Седмица 5-я по Пятидесятнице.

Ап. от 70-ти Акилы (Житие, икона). Мч. Иуста (Житие, икона). Прп. Онисима чудотворца, иже в Магнезии. Прп. Еллия (Житие) монаха, Египетского. Прп. Стефана (Житие, икона) Махрищского. Прп. Никодима (Житие, икона) Святогорца. Мч. Иоанна Мервского. Сщмч. Константина пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида.
15.00   Благодарственный молебен по случаю Дня Города.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 28 июля (15 июля) воскресенье
Неделя 5-я по Пятидесятнице. Память святых отцев шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
12.00   Звон-Благовест - «Слава Тебе, Боже!»
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом блж. Лаврентию Калужскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Рим. 8, 14-21; Мф. 9, 9-13). У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в приточную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. "Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. . . Ибо огрубело сердце людей сих" (Мф. 13, 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: "Кто имеет, тому дано будет и приумножится".

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года