Духовная жизнь

Духовные упражнения 23. Презумпция доброты.
Архимандрит Савва (Мажуко)

Прежде чем осудить – оправдай! Следовать этому правилу непросто. А добрым вообще быть непросто. Но другого пути у нас нет. Без этого навыка нам нечего браться за духовные подвиги. Благо, что жизнь предоставляет множество поводов для тренировки презумпции доброты.

 
Духовные упражнения 14. Где спастись от жизни?
Архимандрит Савва (Мажуко)

Остерегайтесь подделок.

 
Духовные упражнения 2. Семь этажей духовности
Архимандрит Савва (Мажуко)

Унижает ли христианство наличие где-то рядом универсальной, общечеловеческой духовности?

 
Бог простит, но это не отменяет труд искупления
Архимандрит Савва (Мажуко)

Вера во Христа есть личное дело каждого. Так ли это на самом деле? Вот слова, которые доказывают обратное: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим, таже, дерзая, таинственное брашно яждь»

 
Не осуждайте
Протоиерей Андрей Овчинников

Очень прошу вас: не осуждайте никого, это самый легкий способ не быть осужденным в будущем веке. Из писем игумена Никона (Воробьёва)

 
Господин и раб
Священник Василий Куценко

Умение прощать служит показателем перерождения человека от старой жизни к новой жизни во Христе. И это умение мы не получаем автоматически. Этому нужно учиться. Прежде всего — у Самого Христа.

 
Я не молюсь со сцены
Олег Погудин, певец, педагог, Народный артист России

Театр – вещь абсолютно эфемерная. Вот что-то произошло на сцене и ты это ощутил. Но это было и прошло, это мимолетно. И в этом смысле отношение к театру как к служению разумному, доброму, вечному – спасительно для человека, у которого в жизни есть серьезные запросы.

 
Христиане комфорта
Архимандрит Андрей (Конанос)

К сожалению, сегодня мы, люди, заняты только своим «я» и превозносим его, но когда мы поймем, что не наше «я», а Христос – это всё, тогда рады будем превозносить Господа.

 
Нам трудно дается любовь даже к близким
Игумен Нектарий (Морозов)

Пытаясь принять для себя ценность людей чужих, незнакомых, посторонних, мы зачастую упираемся как бы в некий тупик.

 
Батюшка, а это мы сейчас что целовали?
Диакон Димитрий Павлюкевич

Как стать настоящим паломником, а не скользким типом – рассказывает диакон Димитрий Павлюкевич.

 
Полезные и вредные привычки в духовной жизни
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни)

... добрая привычка – жить сегодняшним днем. Не думая о том, что их столько еще будет…

 
На кресте ты никто: позорник, неудачник и лох
Священник Сергий Круглов

В кодексе самурая, где главное – не «потерять лицо», есть предписание: не можешь бороться – самоубейся, откуси себе язык и захлебнись своей кровью. А можно смириться и принять всё то, что с тобой происходит и от тебя, от твоей самости, уже не зависит. Довериться ДРУГОМУ. Довериться Христу.

 
«Лествица»: комплекс неполноценности
Архимандрит Савва (Мажуко)

Неоднократно миряне, которые читали эту книгу, приходят к выводу, что спастись в миру вообще нельзя, если даже в монастырях спасение даётся с таким трудом. Описание великих подвигов и высоких образцов чистоты и святости уже само по себе может разбудить не только в мирянине, но и в современном монахе комплекс неполноценности. Как правильно читать “Лествицу”, размышляет архимандрит Савва (Мажуко).

 
Хлеб или крест
Архимандрит Савва (Мажуко)

Мир стал комфортным. Мы ищем удобства и безопасности и легко позволяем себе предавать не только убеждения, но и друзей, детей, любимых. Всё можно извинить, каждого можно понять, простить и оправдать. И тонем мы в своем лукавом многословии.

 
Автобус неслучайных людей: 24 часа на добро
Священник Константин Камышанов.

Тогда я еще не был священником. После этой ночи что-то изменилось во мне и моем отношении к Богу. И я почувствовал, что Бог изменил отношение ко мне.

 
Канон Андрея Критского как дайджест Библии
Священник Константин Камышанов

Канон Андрея Критского – это сборник упоминаний наиболее ярких библейских историй, нанизанных на одну нить. Красная нить повествований – ошибки человека, ищущего Бога. Выбор иллюстраций призван создать полный спектр самых крупных ошибок человека, нанизанных на временную и смысловую оси.

 
Героизм как любовь к земной жизни
Протоиерей Игорь Прекуп

Подвижничество или героизм? Последнее время ну очень уж часто, даже со стороны хорошо образованных людей замечаю понятийную путаницу в этом вопросе. Оно и неудивительно: со школьной скамьи, если не раньше, нас воспитывали на героических примерах.

 
Признаки подмены в духовной жизни
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай

Подмена в духовной жизни происходит тогда, когда мы, христиане, не ищем спасения в Церкви, но думаем, что мы сами должны спасать истину. Вместо того чтобы во всех людях видеть братьев Христовых, мы делим их на своих, которые должны иметь точно такие же взгляды, как и мы, и на противников, которых мы должны сокрушить.

 
Успокойся, помолчи, не говори так много
Архимандрит Андрей (Конанос)

Иногда у нас в голове столько мыслей, что успокоиться невозможно. И вот мы бежим в магазин, начинаем звонить по телефону… А что может дать тишина? Как говорил один монах: «Войди в свою келью! Она научит тебя всему».

 
Убирая сор из глаза ближнего, оставьте ему все-таки глаз
Протоиерей Алексий Червяков

...внешний вид или поведение могут быть как «благочестивыми», так и совсем наоборот. Дело в том, что в храме мы сталкиваемся с метафизикой мира и себя самого. Здесь, кроме физического и нравственного, активно проявляется духовное. Как духовное доброе, так и, к сожалению, злое.

 
«Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению»
Цитаты в кабинетах и коридорах Сретенской духовной семинарии

Когда заметите в себе невольное чувство неприязни к кому-либо, старайтесь победить это греховное чувство молитвой за него.

 
«Да перестань ты меня хоть любить – но дай мне свободу!»
Митрополит Антоний Сурожский

Только сердце по-настоящему зряче и раскрывает уму такие глубины, которые тот постичь не может; настоящая вера в человека учитывает возможность этих глубин, потаенных возможностей в них, и ожидает, что неожиданное, непостижимое может случиться.

 
Называем себя верующими, а радоваться не умеем!
Архимандрит Андрей (Конанос)

Когда же мы научимся радоваться? Когда? После смерти? Эта небесная радость должна появиться в нашей жизни еще здесь, на земле – в общении с нашими близкими и родными, и укрепить нашу любовь друг к другу.

 
О силе воли
Игумен Нектарий (Морозов)

Мы говорим о том, что сила воли может воспитываться. Возникает закономерный вопрос: «Какие же нужны упражнения для этого?» В этом смысле для нас все очень удобно устроено: не нужно что-то специально искать или изобретать, потому что упражнения предлагает сама жизнь. Суть не в них, а в определенном настрое.

 
«Старость – не радость», а что?
Протоиерей Игорь Прекуп

«Знаешь, а я вот не люблю старость, – задумчиво сказала мамина подруга, глядя на нашу старенькую соседку, неподвижно и как бы безучастно к созерцаемой ею жизни застывшую в открытом окне. – Говорят, старость надо уважать. За что? Что в ней такого хорошего?»

 

Сегодня 11 октября (28 сентября) пятница
Прпп. Кирилл и Мария

Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный.

Прп. Харитона (Житие, икона) Исповедника. Прпп. схимонаха Кирилла (Житие, икона) и схимонахини Марии (Житие, икона), родителей прп. Сергия (Житие, икона) Радонежского. Прор. Варуха (Житие, икона). Мчч. Александра (Житие), Алфея (Житие), Зосимы (Житие), Марка (Житие) пастыря, Никона (Житие), Неона (Житие), Илиодора (Житие) и прочих. Блгв. кн. Вячеслава (Житие, икона) Чешского. Прп. Харитона Сянжемского. Прп. Иродиона (Житие) Илоезерского. Собор (собор) преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Обретение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы (житие, икона). Мц. Анны. Прмч. Илариона, прмц. Михаилы. Прмц. Татианы.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Завтра 12 октября (29 сентября) суббота
Прп. Кириака отшельника (556).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 2, 11-16; Мк. 5, 24-34). У кровоточивой, только лишь прикоснулась она с верою к Господу, и изошла к ней сила от Господа, "тотчас иссяк у ней источник крови". Кровотечение - образ страстных мыслей и замыслов, непрестанно источаемых сердцем, еще не очистившимся от всякого сочувствия к греху; это наша греховная болезнь. Ощущается она теми, которые покаялись и возревновали держать себя чистыми не внешне только, но внутренне. Такие видят, что из сердца непрестанно исходят помышления злые, и болят о том, и ищут врачевания себе. Но врачевания этого нельзя найти ни в себе, ни в других; оно от Господа, именно, когда душа коснется Господа и от Господа изойдет сила в душу, другими словами, когда произойдет ощутительное общение с Господом, которое свидетельствуется особою теплотою и горением внутренним, когда, говорю, это совершится, тотчас душа ощущает, "что исцелена от болезни". Благо великое; но как его достигнуть? Кровоточивая протеснилась к Господу и получила исцеление; и нам надо протесняться к Господу, идти неленостно теснотою подвигов внутренних и внешних. Идущему так все тесно, все тесно и Господа не видно, а потом вдруг тут и есть Господь. И радость! Царствие Божие не приходит с усмотрением. . .
(Лк. 6, 17-23). Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их видит, что они не представители блага, а только призраки его. Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, - духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову св. апостола, как неимеющий ничего.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года