Святитель Василий Великий

14 января 2016 (1 января)
Духовно-просветительский центр

14 января Церковь празднует Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. В слове на кончину Василий Великого святой Амфилохий, епископ Иконийский говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством".

Василий Великий был одним из самых образованных, эрудированных и мудрых людей своего времени и является одним из трех великих учителей и одним из самых удивительных святых Церкви. Не случайно в качестве эпитафии ему адресованы следующие слова: «Твое слово – гром, а жизнь – молния».

Действительно, всего лишь за 49 лет своей жизни Василий Великий успел сотворить множество славных дел, однако, особо хотелось бы выделить его огромный вклад в формирование христианского учения о Святой Троице.

С самого момента основания Новозаветной Церкви христиане верили в Святую Троицу, неизменным основанием чего всегда являлись слова Христа и свидетельство Священного Писания. Однако, прошло некоторое время, прежде чем учение о Троице приняло ясное и точное богословское определение. Формированию этого способствовали учения отцов Церкви, которые были направлены на опровержение ересей, а также необходимость доступного открытия истин веры представителям язычества. Как замечает в своей книге «Таинство веры» митрополит Илларион (Алфеев): «Они требовали более точных объяснений: равны ли три Лица или между Ними существует субординация? Сколько «природ» и «сущностей» в Боге – одна или три?».

Подвиг Василия Великого состоял в строгом и точном определении троических понятий. По мнению протоиерей Георгия Флоровского, «нужно было перековать античные слова, переплавив античные понятия» и святому Василию это удалось.

Взаимное отношение Лиц Святой Троицы Василий Великий выражает формулой: «Бог един по существу и троичен по ипостасям».

Новомученик, профессор Иван Васильевич Попов писал: «По его определению, сущность есть родовое понятие, а ипостась – понятие, обозначающее индивидуальную особенность. Каждое Лицо Святой Троицы обладает равными божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, мыслимыми в понятии Бог. Поэтому они едины по существу».

Однако, Василий Великий  учил, что каждое из Трех Лиц в то же время является отдельной Ипостасью, потому что обладает свойствами, которые Его отличают от других Лиц: Отец ни в коем случае не имеет причины, рождает; Сын рождается; Дух Святой представляет освящающую Силу. 

Поэтому согласно богословию великого святителя, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой – Три Божественные Ипостаси, каждая из которых имеет отдельное, личное бытие.

Вместе с тем, святой Василий всегда подчеркивал единство и неразделенность божественных действий. Лучшим примером Божественного Триединства он считает радугу. В радуге, можно сказать, единая сущность открывается в многоцветном сиянии. 

Профессор Константин Ефимович Скурат считает, что единство Трех Ипостасей по существу святитель доказывает следующим образом: «Лица Святой Троицы имеют единое начало в Отце. Сын Божий и Дух Святой происходят от Отца. Это происхождение нужно мыслить не во времени, но в вечности. Божественные Ипостаси повсюду пребывают совместно».

При этом Василий Великий всегда обращал внимание на то, что три ипостаси не могут разделять Божество на три Бога, так как Отец, Сын и Дух Святой неразделимы пространством, временем и различием свойств. Значение числа здесь переходит из количественной категории в качественную.

Священник Павел Флоренский называл учение о Святой Троице "крестом для человеческой мысли". Тайна Пресвятой Троицы может быть постигнута, причем, только отчасти, в опыте духовной жизни. Величие святого Василия, помимо прочего, в том, что он внес, неоценимый вклад в то, чтобы описать, насколько возможно, эту непостижимую тайну словами человеческими.

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года