Святитель Василий Великий

14 января 2016 (1 января)
Духовно-просветительский центр

14 января Церковь празднует Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. В слове на кончину Василий Великого святой Амфилохий, епископ Иконийский говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством".

Василий Великий был одним из самых образованных, эрудированных и мудрых людей своего времени и является одним из трех великих учителей и одним из самых удивительных святых Церкви. Не случайно в качестве эпитафии ему адресованы следующие слова: «Твое слово – гром, а жизнь – молния».

Действительно, всего лишь за 49 лет своей жизни Василий Великий успел сотворить множество славных дел, однако, особо хотелось бы выделить его огромный вклад в формирование христианского учения о Святой Троице.

С самого момента основания Новозаветной Церкви христиане верили в Святую Троицу, неизменным основанием чего всегда являлись слова Христа и свидетельство Священного Писания. Однако, прошло некоторое время, прежде чем учение о Троице приняло ясное и точное богословское определение. Формированию этого способствовали учения отцов Церкви, которые были направлены на опровержение ересей, а также необходимость доступного открытия истин веры представителям язычества. Как замечает в своей книге «Таинство веры» митрополит Илларион (Алфеев): «Они требовали более точных объяснений: равны ли три Лица или между Ними существует субординация? Сколько «природ» и «сущностей» в Боге – одна или три?».

Подвиг Василия Великого состоял в строгом и точном определении троических понятий. По мнению протоиерей Георгия Флоровского, «нужно было перековать античные слова, переплавив античные понятия» и святому Василию это удалось.

Взаимное отношение Лиц Святой Троицы Василий Великий выражает формулой: «Бог един по существу и троичен по ипостасям».

Новомученик, профессор Иван Васильевич Попов писал: «По его определению, сущность есть родовое понятие, а ипостась – понятие, обозначающее индивидуальную особенность. Каждое Лицо Святой Троицы обладает равными божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, мыслимыми в понятии Бог. Поэтому они едины по существу».

Однако, Василий Великий  учил, что каждое из Трех Лиц в то же время является отдельной Ипостасью, потому что обладает свойствами, которые Его отличают от других Лиц: Отец ни в коем случае не имеет причины, рождает; Сын рождается; Дух Святой представляет освящающую Силу. 

Поэтому согласно богословию великого святителя, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой – Три Божественные Ипостаси, каждая из которых имеет отдельное, личное бытие.

Вместе с тем, святой Василий всегда подчеркивал единство и неразделенность божественных действий. Лучшим примером Божественного Триединства он считает радугу. В радуге, можно сказать, единая сущность открывается в многоцветном сиянии. 

Профессор Константин Ефимович Скурат считает, что единство Трех Ипостасей по существу святитель доказывает следующим образом: «Лица Святой Троицы имеют единое начало в Отце. Сын Божий и Дух Святой происходят от Отца. Это происхождение нужно мыслить не во времени, но в вечности. Божественные Ипостаси повсюду пребывают совместно».

При этом Василий Великий всегда обращал внимание на то, что три ипостаси не могут разделять Божество на три Бога, так как Отец, Сын и Дух Святой неразделимы пространством, временем и различием свойств. Значение числа здесь переходит из количественной категории в качественную.

Священник Павел Флоренский называл учение о Святой Троице "крестом для человеческой мысли". Тайна Пресвятой Троицы может быть постигнута, причем, только отчасти, в опыте духовной жизни. Величие святого Василия, помимо прочего, в том, что он внес, неоценимый вклад в то, чтобы описать, насколько возможно, эту непостижимую тайну словами человеческими.

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

 
 
 
Сегодня 10 апреля (28 марта) четверг
Евстратий Печерский

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.

Прп. Илариона (житие, икона) Нового, игумена Пеликитского. Прп. Стефана (житие, икона) чудотворца, исп., игумена Триглийского. Мчч. Ионы (житие, икона) и Варахисия (житие) и других с ними. Мч. Бояна (житие), кн. Болгарского. Прмч. Евстратия (житие, икона) Печерского. Прп. Илариона (житие, икона) Псковоезерского, Гдовского. Св. Николая, исп., пресвитера. Сщмч. Василия пресвитера. Мч. Иоанна.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 11 апреля (29 марта) пятница
Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 363).
8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь" (Прит. 23, 19). Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда должно исполнять; бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем, исходящим из сердца, - злое отвергать, доброе обсуждать и исполнять только то, что окажется истинно добрым. Но лучше бы всего совсем заключить сердце, чтоб из него не выходило и в него не входило ничего, без разрешения ума, чтобы ум во всем предшествовал, определяя движения сердца. Но таким бывает ум только тогда, когда он есть ум Христов. Стало быть, умносердечно сочетайся со Христом и будет внутри тебя все исправно.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года