Христос Воскресе!
1 мая 2016 (18 апреля)
Xрам Рождества Христова, Духовно-просветительский центр
Воскресение Христово — основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Поэтому для верующих людей Воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой Пасхи, который, как сказано в Пасхальном послании высокопреосвященнейшего Климента, Митрополита Калужского и Боровского, есть «самый удивительный праздник, благовествующий, что Бог возлюбил нас даже до смерти Своей, и эта Его любовь дает нам утерянную Адамом «жизнь вечную».
ПАСХАЛЬНОЕ ТОРЖЕСТВО-БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Один умный человек сказал: «Великое чудо — Богослужение нашей Святой Православной Церкви. Все здесь спасительно, все напитано значением, святостью, жизнью». В высшей степени эти слова можно отнести к Пасхальному Богослужению, на некоторых моментах которого хотелось бы кратко остановиться.
Чтение книги «Деяния святых Апостолов»
По заведенному порядку в преддверии Пасхального торжества прочитывается книга «Деяний святых Апостолов». Спаситель еще лежит во гробе, мир еще только готовится встретить Воскресшего, а Апостолы уже проповедуют со страниц "Деяний" о Христе-Первенце из мертвых.
В храме Рождества Христова по благословению настоятеля протоирея Георгия в этом чтении могут участвовать все желающие. Желающих набралось достаточно. С волнением и благоговением апостольская весть о Воскресение Христа Спасителя была провозглашена при скоплении немалого количества тех, кто пожелал эту весть услышать, если так можно сказать, «из первых уст».
Полунощница Великой субботы
Около половины двенадцатого ночи совершается последнее великопостное богослужение – своего рода прелюдия к торжеству. Кульминация этой довольно краткой Полунощницы Великой субботы – пение канона «Волною морскою...».
Когда пелись слова «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе Сына... (Не рыдай о Мне, Мать, видя во гробе Сына...)» – отверзлись Царские врата и священнослужители подошли к Плащанице. Совершив её каждение и дождавшись слов «...воста́ну бо и прославлюся...», они перенесли Плащаницу из храма в алтарь. Здесь, на святом престоле, она будет покоиться до Вознесения, – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа. Царские врата затворились, но ненадолго.
Крестный ход перед Пасхальной утреней.
Из-за закрытых Царских врат сначала тихо, потом всё громче и громче зазвучало пение стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити (Воскресение Твоё, Христос Спаситель, воспевают ангелы на небесах. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя)».
Врата медленно отверзлись, вышли священнослужители и под пасхальный перезвон колоколов торжественный крестный ход вступил в ночь, рассекая её, как небо Млечный путь, мириадами колеблющихся в руках верующих огоньков. Вновь и вновь повторяются слова о том, что «ангелы поют на небесах» о Воскресении Спасителя – ведь они первыми узнали об этом.
Обойдя храм, крестный ход остановился перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня.
Прямо перед закрытыми дверями начинается Пасхальная утреня. Зазвучал всем известный тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» и удивительные стихи:
Да воскреснет (восстанет) Бог и рассеются враги Его!
Как исчезает дым, так да исчезнут они!
Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведные да возвеселятся!
Вот – День, который сотворил Господь; возрадуемся же ныне и возвеселимся!».
Наконец, все собравшиеся услышали радостную весть «Христос Воскресе» и дружно отозвались «Воистину Воскресе». Двери храма открылись, приглашая всех верующих вступить в храм, как в Царство Небесное.
Пасхальная утреня.
Пасхальная утреня, начавшись вне храма, потому что Церковь подчеркивает, что «мироносицы и апостолы получили первую весть о воскресении Христовом пред дверьми Его гроба», получила свое продолжение в наполненном ярким светом храме, потому что воссияло из гроба Солнце Вечной Жизни.
Зазвучали радостные, словно бы спешащие обогнать друг друга слова Пасхального канона, принадлежащего перу великого богослова и поэта святого Иоанна Дамаскина. Действительно, они спешат возвестить нам о наступлении Новой Пасхи, о «приведении» нас Воскресшим Господом «от смерти – к жизни и от земли – к небу».
Вслед за ними все услышали торжественные и не менее радостные стихиры Пасхи, закончившиеся пасхальным призывом: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем; рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
А далее прозвучало Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста. Церковь признает это слово выражающим смысл Праздника, настолько полно, что без него немыслима пасхальная служба, – и настолько точно, что по церковной традиции отменяется обычная пастырская проповедь в этот день, что является признанием того, что добавить уже ничего не нужно и невозможно. И это действительно так, нужно только уметь слушать. Итак:
«Кто благочестив и боголюбив – пусть насладится ныне этим святым и великолепным торжеством!
Кто слуга благоразумный – войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, – прими ныне динарий! Кто работал с первого часа – получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа – пусть благодарит и веселится! Кто поспешил придти только после шестого часа – пусть не беспокоится, он ничего не лишится! Кто замедлил и до девятого часа – пусть и тот приступит без всякого опасения! Кто даже успел придти лишь к одиннадцатому часу – пусть и тот не страшится своего промедления!
Домовладыка благороден и щедр: принимает и последнего, как первого. Он даёт отдых пришедшему в одиннадцатый час так же, как и трудившемуся с первого часа. Он и последнего милует, и первому воздаёт должное: и тому даёт, и этому дарует. Он дела принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.
Итак, все войдите в радость Господа нашего! Первые и последние – примите награду! Богатые и бедные – ликуйте друг с другом! Трудившиеся и беспечные – равно почтите этот день! Постившиеся и не постившиеся – возвеселитесь ныне! Трапеза обильна – насладитесь все! Телец велик и упитан – никто не уходи голодным! Все наслаждайтесь на пиршестве веры! Все пользуйтесь богатством благости!
Никто не жалуйся на бедность, потому что для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, ибо из гроба воссияло прощение! Никто не страшись смерти, ибо освободила нас от неё смерть Спасителя! Объятый смертью, Он истребил смерть. Сошедший во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвидя это, Исайя воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих»! Он огорчился, ибо упразднён! Он огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлён! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Он взял тело, а принял (в нём) Бога; взял землю, а нашёл в ней небо. Он взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! Где твоё жало?! Ад! Где твоя победа?!
Христос воскрес – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются ангелы! Воскрес Христос – и торжествует жизнь! Воскрес Христос – и никто не мёртв во гробе: ибо Христос, восстав из мёртвых, стал Первенцем из умерших.
Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
Пасхальная литургия
Пасхальная Литургия, последовавшая сразу вслед за утреней, совершалась по (праздничному) чину святого Иоанна Златоуста.
Литургийное Апостольское чтение – из Книги Деяний Святых Апостолов – повествовало о явлении Спасителя ученикам по воскресении, о повелении не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного Духа Утешителя, сошествие Которого положит начало Царству Небесному на земле – Церкви Христовой.
Литургийное Евангельское чтение – Пролог Евангелия от Иоанна – перенесло молящихся в вечность, но одновременно удивило своим содержанием, потому что ничего не говорило о воскресении Христовом. Однако это несоответствие только кажущееся. На самом деле повествование возлюбленного ученика Господа – это высшее откровение об Истине, лежащей в основе всей Священной истории. Здесь мы находим первые догматические формулировки позднее развитого Церковью учения о Богочеловеке и Богочеловечестве. Мы слышим о воплощении предвечного Слова, Второго Лица Святой Троицы, ставшего Богочеловеком Иисусом Христом, о принятии Им реальной человеческой природы и о плодах этого спасительного вочеловечения.
В ознаменование вселенского характера Христианства Пасхальный евангельский отрывок читался на церковно-славянском, русском и греческом языках.
Перед причащение Святых Христовых Тайн вниманию верующих было предложено Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Этим радостным восклицанием ныне мы вновь приветствуем друг друга. Пасхальное ликование наполняет наши сердца, ибо Христово Воскресение ― это основание жизни, победившей смерть, порок и тление. Пасху как торжество жизни мы призваны переживать не только сегодня: каждый воскресный день являет нам величие подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего оковы греха, который отделяет человека от Бога. Более того, каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью.
«Я есмь воскресение и жизнь, ― сказал Господь, ― верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное ― оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви. Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20).
Пасхальное торжество жизни объемлет собою весь мир, все Божие творение, оживотворяя его благодатью. «Воскресе Христос, и жизнь жительствует!» ― говорит святитель Иоанн Златоуст в своем пасхальном слове. Божий дар жизни, попранный и оскверненный падением ветхого Адама, вновь во всей полноте открыт нам новым Адамом ― Христом.
Приобщившись к полноте этого щедрого явления Божественной милости, будем же, дорогие мои, ценить и сохранять этот дар! Там, где льется кровь и страдают люди, там, где образ Божий попирается в угоду наживе, распрям, эгоизму, ― встанем на его защиту, исполняя свое христианское призвание. Пусть познание нами Истины Христовой явится прочным основанием для свидетельства о Христе Воскресшем ближним и дальним, дабы они обрели жизнь вечную.
Да укрепит Всесильный Господь нас в богопознании, во взаимной любви, в делах сострадания и милосердия. Будем ревностно прилагать усилия к тому, чтобы не только жизнь каждого из нас, но и жизнь всего общества устраивалась по Божиим заповедям, ибо только их исполнение принесет людям полноту и гармонию бытия. Именно этим мы сможем засвидетельствовать свою любовь к Богу, ведь Он Сам сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15).
В эти нелегкие времена явим делом свое христианское призвание, поддержим друг друга, дабы никто не чувствовал себя униженным, оставленным, бедным, ущемленным. Желаю всем вам непрестанно устремляться к Небу во всех помышлениях, поступках и намерениях, помня апостольские слова: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 1).
Исполняясь радости о Христе, поправшем смерть и растерзавшем узы ада, мне особенно хотелось бы обратиться к молодежи, которой предлежит широкое поле трудов, дерзаний и свершений. Вам предстоит созидать своими усилиями будущее нашего народа и нашей Церкви. Пусть же силы, таланты, способности, дарованные вам от Господа, будут использованы на благо ближних, во исполнение своего призвания, для свершения святой воли Божией.
Дорогие мои! В «сей нареченный и святый день» обнимаю и приветствую каждого из вас, разделяя свою радость со всеми, кто исповедует имя Христово, и с каждым, кто готов принять в свое сердце радость Пасхального приветствия:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Аминь.
По сложившейся традиции Пасхальная литургия совершалась при открытых Царских вратах (и так будет в течение всей Светлой седмицы).
В завершении следует отметить, что собравшиеся в храме, по-видимому, услышали призыв святителя Иоанна Златоуста к «пиршеству веры», усвоили, что Пасхальная радость – это прежде всего Евхаристическая радость, и, практически в полном составе причастились Святых Христовых Тайн.
Пасхальное торжество в храме Рождества Христова началось. Впереди Светлая седмица и 40 дней Праздника.