Путешествие в «Дом над Окой»

7 июля 2016 (24 июня)
Духовно-просветительский центр, Воскресная школа

Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трехэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом.

Знаменитый «Дом над Окой» строился по проекту самого художника как музей и мастерская для работы живописцев — товарищей Поленова и его многочисленных учеников. Вот туда-то по благословению настоятеля храма Рождества Христова протоиерея Георгия и направила свои стопы группа детей, родителей и преподавателей Воскресной школы.

Путешествие в музей-усадьбу В.Д. Поленова мы начали с прогулки по Оке на речном трамвайчике.  Несмотря на то, что погода была  довольно недружелюбной, прогулка удалась на славу. Особенная окская природа и окские просторы не могли не очаровать участников прогулки, оставив в их умах и сердцах глубокий след.

Экспозицию музея невозможно представить без диорамы — одной из последних работ.  Василия Дмитриевича Поленова, сделанной им в тяжелые годы голода и разрухи, вызванных гражданской войной. Именно диорама и явилась следующим этапом нашего путешествия.

Старшая дочь художника Екатерина Васильевна так вспоминает об этом: "Отец уединился в мастерской и начал работать над переносным театром-диорамой. Диорама - по-гречески "прозрачная картина" — была придумана в сороковых годах прошлого столетия Дагерром, изобретателем фотографии. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике "Селестине". Эти маленькие картины он решил увеличить и пополнить. Работа была огромная. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта."Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!"

Диорама по-настоящему впечатлила. Примечательно то, что экскурсовод, рассказывавший про диораму, был совсем юным, лет 10-12, т.е. ровесником большинства наших путешественников. Однако, говорил он уверенно, обстоятельно, со знанием дела и на приличном русском языке.

Наконец, мы в Доме над Окой, Большом доме т.е., собственно в самом доме-музее. Об этом доме внук знаменитого художника Федор Дмитриевич Поленов писал: «И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…».

Так и произошло. Особенно понравились Пейзажная, где этюды раннего периода соседствуют с такими шедеврами, как «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег», и Мастерская. Мастерская – самая большая и светлая комната, окно которой выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Благодаря белым стенам и массе света здесь всегда празднично, светло и легко. Это настроение создают и восточные пейзажи В.Д. Поленова, и первый – графический – вариант картины «Христос и грешница» (1885), и подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница» (1887, Русский музей).

Создание большого полотна «Христос и грешница» на тему VIII главы Евангелия от Иоанна было задумано еще в шестидесятые годы 19 века, под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу», На протяжении почти двадцати лет В.Д. Поленов собирал материал. «…Внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь», – написал Поленов, работая над евангельскими сюжетами. Он несколько раз путешествовал в Египет, Сирию и Палестину, чтобы добиться желаемого, и его усилия увенчались успехом.  А для нас Евангельский рассказ зазвучал по новому.

Недостаток времени не позволил подробно ознакомиться со всем, что есть в усадьбе, но краем глаза мы все же взглянули и на Адмиралтейство, и Детский домик, и на Храм Святой Троицы, и на «Город мастеров».

В завершении нас ждал вкусный обед и сильный дождь. Но никакой дождь уже не мог испортить впечатления от этого удивительного путешествия.  

 
 
 
Сегодня 2 июля (19 июня) среда
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом свт. Николаю архиеп. Мир Ликийских.
Завтра 3 июля (20 июня) четверг
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского (312). Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского) (1175).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года