XIX Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской митрополии «Потери и обретения: 1917-2017»
4 октября 2016 (21 сентября)
Храм рождества Христова, Духовно-просветительский центр
28 сентября открылись XIX Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской митрополии «ПОТЕРИ И ОБРЕТЕНИЯ: 1917-2017»
Как и в предыдущие годы, чтения являются основным церковно-государственным мероприятием, направленным на совместное подведение итогов и обсуждение перспектив системного взаимодействия Церкви с государством и обществом по ключевым вопросам современности.
В преддверии 2017 года важно объективное исследование истории периода с 1917 года по 2017 год. Это столетие – яркий пример действия Божия в истории, возвращения Его промыслом людей ко Христу после богоотступничества.
Необходимо объективное исследование истории этого периода, нравственная и выверенная оценка причин и последствий событий и процессов. Суждение как об исторических деятелях этого периода, так и широких массах людей, вовлеченных в те или иные события по разные стороны баррикад, должно основываться на всестороннем и честном осмыслении их действий. Нравственное и правовое осуждение преступлений, совершенных теми или иными лицами не должно преуменьшать признание подвигов миллионов соотечественников, искренне трудившихся на благо своей страны и будущих поколений.
Понимание внутренних и внешних причин и последствий подмены ценностных ориентиров, осознание духовной основы достижений и катастроф истории XX века позволит уменьшить риски новых цивилизационных трагедий. Утверждение в обществе ценностей, укорененных в Евангелии и основанных на вере во Христа, является залогом духовного и социального благополучия нынешних и будущих поколений.
Подробную информацию о работе чтений можно получить по адресу: eparhia-kaluga.ru
Вниманию посетителей нашего сайта предлагаем Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии и доклад клирика нашего храма иерея Виталия Шатохина в рамках работы круглого стола «Православная позиция на политические и социальные явления в обществе» в г. Обнинске.
Слово митрополита Калужского и Боровского Климента
на открытии XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии
28 сентября 2016 г.
Ваше Превосходительство, господин Губернатор, собратия архипастыри, дорогие отцы, братия и сестры!
Сердечно приветствую всех участников и гостей открываемых Богородично-Рождественских образовательных чтений. В девятнадцатый раз наш церковно-общественный форум собирает на Калужской земле тех, кто неравнодушен к делу образования и воспитания подрастающего поколения.
На этот раз Богородично-Рождественские чтения проходят в дни празднования Воздвижения Креста Господня, объединяя начало нашего спасения, явленное миру в день Рождества Пречистой Девы, и апогей спасительного подвига Христа, сохранившего сыновнее послушание Богу Отцу на Кресте «даже до смерти» (Фил, 2, 8).
Этот год является юбилейным для Калужской области и нашей духовной школы. 240 лет назад было образовано Калужское наместничество, которое через два десятка лет стало губернией. Также 240 лет назад состоялось официальное открытие Калужской духовной семинарии, которой было суждено стать самостоятельной духовной школой, давшей Церкви и обществу немало достойных тружеников.
Определяя тему XIX образовательных чтений, мы исходили из того, что многие вопросы, которые находились в центре внимания на прошедших юбилейных торжествах, посвященных этим датам, продолжают давать пищу к размышлению. В этой связи было решено продолжить их обсуждение на образовательных чтениях, фокусируясь на наименее изученном и наиболее сложном, а порой и трагическом периоде в отечественной гражданской и церковной истории. Итак, главной темой чтений является осмысление наших потерь и обретений в ретроспективе последних ста лет.
Соединение в ней противоположных категорий означает назревшую необходимость целостного постижения нашего исторического наследия, избегая огульного очернения или восторженной идеализации прошлого. Выдающийся философ Алексей Лосев отмечал, что в истории ничто не пропадает даром. Это действительно так, ведь в ней проявляется не только человеческая воля, отягощенная злом, но и всеблагой Промысл Божий, обращающий даже зло во благо в перспективе вечности. «Всё в истории спасено; и не пропадет ни одно зерно пшеницы, хотя все плевелы будут уничтожены в огне», — писал философ.
В начале прошлого века социальным переустройством грезило большинство образованных людей в российском обществе, в том числе учителя, врачи, писатели. Но извечное стремление к идеализму, присущий народу духовный максимализм были направлены к ложным целям, и это имело губительные последствия для страны и ее населения. Русский философ Лев Шестов в своем сборнике «Апофеоз беспочвенности» справедливо указывал, что западноевропейские идеи всегда принимали у нас фантастический характер, никогда бы не осуществившийся на Западе. Построение государства по наброскам материалиста Маркса и атеиста Фейербаха, считая их откровением и последней истинной, возможно было только у нас в России.
Сто лет назад наша страна ринулась в пучину стремительной социально-политической модернизации, руководствуясь установкой на создание «рая на земле» и отвержение духовных законов. Характеризуя умонастроение интеллигенции между двумя русскими революциями, Симеон Франк писал, что «жизнь не имеет никакого объективного, внутреннего смысла; единственное благо в ней есть материальная обеспеченность». Путь к построению рая на земле без Бога пролегал через горнило классовой борьбы, которая вылилась в братоубийственную гражданскую войну и глубокий раскол в обществе. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — прозорливо писал задолго до ХХ века гениальный поэт А.С. Пушкин.
Ценою кровавых жертв поставленную сто лет назад задачу «улучшения участи большинства» выполнили, социализм построили, но... (!) жить в нем не стали. В последнем десятилетии ХХ века страну снова потряс социально-политический кризис, свидетелями которого являются почти все присутствующие. Очевидно, его глубинной причиной является то, что, по признанию дожившего до эпохи развитого социализма философа Михаила Бахтина, невозможно сделать человека счастливым, удовлетворив только его материальные потребности. Он писал: «Нельзя жить и осознавать себя ни в гарантии, ни в пустоте (ценностной гарантии и пустоте), но только в вере».
Тяжелые испытания не напрасно попускаются Богом отдельным людям и всему народу. Родоначальники современной физики Нильс Бор и Макс Планк, наблюдая движение кораблей в порту, пришли к выводу, что наука и религия дают разные ответы на вопрос о причине их движения. В то время как наука освещает техническую сторону (у корабля есть двигатель и т.д.), религия говорит о цели движения корабля (потому что кому-то надо помочь, и поэтому корабль движется, т.е. перевозит груз).
Так ученые смотрят и на космос: изучая, как образовались и сколько миллионов лет существуют звезды, галактики, — и на нашу землю: определяя, какие у нее запасы, и насколько людям их хватит, с позиции своих расчетов. Церковь на это же смотрит иначе. Верующий человек убежден, что Бог сотворил этот прекрасный мир и нашу уникальную планету — Землю для того, чтобы на ней жил человек, а человека создал, чтобы в нем, то есть в каждом из нас жил Бог.
Открываемые Чтения должны не только стать площадкой для научных обсуждений истории нашей страны и ее современной жизни, но и транслировать миру Истину во всех аспектах ее проявления: будь то в истории или в воспитании и образовании, или в повседневной жизни людей.
Стоит говорить о едином историческом пути России, не разделяя ее на «дореволюционную», «советскую» и «постсоветскую». У нас есть только одна Россия, уходящая корнями в седую старину веков, питающуюся живительной благодатью Христовой. Русская Православная Церковь сумела сохранить эту связь времен, сохранить невредимой духовную и историческую преемственность. Современному российскому обществу необходимо обращение к опыту русского Православия, который под изменяющимися одеждами политических режимов и экономических моделей видит единственное историческое земное Отечество, неразрывно связанное с Отечеством Небесным.
Неслучайно стало так, что 1917 год для нас — это не только поворотный рубеж в отечественной гражданской истории, но и год восстановления патриаршества в нашей Церкви. Это было важным для всего ХХ столетия. Последующие десятилетия стали временем жестоких гонений за веру, которые дали сотни святых мучеников и исповедников Церкви Христовой. И первый избранный патриарх Тихон, молитвенник за Отечество и печальник за страдающих, стал символом единства верующих.
Сегодня перед нашим обществом стоит задача восстановления связи времен, разрушенной трагическими событиями 1917 и 1990-х годов. Современные кризисные процессы в нашем обществе во многом являются следствием этих культурно-исторических разрывов. Мы можем и должны говорить обществу о духовных и нравственных причинах любого кризиса, и что эти испытания бывают за нашу неправду и грехи. Мы должны научить подрастающее поколение россиян жить по правде, помочь им извлечь правильный урок из всех трагических событий отечественной истории.
Пришло время осознать, что без Бога человек не может быть полностью счастлив, ибо он создан для единства с Творцом. Об этом говорит нам Священное Писание и жизненный опыт бесчисленного множества людей, которых мы называем святыми. Чтобы наша вера была крепка, необходимо укреплять знания о вере, необходимо полюбить Евангелие, которое несет в себе всю глубину домостроительства нашего спасения. Чтение Слова Божия можно уподобить дыханию — настолько оно необходимо каждому верующему во Христа. Даже самые опытные спортсмены могут задерживать дыхание под водой не больше трех минут. Так и для христианина опасно даже на один день лишиться встречи с Евангелием.
В наши дни издаются десятки книг, которые помогают нам лучше понять Слово Божие, объясняют основы веры, все многообразие церковной традиции. Я призываю всех и особенно преподавателей ОПК: вы должны лучше знать Православие, и Вашим добрым помощником должна стать православная книга, которая является путеводителем к более глубокому и осознанному пониманию веры и православной культуры.
В заключение хочу обратить Ваше внимание на одно из важнейших событий этого года — празднование тысячелетия русского присутствия на Святой Горе Афон. Юбилейные мероприятия, посвященные этой дате, прошли как в России, так и в Греции. И сегодня в рамках наших Чтений была открыта фотоэкспозиция, которая позволяет приобщиться к монашеской традиции Святой Горы, прикоснуться к ее истории, отраженной в редких фотоснимках, часть из которых датирована XIX столетием.
Очень важно, чтобы духовный опыт афонских подвижников, воспринятый основателем монашества на Руси преподобным Антонием Печерским и другими отечественными подвижниками, был осмыслен нашими современниками, ищущими верный путь следования за Христом. Каждому христианину надо четко понимать, что покаяние и преображение внутреннего человека необходимо не только монаху, отшельнику, но каждому верующему. Пример афонских пустынников должен укреплять нас в твердом следовании заповедям Спасителя.
Я благодарю всех за внимание и желаю плодотворной работы всем участникам Чтений. Пусть благодать Господа нашего Иисуса Христа по молитвенному предстательству Пресвятой Владычицы нашей Богородицы всегда укрепляет вас в трудах на ниве просвещения.
Доклад иерея Виталия Шатохина «Политические предпочтения православного христианина»,
представленный на круглом столе «Православная позиция на политические и социальные явления в обществе» в г. Обнинске, проводимом в рамках XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии.
Это может показаться странным – говорить о христианской политике в те дни, когда в каждом православном храме предложен для поклонения Крест Христов (1).
Ведь Распятие – это орудие казни и результат несправедливого человеческого суда самой совершенной на тот момент политической системы мира над Кем? Над Творцом Вселенной... Казалось бы – этим исчерпывается разговор о том, чего стоит создание «справедливого» мироустройства человеческими силами. Но это человеческими силами без Бога. А что если появляется возможность (и история знает такие примеры) направить эти немощные человеческие усилия на то, чтобы в жизни общества осуществились Божьи замыслы и заветы? Что, если политик старается исходить из того знания о Божественных законах, в соответствии с которыми Творец созидал этот мир, и которые Он Сам открыл в Своем Откровении? Можем ли мы говорить в этом случае о христианской политике и христианах-политиках? Думаю, можем. Ведь, «политика – это такая же сфера жизни как земледелие, экономика, медицина, и в каждой из этих сфер можно разрушать, а можно созидать» . Политик-христианин обязан созидать (2).
Впрочем, возможности политического ресурса в деле изменения окружающей действительности человеческой жизни весьма ограничены. Особенность христианского взгляда на политику выражается в том глубоком убеждении, что идеальная организация жизни всех людей на Земле невозможна. Земной рай, построенный политическими средствами – это утопия, это грёзы Великого Инквизитора (3), это обман и миф. Конечно, в рамках той или иной национальной культуры в тот или иной исторический момент может быть более уместным и более соответствующим контексту происходящего какое-то конкретное политическое направление. Но при всем при этом, мы прекрасно понимаем, что ни одна из форм государственного правления и ни одна из возможных политических партий (даже самая уместная в данном историческом контексте) никогда не сможет обеспечить безбедное и беспечальное существование людей на Земле. Никогда. Для христианина это аксиома. «В мире скорбны будете» (Ин 16: 33). Земная жизнь – юдоль страданий и место слез, которое определил человеку Сам Бог, изгнавший Адама из Рая. И всерьез думать, что этот мир можно превратить в рай политическими средствами – наивная благоглупость. Отечество наше на Небесах, – говорит апостол (Фил 3: 19), и то идеальное устройство жизни человека, о котором знает христианин, и к которому должен стремиться – это Царство Небесное, Царство Христово, которое, как сказал Сам Христос «не от мира сего» (Ин 18: 36).
Однако, значит ли это, что христианину совершенно безразлична форма того земного мироустройства в рамках которого он совершает свой путь в Царство Небесное? Совсем нет. Осознавая себя на земле странником, и не строя никаких иллюзий насчет земного счастья и благоденствия, христианин в то же время призван быть закваской и солью того мира, и того общества в котором он оказался волею Божественного Промысла. Это значит, что христианин призван менять этот мир. То есть он не только не должен быть безразличным, правильнее сказать, что он обязан быть небезразличным к той действительности, которая его окружает, он призван ее преобразить. И не только отдельно взятый христианин, но и вся Церковь, как соборное единство тех людей, которые приобщены к Богу, обязаны быть свидетелями правды Божией в этом мире, т.е. всеми силами являть Богом заповеданное отношение и к человеку, и к природе и к жизни в целом. Проще говоря, христиане должны стараться повлиять на то, чтобы, еще находясь в мире земном, наполненном болезнями и скорбями, невзгодами и треволнениями, которые неизбежны, люди учились жить по законам мира Небесного, по законам Божиим (4). И, выражаясь современным языком, толерантно наблюдать за тем, как Божьи законы попираются, христианин не может. А всё вышесказанное означает, что участие христианина в политической жизни – есть дело естественное и закономерное. Но в чем же это участие заключается, если политика – это по преимуществу деятельность, направленная на получение, удержание и использование власти? Неужели христианин должен ввязываться в борьбу за власть!? Мне представляется, что для христианина в политической жизни более уместна несколько иная функция.
Исторически так сложилось, что первыми христианами, вышедшими на политическую арену, выступавшими с политическими заявлениями и ввязавшимися в политическую борьбу были апологеты. Известные нам апологеты I–II вв. – это, как правило, профессиональные юристы, адвокаты, ораторы, защищавшие интересы христиан перед власть имущими. Роль адвоката в суде – защищать честь, права и, если понадобится, жизнь того, кто рискует этого лишиться. Представляется, что именно в этом заключается миссия христианина-политика: именно защищать христианское общество от любой общественно-политической угрозы.
И теперь, прежде чем мы скажем о приоритетах христианина в области политики, хочу еще раз оговориться, что речь не идет о предпочтении какого-либо конкретного политического устройства. На примере тысячелетней истории существования Российского государства несложно показать, что отвечать христианским принципам могли совершенно разные модели политического устройства нашего общества. Мы помним и самобытную демократическую «вольницу» вечевых республик Новгорода и Пскова, и удельную раздробленность Киевской Руси, и Московскую монархию с регулярным созывом своеобразного Парламента – Земского Собора, и абсолютную монархию – Империю Романовых. При этих, столь разных политических формах правления, российское общество оставалось христианским, и принципы христианской этики оставались неизменными. Поэтому, речь пойдет не о политических моделях организации общества, а о христианских ценностях, требующих политической защиты.
Итак, каковы же неизменные ориентиры христианской политики, или лучше сказать, какие ценности в общественно-политической жизни всегда будут оставаться приоритетными для православного христианина, и защита которых должна оставаться важнейшей частью его общественной жизни?
1. Образ Божий в человеке. По учению Христианской Церкви, мы приходим в этот мир, неся на себе отблеск Божественной красоты, пусть и затемненной грехом. Священное Писание называет это образом Божиим в человеке (Быт 1: 26-27). В чем он выражается? В таких (в разной степени, но все-таки врожденных человеку) качествах, как: совестливость, стыдливость, целомудрие, религиозность, чувство красоты, способность к созидательному труду, т.е. творческое начало. Мы не можем позволить попирать эти качества в человеке, и должны выступать на их защиту всякий раз, когда чья-либо политическая воля направлена на искажение в человеке Божественного образа.
2. Семья. Первую семью создал Сам Бог. То есть брачный союз мужчины и женщины – это Богом установленный союз. А что «Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19: 6). Человек должен рождаться в семье, воспитываться в семье и призван создать семью. Защита семьи в настоящее время – дело наиважнейшее и актуальнейшее, поскольку агрессивное наступление (и именно политическое) на семью наблюдается невооруженным глазом. «Христиане всегда будут ориентироваться на ту политику, которая укрепляет права семьи, а не абстрактные права человека» .
3. Отечество. Страна, к которой христианин принадлежит по своему рождению и, главное, по своей культуре – это его большая семья. Все, что сказано относительно семьи может быть сказано и в отношении Отечества. Поэтому неудивительно, что христианин всегда будет заботиться о своем Отечестве, о сохранении культурной идентичности и национальной традиции своей Родины. Православные христиане – всегда традиционалисты и патриоты. Все, что служит укреплению Отечества и сохранению его границ и традиций – сильная армия и эффективное здравоохранение, развитая наука и высокая культура, – все это для христианина входит в число важнейших жизненных ориентиров и задач.
4. Природа. Ни для кого не секрет, что экологические проблемы перестают быть абстрактными. Необходимость охраны природы осознается вовсе не только христианами, но всяким человеком, который способен думать шире границ своей собственной жизни. Решение этой проблемы начинается во дворе собственного дома и не заканчивается принятием соответствующих законов в Государственной Думе. Есть и что охранять и от кого охранять, и это действительно область большой политики.
Итак, все просто: личность, семья, отечество и природа. Просто. Но не следует думать, что эти ценности самоочевидны и не требуют защиты со стороны христианина. Современная жизнь демонстрирует обратное. И Божественные черты человеческой личности, и семья, и отеческие традиции, и природная гармония окружающего мира оказываются порой беззащитными перед недоброй человеческой волей, наделенной властью. Встать на защиту этих ценностей, воспрепятствовать процессу разложения общества, нравственности, государственности – долг каждого, кто помнит слова: «Вы – соль земли» (Мф 5: 13).