Рождество Твое Христе Боже наш…

9 января 2017 (27 декабря)
Храм Рождества Христова, духовно-просветительский центр, воскресная школа

Рождественское богослужение

Навечерие

6 января, в Навечерие Рождества, совершались следующие богослужения:

  1. Царские часы,
  2. Вечерня
  3. Божественная литургия св. Василия Великого.

Царские часы соединили в себе все темы праздника для того, чтобы торжественно возвестить их в последний раз. В специальных для каждого Часа псалмах, гимнах и библейских чтениях провозглашается радость и сила Христова пришествия. Это – последнее размышление о вселенском значении Рождества, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему творению.

Непосредственно празднование открывала Вечерня, потому что, как известно, литургический день начинается с вечера. Тон праздника был задан пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений (паремий) показали, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

Литургия св. Василия Великого, которая последовала за Вечерней, в прошлом была крещальной литургией, за которой готовящиеся ко Крещению принимали Крещение, Миропомазание и становились членами Церкви – Тела Христова. Двойная радость праздника – для новокрещеных и прочих членов Церкви – выражена в прокимне дня:

Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

Сам праздник (Всенощное бдение и Литургия)

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение началось с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершалась по чину великих праздников. На ней впервые полностью пели канон «Христос раждается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении.

Заключила празднование Рождества Христова в ночь с 6 на 7 января  Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Собор Пресвятой Богородицы

На следующий день 8 января совершалось празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это, прежде всего, Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

В храме Рождества Христова Литургию в этот день совершал Митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении калужского и обнинского духовенства. В конце службы главу калужской митрополии поздравили дети воскресной школы Храма Рождества Христова вместе со своими родителями. Старались не зря. Каждый получил от Владыки детский православный календарь.

Христославы

7 января воскресная школа поздравляла настоятеля храма протоиерея Георгия. Рождественские песнопения, прославляющие приход в мир Божественного Младенца звучали одно за другим, в том числе и главные песнопения праздника – тропарь и кондак. Одно дело, когда тропарь и кондак поет клирос, и совсем другое – когда это бойко вместе со взрослыми делают 5-6 летние малыши. Это дорогого стоит. Настоятель оценил. Сладкие подарки достались всем. Поздравив настоятеля, христославы пошли продолжать свое дело и, кажется, небезуспешно.

Рождественское представление

8 января самым ожидаемым событием стало Рождественское представление, на которое духовно-просветительский центр и воскресная школа пригласили всех желающих. Большой зал духовно-просветительского центра заполнился до отказа.

В этом году в качестве поздравления и подарка воскресная школа решила рассказать классическую Рождественскую историю. Особенность заключалась в том, что почти все главные роли в этой истории исполняли взрослые мужчины, и не просто взрослые мужчины, а папы. А папы, как известно, могут. Дети смотрели, как завороженные. Но дети, конечно, не только смотрели, они тоже участвовали, они переживали эту историю как могли. Всего в представлении принимали участие человек 50 – по сути, все, кто хотел.

А посмотреть было на кого. Здесь были и Вифлеемская звезда со звездочками, и а ангельское воинство во главе с главным Ангелом, и пастухи благочестивые со своими овечками, и цари-волхвы премудрые со своими свитами, и Рахиль, плачущая о своих детях, и царь Ирод грозный и безобразный, и царев генерал, беспрекословно исполняющий любые приказы своего повелителя. По ходу представления пели песни, исполняли танцы, звучала удивительная музыка.

Когда представление закончилось, аплодисменты не смолкали довольно продолжительное время. А затем можно было сфотографироваться со всеми действующими лицами рассказанной истории, костюмы которых поразили воображение многих зрителей. В общем, хочется верить, что все получилось.

Считается, что Рождество – это, прежде всего, детский праздник, и поэтому закончить краткий рассказ о праздновании Рождества Христова в храме Рождества Христова в 2017 г. хотелось бы следующими детскими словами:

Я ещё не умею читать

И немножко умею считать,

Но я знаю, что праздник настал –

День рожденья Иисуса Христа!

 

И я слышал о том, что Христос

Людям счастья и радость принёс.

Хорошо, что ко всем Он пришёл,

И что есть Рождество – ХОРОШО! 

 

 
 
 
Сегодня 27 июля (14 июля) суббота
Преподобный Стефан Махрищский

Седмица 5-я по Пятидесятнице.

Ап. от 70-ти Акилы (Житие, икона). Мч. Иуста (Житие, икона). Прп. Онисима чудотворца, иже в Магнезии. Прп. Еллия (Житие) монаха, Египетского. Прп. Стефана (Житие, икона) Махрищского. Прп. Никодима (Житие, икона) Святогорца. Мч. Иоанна Мервского. Сщмч. Константина пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида.
15.00   Благодарственный молебен по случаю Дня Города.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 28 июля (15 июля) воскресенье
Неделя 5-я по Пятидесятнице. Память святых отцев шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
12.00   Звон-Благовест - «Слава Тебе, Боже!»
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом блж. Лаврентию Калужскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Рим. 8, 14-21; Мф. 9, 9-13). У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в приточную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. "Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. . . Ибо огрубело сердце людей сих" (Мф. 13, 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: "Кто имеет, тому дано будет и приумножится".

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года