Рождество Твое Христе Боже наш…
9 января 2017 (27 декабря)
Храм Рождества Христова, духовно-просветительский центр, воскресная школа
Рождественское богослужение
Навечерие
6 января, в Навечерие Рождества, совершались следующие богослужения:
- Царские часы,
- Вечерня
- Божественная литургия св. Василия Великого.
Царские часы соединили в себе все темы праздника для того, чтобы торжественно возвестить их в последний раз. В специальных для каждого Часа псалмах, гимнах и библейских чтениях провозглашается радость и сила Христова пришествия. Это – последнее размышление о вселенском значении Рождества, о решающих и радикальных переменах, которые оно принесло всему творению.
Непосредственно празднование открывала Вечерня, потому что, как известно, литургический день начинается с вечера. Тон праздника был задан пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений (паремий) показали, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.
Литургия св. Василия Великого, которая последовала за Вечерней, в прошлом была крещальной литургией, за которой готовящиеся ко Крещению принимали Крещение, Миропомазание и становились членами Церкви – Тела Христова. Двойная радость праздника – для новокрещеных и прочих членов Церкви – выражена в прокимне дня:
Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.
Сам праздник (Всенощное бдение и Литургия)
Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение началось с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершалась по чину великих праздников. На ней впервые полностью пели канон «Христос раждается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении.
Заключила празднование Рождества Христова в ночь с 6 на 7 января Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:
Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.
Собор Пресвятой Богородицы
На следующий день 8 января совершалось празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это, прежде всего, Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.
В храме Рождества Христова Литургию в этот день совершал Митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении калужского и обнинского духовенства. В конце службы главу калужской митрополии поздравили дети воскресной школы Храма Рождества Христова вместе со своими родителями. Старались не зря. Каждый получил от Владыки детский православный календарь.
Христославы
7 января воскресная школа поздравляла настоятеля храма протоиерея Георгия. Рождественские песнопения, прославляющие приход в мир Божественного Младенца звучали одно за другим, в том числе и главные песнопения праздника – тропарь и кондак. Одно дело, когда тропарь и кондак поет клирос, и совсем другое – когда это бойко вместе со взрослыми делают 5-6 летние малыши. Это дорогого стоит. Настоятель оценил. Сладкие подарки достались всем. Поздравив настоятеля, христославы пошли продолжать свое дело и, кажется, небезуспешно.
Рождественское представление
8 января самым ожидаемым событием стало Рождественское представление, на которое духовно-просветительский центр и воскресная школа пригласили всех желающих. Большой зал духовно-просветительского центра заполнился до отказа.
В этом году в качестве поздравления и подарка воскресная школа решила рассказать классическую Рождественскую историю. Особенность заключалась в том, что почти все главные роли в этой истории исполняли взрослые мужчины, и не просто взрослые мужчины, а папы. А папы, как известно, могут. Дети смотрели, как завороженные. Но дети, конечно, не только смотрели, они тоже участвовали, они переживали эту историю как могли. Всего в представлении принимали участие человек 50 – по сути, все, кто хотел.
А посмотреть было на кого. Здесь были и Вифлеемская звезда со звездочками, и а ангельское воинство во главе с главным Ангелом, и пастухи благочестивые со своими овечками, и цари-волхвы премудрые со своими свитами, и Рахиль, плачущая о своих детях, и царь Ирод грозный и безобразный, и царев генерал, беспрекословно исполняющий любые приказы своего повелителя. По ходу представления пели песни, исполняли танцы, звучала удивительная музыка.
Когда представление закончилось, аплодисменты не смолкали довольно продолжительное время. А затем можно было сфотографироваться со всеми действующими лицами рассказанной истории, костюмы которых поразили воображение многих зрителей. В общем, хочется верить, что все получилось.
Считается, что Рождество – это, прежде всего, детский праздник, и поэтому закончить краткий рассказ о праздновании Рождества Христова в храме Рождества Христова в 2017 г. хотелось бы следующими детскими словами:
Я ещё не умею читать
И немножко умею считать,
Но я знаю, что праздник настал –
День рожденья Иисуса Христа!
И я слышал о том, что Христос
Людям счастья и радость принёс.
Хорошо, что ко всем Он пришёл,
И что есть Рождество – ХОРОШО!