Не навредить детской вере

20 ноября 2017 (7 ноября)
Храм Рождества Христова, духовно-просветительский центр, воскресная школа

В воскресенье 19 ноября в актовом зале духовно-просветительского центра храма Рождества Христова состоялся недетский разговор о детской вере. Гостем духовно-просветительского центра был протоиерей Алексей Уминский.

Отец Алексей является настоятелем московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущим популярной телепрограммы «Православная энциклопедия», духовником негосударственного образовательного учреждения «Свято-Владимирская общеобразовательная школа», автором многочисленных книг и публикаций по вопросам педагогики.

Встреча проходила живо, в реальном интерактивном режиме. Московский гость попытался донести до аудитории следующие мысли:

Нам следует взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы убедиться: ребенок видит мир не всегда так, как видим его мы с вами. 

Взрослые, со своими потребностями, задачами, взглядами, часто вкладывают в мир детей то, чего в нем нет и быть не может.

Очень опасно воспринимать христианство исключительно как свод определенных правил, дисциплин и молитвенных техник, особенно когда полем для экспериментов взрослых христиан становятся их собственные дети.

У детей нет какой-то специальной детской духовности, нет специальной духовной жизни. У детей есть подражание родителям, желание быть с родителями вместе, желание радовать их и получать от родителей похвалу.

Родительские амбиции – это тяжелейший крест для ребенка. А для ребенка из верующей семьи религиозные амбиции гораздо опаснее, чем у тех родителей, которые мечтают вырастить великого математика или спортсмена.

Момент детской исповеди очень тонкий, нельзя допустить, чтобы началась игра в духовную жизнь, в духовность, в христианство.

Родителям и детям необходимо научиться быть в храме вместе, родителям нужно научиться реагировать на потребности ребенка, не бояться выйти с ребенком на улицу, на детскую площадку.

Не передается знание и заготовленные формы жизни, но только личный опыт, и передается он не всегда словесно.

Если в центре жизни родителей стоит Христос, как научение, как слышание, как желание жить по Его воле, то это никак не скроешь. Но если родители не очень Христа понимают, если им важнее всё правильно исполнить и осуществить, то эта модель будет мертвой.

Если родители причащают детей, а сами по тем или иным причинам не причащаются, то ребенку ясно, что родителям это не нужно и не важно. И наоборот, если в храме они вместе, если вместе стоят у Чаши, то объяснять ребенку уже ничего не придется. Всё то, что ценно для родителей, всегда будет ценно для детей.

Вера – это всегда выбор. Мы можем родиться блондинами, брюнетами, с музыкальными способностями, но верующими не рождаются, ими становятся.

Для многих то, что говорил отец Алексей, могло оказаться неожиданным. Возможно, глубокому сомнению подверглись чьи-то стереотипы. Возможно, на чьи-то вопросы он не дал исчерпывающих и единственно возможных ответов. Но справедливости ради, следует отметить, что на истину в последней инстанции он не претендовал. С протоиереем Алексеем Уминским можно соглашаться, а можно и не соглашаться, каждый выбирает сам.  Однако, тот факт, что сформулированные выше мысли заслуживают самого пристального родительского внимания, является бесспорным. А слова отца Алексея о том, что «Духовное развитие юного человека – это очень хрупкая сфера, существование которой практически невозможно, если самые близкие люди – родители – пребывают за ее пределами», которые красной нитью проходили через весь состоявшийся разговор, звучат, как никогда, актуально.

 

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года