Город за лесом

23 июля 2018 (10 июля)
Храм Рождества Христова, воскресная школа

Группа детей, родителей и преподавателей воскресной школы храма Рождества Христова совершила экскурсионно-паломническую поездку в город Переславль-Залесский, один из самых популярных городов так называемого «Золотого кольца России». 

Предлагаем посетителям нашего сайта краткий рассказ об этой поездке. 

В 1152 году (т.е. всего на пять лет позже Москвы) князь Юрий Долгорукий на берегу реки Трубеж, там, где она впадает в Плещеево озеро, основал город и назвал его Переяславлем, что означает «перенявший славу». Возникший посад, «перенявший славу» окрестных городов, получил название Переяславль Новый и стал третьим по счету с подобным названием ─ после Переяславлей Киевского (993 г.) и Рязанского (1095 г.). Ну а в XV веке город стали называть Переславль-Залесским. Буква «я» пропала в связи с особенностями наречия местных жителей, а Залесским он стал, потому что находился в Залесье, то есть за лесом, отделявшим эту местность от Киевских и Черниговских земель. 

Так получилось, что наше знакомство с этим удивительным городом началось с музея чайников. Вообще в Переславле-Залесском имеется целый ряд всяких затейливых музеев, и музей чайников занимает в этом ряду подобающее место. В музее собрано множество экспонатов со всех уголков страны. Чайники, попавшие в коллекцию, очень разные: большие и маленькие и даже очень большие. Медные, фарфоровые, мельхиоровые, различных форм и назначений. Короче говоря, бери да заваривай. А еще и внутри и снаружи множество разных надписей, которые свидетельствуют о том, что у организаторов с чувством юмора все в порядке, и создают особое настроение. Судите сами: «Здесь живут чайники», «Кипим от счастья», «Без фотоаппаратов вход воспрещен», «Туризм лучший отдых, но отдых лучше туризма»…

Свой яркий след в истории города оставил энергичный «царь-плотник, царь-работник» Петр I, построив на берегах Плещеева озера в конце ХVII века потешную флотилию, чем заложил основы русского кораблестроения. Историческая музей-усадьба с ласковым названием «Ботик Петра Первого», где когда-то располагался деловой двор Петра, сегодня привлекает многочисленных туристов из разных стран. И нас тоже привлекл, тем более что остановились мы неподалеку. В результате мы своими глазами увидели легендарный бот «Фортуна», построенный, по преданию, руками самого Петра, а также  "потешный дворец", "деловой двор", подлинные кованые якоря XVIIвека и многое другое. Прочитали «Указ воеводам Переславским», вменяющий им в обязанности строго-настрого беречь суда, которые со временем пришли в плачевное состояние, и еще много чего увидели, услышали и потрогали руками. 

Завершая программу первого дня, мы отправились к устью реки Трубеж, т.е. туда, где эта река впадает в Плещеево озеро. Место это необыкновенно красиво. А в реке отражается красивейший храм  Святых Сорока Мучеников Севастийских, который стоит на самом берегу. Мы вошли в храм, оценили его красоту и благолепие и поклонились местным святыням. 

А путь к месту нашего временного пристанища лежал через Свято Никольский монастырь. Никольский монастырь был основан в 1350 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Дмитрием Прилуцким. Главная святыня монастыря - Корсуньский крест. Один из десяти крестов, которые равноапостольный князь Владимир привёз на Русь из Корсуни.

Программу второго дня открывал Успенский Горицкий монастырь, который был построен на невысокой горе (горице). В 1382 году ханом Тохтамышем монастырь был уничтожен. Чудом удалось избежать смерти княгине Евдокии - жене Дмитрия Донского, которая тогда находилась в обители. Она и несколько горожан спаслась на плотах, уплыв на середину озера, и скрывшись в тумане. На средства княгини Евдокии обитель была восстановлена. Сегодня монастырь не является действующим. На его территории работает Переславский музей-заповедник - один из крупнейших провинциальных музеев России. Мы увидели здесь уникальные памятники архитектуры и искусства. Самое большое впечатление произвели экспозиция деревянных скульптур (в основном раскрывается Евангельская тема), памятник основателю городу Юрию Долгорукому и смотровая площадка в монастырской стене, откуда открывается потрясающий вид на Плещеево озеро. 

Далее отправились на Красную площадь. Интересно то, что название Красной площади в Москве было заимствовано от Переславской Красной площади. Главной достопримечательностью площади, да и всего города является белокаменный Спасо-Преображенский собор, заложенный в год основания города. В Спасо-Преображенском соборе, в 1220 году крестился святой благоверный князь Александр Невский − уроженец и покровитель Переславля. В 1958 году в знак благодарности своему земляку напротив Спасо-Преображенского собора переславцы установили памятник Александру Невскому. В соборе похоронены сын и внук Александра Невского - Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. В Переславле-Залесском есть и музей Александра Невского, в котором отражена великая история этого края во время правления святого благоверного князя, но недостаток времени не позволил нам этот музей посетить. 

Для обороны города были насыпаны земляные валы, которые сохранились до сих пор. Их протяженность составляет более 2-х км, высота валов около 10-12 м. Мы, конечно, на них поднялись, и перед нами открылась великолепная панорама старого города. 

Следующая остановка − Никитский монастырь.  Это самый древний из переславских монастырей, основанный в 11-м веке. А стал он известен благодаря преподобному Никите Столпнику. Когда-то Никита, руководил сборами на строительство города и нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Однако Господь привел его к покаянию, да так, что большую часть жизни он провел в каменном столпе, закованный в вериги. Сегодня на месте каменного столпа построена часовня. Многие верующие (и мы в том числе) прибегают к преподобному Никите за помощью и утешением. 

Есть мнение, что Иван Грозный рассматривал Никитский монастырь как место, куда он собирался переехать вместе с опричным двором, но в итоге свой выбор остановил на Александрове. Среди опричников было немало выходцев из Переславля, один из них, известный своей жестокостью, Малюта Скуратов.

Говоря о Переславле-Залесском, нельзя не сказать чуть более подробно о Плещеевом озере. Оно Плещеево, потому что волны плещутся. Это одно из самых крупных, красивых и чистых озер средней полосы России. Это центр одноименного национального парка. Здесь водится знаменитая переславская ряпушка.   В свое время, в знак добровольного присоединения Переславль-Залесского к Московскому княжеству появилась традиция. При коронации наследника московского престола на царский стол подавалась копченая ряпушка из Плещеева озера. 

Несмотря на то, что погода нас не очень баловала (впрочем под конец и погода стала благосклонной), мы не могли не искупаться в этом чудо-озере. А по дороге к воде нам встретился знаменитый синь-камень. Говорят, что он обладает чудодейственной силой. Мы этого не заметили. Камень как камень. Лежит себе и лежит. 

Настало время уезжать. На выезде обратили внимание на Федоровскую часовню, или часовню «Крест». Она была поставлена на месте рождения сына Ивана Грозного царевича Федора и сохранилась до наших дней. 

Поездка состоялась, хочется верить, что она была не последней. 

Ну а краткий рассказ о поездке в Переславль Залесский завершаем песней Сергея Ерофеева об этом уютном, заповедном, православном городе за лесом:

 
 
 
Сегодня 27 июля (14 июля) суббота
Преподобный Стефан Махрищский

Седмица 5-я по Пятидесятнице.

Ап. от 70-ти Акилы (Житие, икона). Мч. Иуста (Житие, икона). Прп. Онисима чудотворца, иже в Магнезии. Прп. Еллия (Житие) монаха, Египетского. Прп. Стефана (Житие, икона) Махрищского. Прп. Никодима (Житие, икона) Святогорца. Мч. Иоанна Мервского. Сщмч. Константина пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида.
15.00   Благодарственный молебен по случаю Дня Города.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 28 июля (15 июля) воскресенье
Неделя 5-я по Пятидесятнице. Память святых отцев шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
12.00   Звон-Благовест - «Слава Тебе, Боже!»
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом блж. Лаврентию Калужскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Рим. 8, 14-21; Мф. 9, 9-13). У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в приточную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. "Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. . . Ибо огрубело сердце людей сих" (Мф. 13, 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: "Кто имеет, тому дано будет и приумножится".

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года