Юбилейная видеопрограмма «Смотрим вместе», посвященная Успению Пресвятой Богородицы

30 августа 2015 (17 августа)
Духовно-просветительский центр

В воскресенье 30 августа духовно-просветительский центр храма Рождества Христова представил юбилейную видеопрограмму для всех желающих, посвященную празднику Успения Пресвятой Богородицы, который отмечался накануне.

В первой части программы был показан фильм «Успение Пресвятой Богородицы» телеканала ТВ Центр. Фильм, в котором по сценарию принимали участие священнослужители, артисты, ученые, позволил зрителям получить интересную информацию о событии Успения Пресвятой Богородицы и об истории и содержании праздника. В частности было сказано, что после кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами — во все дни”.

Что же получается? А то, что по слову Святителя Димитрия Ростовского: Матерь Божия «гробом, как лествицею, взошла на Небо; поистине дивное чудо! В рождестве Дева и по смерти жива, а гроб, как лествица Иаковлева, оставаясь на земле, делается для Нее лествицей, восходящей до Неба: “… и лествица к Небеси гроб бывает…”.

А далее Святитель выступает с призывом, от которого ни один православный христианин не может, не вправе отказаться:

«Станем же, возлюбленные, у этого дивного гроба Матери Божией, станем умом нашим, и мысленными очами присмотримся, какие это ступени у этой дивной лествицы? Что за ступени, коими Матерь Божия, в час преставления Своего, взошла на небо? Ужели гроб человеческий, в три аршина длиной, поставленный прямо, может достать до неба? Понятно, что слово “гроб” означает здесь самую смерть. Смерть называется здесь гробом и лествицей, потому что как гроб измеряется тремя аршинами, так и смерть святых Божиих возводит их души к небу тремя Богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью. Вера возводит их к лицезрению Божиему, надежда — к получению тех благ, ихже око не виде, и ухо не слыша (1 Кор. 2: 9), а любовь соединяет их с Самим Богом, Который есть любовь. Но кто может исчислить все добродетели пресветлой души Матери Божией? Кто в состоянии поведать, как и какими добрыми делами Пречистая Дева от юности Своей до самой кончины угождала Богу, Творцу Своему? Скорее перечтешь весной цветы, летом колосья, осенью плоды, зимой снежинки, скорее сочтешь капли в море, звезды на небе, нежели добрые дела и преимущества Матери Божией.

Поэтому, оставляя в стороне все неисчетные Ее добродетели, я укажу только на три, наиболее прекрасные. Итак, вопрошаю: “Кто ныне преставился?” Знаю, что каждый из вас, по своему усердию к Преставившейся, ответит мне похвальным Ей словом; один скажет: “Преставилась Матерь Божия к Своему Сыну и Богу”. Другой ответит: “Одушевленное Небо взято в Небесные селения”. Третий скажет: “Пречистый и Пречестный Дом Божий перенесен в нерукотворенные храмы Небесные”. Четвертый подтвердит: “Взошло от земли на Небо Солнце, в Котором положил Свое селение Вышний”. А я обращаюсь к Самому этому дивному Мертвецу, на три только дня во гроб положенному, и вопрошаю: “Скажи мне, кто Ты?” И слышу в ответ смиренное слово: се, Раба Господня (Лк. 1:38). Итак, вот Кто ныне преставился: преставилась и положена во гроб — Раба Господня! Таково смирение Матери Божией!

А между тем, эта Раба Господня есть благословенная Дщерь Бога Отца, Которой Он изрек: Слыши, Дщи, и виждъ… (Пс. 44:11). Она же есть и Матерь Бога Сына, и безневестная Невеста Духа Пресвятаго! Девственная чистота, смирение и любовь — вот те три добродетели, коими Она в течение всей Своей земной жизни приближалась к Богу, Единому в Троице; вот те ступени, коими Она и в преставлении Своем взошла на Небо.

Первая ступень. От юности Своей Она была одушевленным храмом Духа Святаго, ибо ни в ком так не любит пребывать Дух Святый, как в совершенных девственниках; а Пречистая Матерь Божия была совершенной Девой не телом только, но и духом. Она была Дева телом, ибо сохранила нетленным цвет чистоты Своей; Она была Дева и духом, ибо никогда и не помышляла о браке. Когда первосвященники предлагали Ей, по достижении возраста брачного, выйти в замужество, то Она отвечала им: “Я отдана родителями Единому Богу от самых пелен, Ему и обещала соблюсти Мое девство навсегда, поэтому невозможно для Меня быть женой смертного человека”. Так явилась Она первой в мире чистой Девой ради Господа, и этим девством Своим, как бы ступенью лествицы, взошла превыше небес.

Вторая ступень. То же должно сказать и о Ее смирении. Смирением Она превзошла всех святых Божиих; за смирение Свое Она удостоилась быть Матерью Сына Божия. На Ней во всей полноте и силе исполнилось слово Сына Ее и Бога: и смиряяйся вознесется (Мф. 23: 12). Он говорил некогда ученикам Своим: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное. Ибо лишь иже убо смирится яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем (Мф. 18: 3-4). Смириться яко отроча сие — значит быть кротким, смиренным, незлобивым, как дитя. Не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте (1 Кор. 14: 20).

И в самом деле, для учеников Христовых нужно было это обращение к незлобивому, смиренному детству; в них иногда являлась мысль, — кто из них больше, кто сядет одесную или ошуюю Христа; а для Пресвятой Девы, Матери Божией, не было и нужды в таком обращении. Она с самого младенчества Своего пребывала неизменно в Своем смирении; возрастая телом, Она смирялась духом, и всегда была смиренна и незлобива, как младенец. С возрастом Она возрастала и разумом, и в Богомыслии достигала Неба; вот Она уже слышит от Архангела благовестника: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословена Ты в женах!.. Обрела бо ecu благодать у Бога… (Лк. 1: 28, 30). Твой Сын будет велик, и Сын Вышняго наречется… (Лк. 1:32) Какая честь, какое достоинство!

И, однако же, о чем помышляет Она? Что говорит? С младенческим смирением Она отвечает: се, Раба Господня! Как бы так сказала: “Я недостойна не только быть, но и именоваться Матерью Господа, Творца Моего; Я недостойна не только соцарствовать Ему, но и стоять перед Ним; недостойна не только носить Его во утробе Моей или на руках Моих, но и взирать на пресвятое лицо Его, на которое с трепетом взирают и Серафимы, — се, Раба Господня! Пусть буду Я только одной из рабынь Его!”

О, глубина смирения, глубина, неудобозримая и Ангельскими очами! И на кого воззрю, — говорит Господь, — токмо на кроткаго и смиреннаго (Ис. 66: 2). И вот, призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1: 48), за смирение избрал Ее Своей Матерью, смирением возвел Ее в Небесное Свое Царство. И ныне в лице Пречистой Девы смирение царствует там, откуда низвержена гордыня.

Третья, высочайшая ступень Ее к Небу, это Ее любовь к Богу. А как Она возлюбила Бога — это не может изъяснить никакой язык, не может постигнуть никакой ум. Любовь есть одна из недоведомых тайн сердечных, ведомая только Единому Богу, испытующему сердца и утробы. Она любила Бога всем сердцем, всей душой и всем Своим помышлением. Она возлюбила Бога теплейшей любовью паче всех святых Божиих, прежде Нее и после Нее когда-либо живших на земле. Поэтому и Бог возлюбил Ее паче всех, как Сам же Он изрек: Аз любящыя Мя люблю (Притч. 8: 17). И поставил Ее ближе всех к Себе: предста Царица одесную Тебе… (Пс. 44: 10).

Вот, возлюбленные, те три ступени (не говорю уже о прочих), коими Матерь Божия ныне восходит в горние обители: к Богу Духу Святому — девственной чистотой, к Богу Сыну — смирением, к Богу Отцу — любовью, а лучше сказать, всеми тремя ступенями взошла к Единому в Троице Богу. Ибо чем Она угодила Богу Духу Святому, тем угодила и Богу Сыну, и Богу Отцу. Чем угодила Она Богу Сыну, тем угодила и Богу Отцу, и Богу Духу Святому. И чем угодила Богу Отцу, тем угодила и Богу Сыну, и Богу Духу Святому. Мы же, этому Ее восхождению удивляясь, с трепетом взываем: “О дивное чудо!.. Лествица к Небеси гроб бывает!”»

Во второй части программы собравшиеся увидели любопытный фильм о греческом острове Кефалония, который называют "островом чудес". Здесь на праздник Успения Пресвятой Богородицы происходят чудеса, известные во всем православном мире.

В этот день, в храм Успения Пресвятой Богородицы к Её чудотворной иконе Панагия Федуса, что в деревне Маркопуло, чудесным образом приползают ядовитые змеи, чтобы вместе со всеми верующими славить Божию Матерь.

Но и это не все. В день Благовещения Пресвятой Богородицы кефалоняне приносят в храм белые лилии, подобные той, с которой явился к Ней Архангел Гавриил. Эти цветы вкладываются в киот иконы Божией Матери «Панагия-Крини», где они и остаются без воды вплоть до праздника Успения Богородицы. И вот тут происходит диво дивное: на сухих, растрескавшихся от жары стеблях лилий распускаются нежно-белые цветы - и это через пять месяцев после того, как они были срезаны! В праздник Успения Божией Матери после Литургии в церкви служится молебен, цветы освящаются и раздаются верующим, пришедшим в этот день в храм. Белоснежный цветок как бы напоминает нам, что для Бога нет ничего невозможного и что наша душа, погрязшая в грехах, тоже может расцвести и озариться благодатью Божией.

В конце программы уже по традиции прозвучали главные песнопения праздника – тропарь, кондак и величание.

 
 
 
Сегодня 26 апреля (13 апреля) пятница
Мученик Крискент Мирликийский

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.

Сщмч. Артемона (Житие, икона), пресвитера Лаодикийского. Мч. Крискента (Житие, икона), из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды (Житие, икона) Египетской. Прмц. Марфы.

8.30   Часы 3, 6, 9. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 27 апреля (14 апреля) суббота
Лазарева Суббота. Воскрешение прав Лазаря. Свт. Мартина исп., папы Римского (655).
8.30   Часы 3 и 6. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение (освящение ваий).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, - что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и гнавшись достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года