Путешествие в Троице-Сергееву Лавру

18 ноября 2015 (5 ноября)
Храм Рождества Христова, Воскресная школа

Не так давно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: "Велика и прекрасна сегодня Лавра преподобного Сергия, величественна ее более чем шестисотлетняя история, бесценны духовные сокровища ею хранимые. Здесь — всюду благодатный покров ее устроителя и первого игумена, и тысячи тысяч людей с верою притекающих к мощам Преподобного, обретали и обретают утешение и наставления."

Милостью Божией среди этих тысяч оказались преподаватели и родители Воскресной школы Храма Рождества Христова, совершившие паломническое путешествие в Троице-Сергееву Лавру в среду 18 ноября. Вниманию посетителей нашего сайта предлагается краткий рассказ об этом путешествии.

На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.

Вот в это удивительное место мы и направляем свои стопы.

Входим через Святые врата. Это главный вход в монастырь, расположенный в восточной его стене. Башня над вратами называется Красной и построена в середине XVI в. В стенах этой четырехъярусной башни было сделано 58 бойниц. Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 г. Фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 г. Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия. Над вратами располагается Храм Рождества Иоанна Предтечи, возведенный в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656–1715). Храм заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.

Спешим к главной святыне обители - святым мощам преподобного Сергия, которые покоятся в серебряной раке в Троицком соборе. Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

Переходим в Никоновский храм, расположенный с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему, чтобы поклониться святым мощам преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия

Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона.

Направляемся в расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа. Храм был построен псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.

Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами.

На очереди Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного и строившийся на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря. Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.). Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека. В 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды был устроен Успенский кладезь. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в. Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. С радостью и благоговением набираем целебной воды. Заглядываем в крипт Успенского собора, чтобы почтить память   Предстоятелей Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия I (†1970) и Святейшего Патриарха Пимена (†1990).

Держим путь в Храм преподобного Сергия с Трапезной палатой, расположенный на южной стороне монастыря, который был сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезный храм относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью «в шахмат» стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность. Этот храм играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора.

Время бежит стремительно. Больше никуда не успеваем. Оставляем до следующего раза. Подкрепляем силы, испробовав шедевры монастырской выпечки и оригинальные напитки, и движемся к сердцу Московской духовной академии – Покровскому храму - на акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Это и есть главная цель нашего путешествия. Здесь есть, что посмотреть. Поражает икона преподобного Харитона Исповедника с житием. Рассматриваем икону Покрова и несколько икон праздничного чина, написанные монахиней Иулианией (Соколовой). Ею написаны и ростовые иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, что на диаконских вратах, икона благоразумного разбойника и иконы для Царских врат. Огромный свод Академического храма украшен изображениями событий, связанных с земной жизнью Богоматери. Здесь же изображены четыре евангелиста. У основания храмового свода написан текст хвалебного гимна «Достойно есть». В верхней части восточной стены храма изображена Пресвятая Дева с распростертым Покровом, на южной и северной стенах – пророки со свитками и прообразами Богоматери. Западную стену украшают образы русских святых, а в верхней части находится явление преподобному Сергию Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном.

Сам акафист оставляет потрясающее впечатление. Недаром он привлекает многих богомольцев со всей России и не только. Семинаристы и академисты поют на три хора. Остаться равнодушным нельзя. Как не вспомнить слова, которые говорили послы князю Владимиру после того, как побывали на службе в Великой Софии Константинополя: «Не знаем, на небе мы были или на земле».

Однако время отправляться в обратный путь. Выходим из Лавры через те же Святые врата, благодарим Бога, Его Пречистую Матерь, преподобного Сергия и не забываем помянуть добрым словом настоятеля нашего храма, протоирея Георгия за материальную поддержку этого удивительного путешествия.

 
 
 
Сегодня 26 апреля (13 апреля) пятница
Мученик Крискент Мирликийский

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.

Сщмч. Артемона (Житие, икона), пресвитера Лаодикийского. Мч. Крискента (Житие, икона), из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды (Житие, икона) Египетской. Прмц. Марфы.

8.30   Часы 3, 6, 9. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 27 апреля (14 апреля) суббота
Лазарева Суббота. Воскрешение прав Лазаря. Свт. Мартина исп., папы Римского (655).
8.30   Часы 3 и 6. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение (освящение ваий).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, - что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и гнавшись достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года