Святитель Василий Великий

14 января 2016 (1 января)
Духовно-просветительский центр

14 января Церковь празднует Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. В слове на кончину Василий Великого святой Амфилохий, епископ Иконийский говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством".

Василий Великий был одним из самых образованных, эрудированных и мудрых людей своего времени и является одним из трех великих учителей и одним из самых удивительных святых Церкви. Не случайно в качестве эпитафии ему адресованы следующие слова: «Твое слово – гром, а жизнь – молния».

Действительно, всего лишь за 49 лет своей жизни Василий Великий успел сотворить множество славных дел, однако, особо хотелось бы выделить его огромный вклад в формирование христианского учения о Святой Троице.

С самого момента основания Новозаветной Церкви христиане верили в Святую Троицу, неизменным основанием чего всегда являлись слова Христа и свидетельство Священного Писания. Однако, прошло некоторое время, прежде чем учение о Троице приняло ясное и точное богословское определение. Формированию этого способствовали учения отцов Церкви, которые были направлены на опровержение ересей, а также необходимость доступного открытия истин веры представителям язычества. Как замечает в своей книге «Таинство веры» митрополит Илларион (Алфеев): «Они требовали более точных объяснений: равны ли три Лица или между Ними существует субординация? Сколько «природ» и «сущностей» в Боге – одна или три?».

Подвиг Василия Великого состоял в строгом и точном определении троических понятий. По мнению протоиерей Георгия Флоровского, «нужно было перековать античные слова, переплавив античные понятия» и святому Василию это удалось.

Взаимное отношение Лиц Святой Троицы Василий Великий выражает формулой: «Бог един по существу и троичен по ипостасям».

Новомученик, профессор Иван Васильевич Попов писал: «По его определению, сущность есть родовое понятие, а ипостась – понятие, обозначающее индивидуальную особенность. Каждое Лицо Святой Троицы обладает равными божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, мыслимыми в понятии Бог. Поэтому они едины по существу».

Однако, Василий Великий  учил, что каждое из Трех Лиц в то же время является отдельной Ипостасью, потому что обладает свойствами, которые Его отличают от других Лиц: Отец ни в коем случае не имеет причины, рождает; Сын рождается; Дух Святой представляет освящающую Силу. 

Поэтому согласно богословию великого святителя, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой – Три Божественные Ипостаси, каждая из которых имеет отдельное, личное бытие.

Вместе с тем, святой Василий всегда подчеркивал единство и неразделенность божественных действий. Лучшим примером Божественного Триединства он считает радугу. В радуге, можно сказать, единая сущность открывается в многоцветном сиянии. 

Профессор Константин Ефимович Скурат считает, что единство Трех Ипостасей по существу святитель доказывает следующим образом: «Лица Святой Троицы имеют единое начало в Отце. Сын Божий и Дух Святой происходят от Отца. Это происхождение нужно мыслить не во времени, но в вечности. Божественные Ипостаси повсюду пребывают совместно».

При этом Василий Великий всегда обращал внимание на то, что три ипостаси не могут разделять Божество на три Бога, так как Отец, Сын и Дух Святой неразделимы пространством, временем и различием свойств. Значение числа здесь переходит из количественной категории в качественную.

Священник Павел Флоренский называл учение о Святой Троице "крестом для человеческой мысли". Тайна Пресвятой Троицы может быть постигнута, причем, только отчасти, в опыте духовной жизни. Величие святого Василия, помимо прочего, в том, что он внес, неоценимый вклад в то, чтобы описать, насколько возможно, эту непостижимую тайну словами человеческими.

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

 
 
 
Сегодня 25 июня (12 июня) понедельник
Анна Кашинская

Седмица 5-я по Пятидесятнице. Петров пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прп. Онуфрия (икона) Великого. Прп. Петра (икона) Афонского. Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских. Прп. Арсения (икона) Коневского. Прп. Онуфрия Мальского, Псковского. Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Прп. Стефана (икона) Озерского, Комельского. Прпп. Вассиана (икона) и Ионы (икона) Пертоминских, Соловецких. Обретение мощей и второе прославление блгв. вел. кн. Анны (икона) Кашинской.

9.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 26 июня (13 июня) вторник
Мц. Акилины (293). Прп. Александры Дивеевской (1789).
Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370).
9.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


(Рим. 12, 4-5. 15-21; Мф. 12, 9-13). "Можно в субботы делать добро". Это сказал Господь по исцелении в синагоге в субботу сухорукого, и в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за то, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целью - покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но за то позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного. Неделание отдаляло фарисеев от делания добрых дел, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от них. Вечером под воскресенье - театр, потом еще какое-либо увеселение. Утро проспано; в церковь некогда. Несколько визитов, обед; вечером опять увеселения. Так отдается все время чреву и услаждению прочих чувств; о Боге и благотворении некогда и вспомнить.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года




Помощь мирным жителям Украины
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь оказывает помощь мирным жителям Украины ДИАКОНИЯ.RU