Путешествие в «Дом над Окой»

7 июля 2016 (24 июня)
Духовно-просветительский центр, Воскресная школа

Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трехэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом.

Знаменитый «Дом над Окой» строился по проекту самого художника как музей и мастерская для работы живописцев — товарищей Поленова и его многочисленных учеников. Вот туда-то по благословению настоятеля храма Рождества Христова протоиерея Георгия и направила свои стопы группа детей, родителей и преподавателей Воскресной школы.

Путешествие в музей-усадьбу В.Д. Поленова мы начали с прогулки по Оке на речном трамвайчике.  Несмотря на то, что погода была  довольно недружелюбной, прогулка удалась на славу. Особенная окская природа и окские просторы не могли не очаровать участников прогулки, оставив в их умах и сердцах глубокий след.

Экспозицию музея невозможно представить без диорамы — одной из последних работ.  Василия Дмитриевича Поленова, сделанной им в тяжелые годы голода и разрухи, вызванных гражданской войной. Именно диорама и явилась следующим этапом нашего путешествия.

Старшая дочь художника Екатерина Васильевна так вспоминает об этом: "Отец уединился в мастерской и начал работать над переносным театром-диорамой. Диорама - по-гречески "прозрачная картина" — была придумана в сороковых годах прошлого столетия Дагерром, изобретателем фотографии. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике "Селестине". Эти маленькие картины он решил увеличить и пополнить. Работа была огромная. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта."Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!"

Диорама по-настоящему впечатлила. Примечательно то, что экскурсовод, рассказывавший про диораму, был совсем юным, лет 10-12, т.е. ровесником большинства наших путешественников. Однако, говорил он уверенно, обстоятельно, со знанием дела и на приличном русском языке.

Наконец, мы в Доме над Окой, Большом доме т.е., собственно в самом доме-музее. Об этом доме внук знаменитого художника Федор Дмитриевич Поленов писал: «И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…».

Так и произошло. Особенно понравились Пейзажная, где этюды раннего периода соседствуют с такими шедеврами, как «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег», и Мастерская. Мастерская – самая большая и светлая комната, окно которой выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Благодаря белым стенам и массе света здесь всегда празднично, светло и легко. Это настроение создают и восточные пейзажи В.Д. Поленова, и первый – графический – вариант картины «Христос и грешница» (1885), и подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница» (1887, Русский музей).

Создание большого полотна «Христос и грешница» на тему VIII главы Евангелия от Иоанна было задумано еще в шестидесятые годы 19 века, под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу», На протяжении почти двадцати лет В.Д. Поленов собирал материал. «…Внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь», – написал Поленов, работая над евангельскими сюжетами. Он несколько раз путешествовал в Египет, Сирию и Палестину, чтобы добиться желаемого, и его усилия увенчались успехом.  А для нас Евангельский рассказ зазвучал по новому.

Недостаток времени не позволил подробно ознакомиться со всем, что есть в усадьбе, но краем глаза мы все же взглянули и на Адмиралтейство, и Детский домик, и на Храм Святой Троицы, и на «Город мастеров».

В завершении нас ждал вкусный обед и сильный дождь. Но никакой дождь уже не мог испортить впечатления от этого удивительного путешествия.  

 
 
 

Сегодня 19 ноября (6 ноября) понедельник
Варлаам Хутынский

Седмица 26-я по Пятидесятнице.

Свт. Павла (Житие) исп., патриарха Константинопольского. Прп. Варлаама (Житие, икона) Хутынского. Мцц. Текусы (Житие), Александры (Житие), Полактии, Клавдии (Житие), Евфросинии (Житие), Афанасии и Матроны (Житие). Прп. Луки (Житие) Тавроменийского. Прп. Луки (Житие, икона), эконома Печерского. Свт. Германа (Житие, икона), архиеп. Казанского. Прп. Варлаама (Житие) Керетского. Сщмч. Никиты (Житие), еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы. Сщмч. Василия пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 20 ноября (7 ноября) вторник
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра и иже с ними(III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года



Информационный портал семейной политики