Путешествие в «Дом над Окой»

7 июля 2016 (24 июня)
Духовно-просветительский центр, Воскресная школа

Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трехэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом.

Знаменитый «Дом над Окой» строился по проекту самого художника как музей и мастерская для работы живописцев — товарищей Поленова и его многочисленных учеников. Вот туда-то по благословению настоятеля храма Рождества Христова протоиерея Георгия и направила свои стопы группа детей, родителей и преподавателей Воскресной школы.

Путешествие в музей-усадьбу В.Д. Поленова мы начали с прогулки по Оке на речном трамвайчике.  Несмотря на то, что погода была  довольно недружелюбной, прогулка удалась на славу. Особенная окская природа и окские просторы не могли не очаровать участников прогулки, оставив в их умах и сердцах глубокий след.

Экспозицию музея невозможно представить без диорамы — одной из последних работ.  Василия Дмитриевича Поленова, сделанной им в тяжелые годы голода и разрухи, вызванных гражданской войной. Именно диорама и явилась следующим этапом нашего путешествия.

Старшая дочь художника Екатерина Васильевна так вспоминает об этом: "Отец уединился в мастерской и начал работать над переносным театром-диорамой. Диорама - по-гречески "прозрачная картина" — была придумана в сороковых годах прошлого столетия Дагерром, изобретателем фотографии. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике "Селестине". Эти маленькие картины он решил увеличить и пополнить. Работа была огромная. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта."Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!"

Диорама по-настоящему впечатлила. Примечательно то, что экскурсовод, рассказывавший про диораму, был совсем юным, лет 10-12, т.е. ровесником большинства наших путешественников. Однако, говорил он уверенно, обстоятельно, со знанием дела и на приличном русском языке.

Наконец, мы в Доме над Окой, Большом доме т.е., собственно в самом доме-музее. Об этом доме внук знаменитого художника Федор Дмитриевич Поленов писал: «И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…».

Так и произошло. Особенно понравились Пейзажная, где этюды раннего периода соседствуют с такими шедеврами, как «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег», и Мастерская. Мастерская – самая большая и светлая комната, окно которой выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Благодаря белым стенам и массе света здесь всегда празднично, светло и легко. Это настроение создают и восточные пейзажи В.Д. Поленова, и первый – графический – вариант картины «Христос и грешница» (1885), и подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница» (1887, Русский музей).

Создание большого полотна «Христос и грешница» на тему VIII главы Евангелия от Иоанна было задумано еще в шестидесятые годы 19 века, под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу», На протяжении почти двадцати лет В.Д. Поленов собирал материал. «…Внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь», – написал Поленов, работая над евангельскими сюжетами. Он несколько раз путешествовал в Египет, Сирию и Палестину, чтобы добиться желаемого, и его усилия увенчались успехом.  А для нас Евангельский рассказ зазвучал по новому.

Недостаток времени не позволил подробно ознакомиться со всем, что есть в усадьбе, но краем глаза мы все же взглянули и на Адмиралтейство, и Детский домик, и на Храм Святой Троицы, и на «Город мастеров».

В завершении нас ждал вкусный обед и сильный дождь. Но никакой дождь уже не мог испортить впечатления от этого удивительного путешествия.  

 
 
 

Сегодня 23 сентября (10 сентября) воскресенье
Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора

Неделя 17-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением.

Мцц. Минодоры (Житие, икона), Митродоры (Житие, икона) и Нимфодоры (Житие, икона). Апп. от 70-ти Апеллия (житие), Лукия (Житие) и Климента (Житие). Мч. Варипсава. Блгв. царицы греческой Пульхерии (Житие). Свтт. Петра (Житие) и Павла (Житие), епископов Никейских. Прп. Павла (Житие) Послушливого, Печерского. Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа (Житие, икона), Спасокубенского. Собор (икона) Липецких святых. Собор Алтайских святых Сщмчч. Исмаила (Житие), Евгения, Иоанна (Житие), Константина (Житие), Петра, Василия (Житие), Глеба, Василия, Иоанна, Петра, Николая, Палладия пресвитеров и прмчч. Мелетия и Гавриила, мч. Симеона, мц. Татианы. Сщмч. Уара, еп. Липецкого.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 24 сентября (11 сентября) понедельник
Прп. Феодоры Александрийской (474). Прпп. Сергия и Германа, Валаамских. Прп. Силуана Афонского (1938).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 6, 11-18; Ин. 3, 13-17). "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Вера в Сына Божия, плотью распявшегося нас ради, - сила Божия во спасение, живой источник живодействующих нравственных стремлений и настроений, и приемник пространной благодати Святого Духа, всегда в сердце пребывающей и сокровенных наитий благовременно, в час нужды, свыше ниспосылаемых. Вера совмещает убеждения, привлекающие Божие благоволение и силу свыше. То и другое вместе и есть обладание животом вечным. Пока хранится в целости эта жизнь, христианин неподателен, ибо, прилепляясь к Господу, он един дух с Господом, а Господа ничто преодолеть не может. Отчего же падают? От ослабления веры. Слабеют убеждения христианские - слабеет и нравственная энергия. По мере этого ослабления, благодать вытесняется из сердца, худые же позывы поднимают голову. В час удобный происходит склонение на эти последние: вот и падение. Будь бодренным и блюстителем веры во всем ее составе, и не падешь. В этом то смысл св. Иоанн говорит, что рожденный от Бога греха не творит.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года




Помощь мирным жителям Украины
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь оказывает помощь мирным жителям Украины ДИАКОНИЯ.RU