Путешествие в «Дом над Окой»

7 июля 2016 (24 июня)
Духовно-просветительский центр, Воскресная школа

Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трехэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом.

Знаменитый «Дом над Окой» строился по проекту самого художника как музей и мастерская для работы живописцев — товарищей Поленова и его многочисленных учеников. Вот туда-то по благословению настоятеля храма Рождества Христова протоиерея Георгия и направила свои стопы группа детей, родителей и преподавателей Воскресной школы.

Путешествие в музей-усадьбу В.Д. Поленова мы начали с прогулки по Оке на речном трамвайчике.  Несмотря на то, что погода была  довольно недружелюбной, прогулка удалась на славу. Особенная окская природа и окские просторы не могли не очаровать участников прогулки, оставив в их умах и сердцах глубокий след.

Экспозицию музея невозможно представить без диорамы — одной из последних работ.  Василия Дмитриевича Поленова, сделанной им в тяжелые годы голода и разрухи, вызванных гражданской войной. Именно диорама и явилась следующим этапом нашего путешествия.

Старшая дочь художника Екатерина Васильевна так вспоминает об этом: "Отец уединился в мастерской и начал работать над переносным театром-диорамой. Диорама - по-гречески "прозрачная картина" — была придумана в сороковых годах прошлого столетия Дагерром, изобретателем фотографии. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике "Селестине". Эти маленькие картины он решил увеличить и пополнить. Работа была огромная. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта."Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!"

Диорама по-настоящему впечатлила. Примечательно то, что экскурсовод, рассказывавший про диораму, был совсем юным, лет 10-12, т.е. ровесником большинства наших путешественников. Однако, говорил он уверенно, обстоятельно, со знанием дела и на приличном русском языке.

Наконец, мы в Доме над Окой, Большом доме т.е., собственно в самом доме-музее. Об этом доме внук знаменитого художника Федор Дмитриевич Поленов писал: «И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…».

Так и произошло. Особенно понравились Пейзажная, где этюды раннего периода соседствуют с такими шедеврами, как «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег», и Мастерская. Мастерская – самая большая и светлая комната, окно которой выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Благодаря белым стенам и массе света здесь всегда празднично, светло и легко. Это настроение создают и восточные пейзажи В.Д. Поленова, и первый – графический – вариант картины «Христос и грешница» (1885), и подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница» (1887, Русский музей).

Создание большого полотна «Христос и грешница» на тему VIII главы Евангелия от Иоанна было задумано еще в шестидесятые годы 19 века, под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу», На протяжении почти двадцати лет В.Д. Поленов собирал материал. «…Внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь», – написал Поленов, работая над евангельскими сюжетами. Он несколько раз путешествовал в Египет, Сирию и Палестину, чтобы добиться желаемого, и его усилия увенчались успехом.  А для нас Евангельский рассказ зазвучал по новому.

Недостаток времени не позволил подробно ознакомиться со всем, что есть в усадьбе, но краем глаза мы все же взглянули и на Адмиралтейство, и Детский домик, и на Храм Святой Троицы, и на «Город мастеров».

В завершении нас ждал вкусный обед и сильный дождь. Но никакой дождь уже не мог испортить впечатления от этого удивительного путешествия.  

 
 
 
Сегодня 20 мая (7 мая) воскресенье
Жировицкая икона Божией Матери

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора. Поста нет.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Мч. Акакия (икона) сотника. Прпп. Иоанна (икона) Зедазнийского и учеников его: Авива (икона), еп. Некресского, Антония (икона) Марткопского, Давида (икона) Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (икона), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского, Шио (икона) Мгвимского (Груз.) Прп. Нила (икона) Сорского. Обретение мощей Нила (икона) Мироточивого, Афонского. Любечской (икона) и Жировицкой (икона) икон Божией Матери. Челнской и Псково-Печерской, именуемой Умиление (икона), икон Божией Матери.

7.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
9.00   Божественная литургия. Молебен. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 21 мая (8 мая) понедельник
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).
Прп. Арсения Великого (449-450).
9.00   Божественная литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


(Дея. 20, 16-18, 28-36; Ин. 17, 1-13). Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу. Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее и она тотчас обнаружилась повсюду всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания. Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее - и христианству конец.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года




Помощь мирным жителям Украины
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь оказывает помощь мирным жителям Украины ДИАКОНИЯ.RU