Будем дружить со своими детьми

11 августа 2016 (29 июля)
Храм Рождества Христова, Духовно-просветительский центр, Воскресная школа

К деятельности Духовно-просветительского центра и Воскресной школы храма Рождества Христова проявили интерес местные средства массовой информации. По благословению настоятеля храма Рождества Христова, протоирея Георгия на вопросы информационного портала города Обнинска «НОВЫЙ ГОРОД ‘ок’» ответила директор Центра Татьяна Николаевна Соболева. Приводим полную версию интервью.

-Татьяна Николаевна, почему центр, а не воскресная школа?

Потому что центр осуществляет значительно более широкую деятельность, чем просто воскресная школа. В структуру центра помимо воскресной школы входят богословско-катехизаторские курсы для взрослых, кружки, секции, студии и группы различной направленности, библиотека и фильмотека. Но все же, воскресная школа, пожалуй, является главным и самым многочисленным элементом центра, поэтому я предлагаю уделить основное внимание именно воскресной школе.

-По какому принципу построена работа вашей воскресной школы?

На нашей информационной доске можно прочитать такие слова: «Необходимо находить время и силы для совместных занятий с детьми, как бы мы ни были заняты и как бы ни уставали. Если дети будут знать, что их интересы – это наши интересы, тогда они не уйдут от нас в себя или в сомнительные компании. Будем дружить со своими детьми, и тогда они будут доверять нам». Собственно, эти слова и отражают основную направленность деятельности нашей воскресной  школы, да и всего центра. Мы ориентированы на работу с семьей.  

Следует упомянуть, что три года назад,  мы познакомились с деятельностью известного московского семейного центра «Рождество», и, в частности, с автором программы «Введение в традицию» Анастасией Алексеевной Абрамовой. Сегодня в воскресной школе у нас три группы из пяти занимаются по этой программе.  Программа интересная, но достаточно трудная, потому что требует очень серьезной подготовки педагогов. Главной особенностью  программы является  то, что обязательным условием является участие в занятиях родителей. Т.е. ситуация, при которой родители пришли, сдали  детей и ушли заниматься своими делами, невозможна. У нас родители проживают занятия (а надо сказать, что занятия носят комплексный характер, там есть все: и основная духовно-нравственная беседа, и размышления, и вопросы, и ответы, и игры, и сказки, и музыка, и рукоделие) вместе с детьми и помогают своим детям. Кроме того, как правило, занятие задает определенное направление жизни на последующую неделю, и мы настоятельно рекомендуем, чтобы жизнь в доме, в семье организовывалась в соответствии с этим направлением. К определенным успехам можно отнести тот факт, что родители довольно активно участвуют в занятиях, а некоторые дети считают дни до следующего занятия.

Две оставшиеся старшие группы занимаются пока по более или менее стандартной  программе без присутствия родителей. Но родители, во время занятий не брошены. У них свои беседы, довольно интересный цикл «О событиях Евангельской истории». Эти беседы, кстати сказать, пользуются популярностью. Туда приходят даже родители, дети которых уже не посещают Воскресную школу. Они, в принципе, открыты для всех

Детей и родителей этих двух групп пока мы объединяем в последнее воскресенье месяца. Подбирается фильм или мультфильм, родители и дети его вместе смотрят и вместе обсуждают. Обсуждение получается очень таким живым, неформальным. Но и помимо основных занятий есть много направлений, где дети и родители могут приложить именно совместные усилия.

- Получается, что создается такая  семейная воскресная школа.  А как родители восприняли идею обязательного присутствия на занятиях?

Хотелось бы, чтобы она создавалась. Мы вообще думаем о том, чтобы превратить воскресную школу в семейный центр или клуб.  Надо сказать, что на первом этапе все было очень непросто, да и сейчас не совсем уж так все гладко. Люди ведь разные. Родители довольно осторожно подключались к занятиям, но многие очень скоро поняли, что не так уж бесполезно быть вместе со своими детьми хотя бы 2 часа в неделю, и не просто быть, а жить в это время их жизнью.

- А чем, помимо основных занятий занимаются в воскресной школе и есть ли особенности с учетом ориентации на семью?

Да много чем занимаются. Ну, например, чрезвычайно важны в жизни воскресной школы праздники. Как они обычно проходят? Чаще всего, готовится какой-нибудь концерт или спектакль, и дети выступают в качестве артистов, а родители – в качестве зрителей. Так было раньше и у нас. А сейчас мы изо всех пытаемся и родителей сделать полноправными участниками. В этой связи мы предлагаем разные варианты празднования, например, Рождества Христова (Рождество Христово, также как и Пасха, являются для центра и воскресной школы обязательными праздниками, т.е. праздничная программа должна быть подготовлена в обязательном порядке). Так вот один из вариантов – это рождественский бал-маскарад для детей, родителей и их приглашенных родственников. При этом есть два непременных условия: во-первых, все должны взять уроки танцев под руководством танцмейстера в воскресной школе, и получается так, что дети и родители берут эти уроки вместе, а во-вторых, одежда должна соответствовать балу, бальные платья и фраки приветствуются, в джинсах не пустят. Перед началом последнего бала работали организованные совместными усилиями детей и родителей ярмарка, фотоателье с Рождественской елкой, украшенной в стиле ретро, Рождественский музыкальный видеосалон. Программа бала - это единый сценарий, включающий классические танцы, вокальные и музыкальные концертные номера. Эти номера дети готовят также вместе с родителями. 

Второй вариант совместного празднования – это рождественский концерт-подарок. Последний такой подарок был очень неплохим. Здесь было все: удивительные, наполненные глубоким смыслом песни; разнообразные танцы от зажигательного, «Ехал Ваня поспешал, со добра коня упал» до лирического «Ночь тиха, ночь свята», вполне профессиональное звучание флейты и пианино, трогательно и проникновенно исполненные рождественские стихи, зажигательное рождественское караоке, традиционные христославы, неожиданный рождественский родительский флешмоб – все это опять же в рамках единого сценария.

А на Пасху дети и родители Воскресной школы рассказали и показали историю о Маланье – голове баранье, поставленную по мотивам одноименного произведения выдающегося русского писателя второй половины 19 века Николая Семеновича Лескова. Особенность как раз и заключалась в том, что вместе играли разновозрастные артисты, от 5 лет до вполне уже солидного возраста, а соответственно и репетиции были совместными.

Конечно, мы празднуем не только Рождество и Пасху, но и другие церковные и не только церковные праздники и стараемся, чтобы целые семьи принимали в этом участие. На празднование 70-летия Победы, например, нас вдохновил все тот же семейный центр «Рождество». Этот праздник объединил сразу несколько поколений, чего мы не ожидали. Готовились всем миром, и результат превзошел все ожидания. Сначала всем собравшимся (а набралось человек 120) было предложено перенестись в то тревожное время. В течение часа в актовом зале Духовно-просветительского центра работали интерактивные площадки, воссоздающие атмосферу 1940-х годов. Здесь можно было помочь стране с производством танков и другого оружия, уничтожить пару другую фашистских самолетов или кораблей, попробовать свои силы в военной разведке или на интеллектуальном полигоне, станцевать знаменитую Рио-Риту, сделать военную фотографию с пулеметом в руках, изготовить праздничную поздравительную открытку, пройти экспресс-курс молодого бойца на призывном пункте, залечить раны в госпитале, увековечить своих родственников-ветеранов на доске памяти. Стоить отметить, что взрослые проявили к работе площадок не меньший, чем дети, интерес. Жаль, время было ограничено. Впрочем, итак боеприпасы кончились, бинтов в госпитале едва хватило, не осталось ни одной свободной звезды памяти.

Еще мы любим проводить разные конкурсы. Остановлюсь на двух. Это долгосрочный проект «Фотоохота», которая проводится на постоянной основе, и конкурс снежных  скульптур. Главная особенность «Фотоохоты» – это то, что дети «охотятся» вместе с родителями: вместе ищут ракурс и сюжеты для съемки, вместе учатся фотографировать. Каждой группе воскресной школы в определенный период дается индивидуальное задание, например, запечатлеть все красное или все круглое. Лучшие работы выставляются на всеобщее обозрение.

Последней темой конкурса снежных скульптур была тема «В гости к сказке». И вот в результате совместных усилий детей, родителей и педагогов на территории храма появились чудо-юдо рыба-кит, говорящий бобр из «Хроник Нарнии», печка из сказки «Гуси-лебеди», черепаха Тортилла, избушка ледяная и все герои сказки «Репка».

Не могу не упомянуть о наших тематических поездках и экскурсиях, где акцент опять же на том, чтобы дети ездили вместе с родителями. Поездки очень разнообразные от Калужского планетария до Московского Кремля.

Очень большое внимание мы уделяем музыкальным занятиям. Разучиваем разные духовные песни, в том числе и церковные песнопения. Причем в этом плане дети даже подгоняют родителей. Не мудрено, что в конечном итоге появился родительский хор. И как здорово, когда все вместе (а это опять же человек 120) поем, например, тропари (главные короткие песнопения) больших церковных праздников. 

У нас много чего еще есть и жизнь довольно насыщенная. Желающие подробнее ознакомиться с нашей жизнью могут посетить сайт нашего храма: hramrh.ru. Он может пока еще и далек от совершенства, но интересной информации там достаточно. А рубрика «Новости» позволит достаточно подробно ознакомиться с тем, как и чем мы живем.

В Православной Церкви очень дорожат традициями. А есть ли у вас какие-либо традиции?

Да, есть. Очень давняя наша традиция – это выход в лес в день Святой Троицы детей, родителей и педагогов. Читаем вместе акафист «Слава Богу за все, готовим вместе праздничную программу и праздничную трапезу.

Еще одна традиция выезжать совместно в молодежный православной центр (МПЦ) «Златоуст» на 2-3 дня.  Вместе готовим программу пребывания, вместе читаем утреннее и вечернее правила, вместе готовимся к причастию, вместе причащаемся. Некоторые именно там впервые исповедаются и причащаются. Последний такой выезд мы совершили в феврале этого года. Назову лишь мероприятия, которые там проходили: игра на свежем воздухе «Взятие снежной крепости»; интеллектуальное шоу «Наша игра»; интерактивные площадки для любого возраста: «Комната сказок», «Игровая для самых маленьких», «Мастерские (поделки, раскраски,  кроссворды)», «Спортивная страна: (настольный теннис, футбол, фитнес с профессиональным инструктором по фитнесу)»;  беседа 14+ «Курьезы церковной жизни»; «Златоустовские встречи» (хороводы, игры песни, конкурсы); кинопрограмма:  «Необыкновенное путешествие Серафимы (для всех), «Излечить страх» (для взрослых), «Рыба» (для всех);  мини концерт-поздравление «Папа может».

Некоторые воскресные школы проводят для детей летние площадки на своей территории, у Вас существует такая практика?

 В этом году на экспериментальной основе у нас начал работу летний лагерь для детей 8 -12 лет. Лагерь  организован впервые и поэтому был совсем небольшой, всего 12 детей, но программа его была очень насыщенная. Обычно летний лагерь нацелен на что, чтобы как-то занять, развлечь детей. Мы решили совместить  приятное с полезным. Встречи, беседы, рассуждения на христианские темы мы связали с общественно полезным трудом. На нашей территории пропололи грядки, посадили картошку, арбузы, дыни, косили и убирали траву. Возможно, в будущем летний лагерь будет работать на постоянной основе.

Насколько я понимаю, вы работаете только с теми, кто внутри, а как же  внешние, их удается просвещать?

Мы действительно ориентированы, прежде всего, на тех, кто к нам пришел, но посильную миссионерскую деятельность мы тоже осуществляем. Вот несколько недавних примеров.

Давно сотрудничаем с Центральной детской библиотекой. В начале этого года даже подготовили совместный видеоролик «Нас Господь посылает друг другу, который успешно участвовал в конкурсе презентаций и видеороликов «Православная инициатива» в развитии моего края.

У нас хорошие отношения со средней школой №10. В этом году руководство летнего лагеря, действующего на базе этой школы, обратилось к нам с просьбой провести просветительное мероприятие для школьников, Мы подготовили для них притчу о Блудном сыне в собственном прочтении, в современной интерпретации. Притча, как известно, имеет много смыслов. Она и о пагубных последствия своеволия и неумения пользоваться свободой, она и о безграничной любви родителей к своим детям, она и о необходимости поиска пути к Богу, который терпеливо ждет возвращения своих блудных сыновей и дочерей. У наших разновозрастных артистов все получилось даже лучше, чем обычно. И кто знает, может быть, кто-то их присутствовавших детей или взрослых под влиянием услышанного и увиденного приобретет удивительную книгу – Евангелие, найдет там притчу о блудном сыне, прочитает ее, задумается и начнет искать свой путь возвращения  к Небесному Отцу.

Совсем недавно, 6 июля, детский сад № 27 «Золотая рыбка»  пригласил нас в гости. Им мы показали и рассказали сказку «Названный отец», которая служит иллюстрацией золотого правила: “Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7:12). Особенность состояла в том, что сказочное действие развивалось прямо перед глазами маленьких зрителей. Также следует отметить, что все куклы и декорации, использованные для рассказа и показа, дети Воскресной школы сделали своими руками.

Наконец 10 июля мы пригласили к себе всех желающих на праздник в честь Дня семьи, любви и верности, который отмечается в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февроньи Муромских. Несмотря на разгар лета, народу пришло много, и детей, и взрослых. И беседу мы интерактивную провели, и мульфильм удивительный про Петра и Февронью показали, и сказку «Названный отец» повторили, и в игры народные поиграли. Кое-кто заявил, что осенью придет записываться в воскресную школу.

Ну и потом в центре и богословские вечерние курсы организованы, и огласительные беседы ведутся, и встречи с интересными людьми бывают, и различные мероприятия разного масштаба проходят, да и священнослужители наши тоже ведь не сидят, сложа руки.

Кстати, какую роль в жизни центра и воскресной школы играют священнослужители вашего храма?

Большую. Настоятель храма, протоиерей Георгий Кривенко, выражаясь светским языком, курирует деятельность центра и воскресной школы. Он в курсе всего, что происходит (а собственного без его ведома ничего и не будет происходить), и во всем нас поддерживает. Он оказывает нам не только духовную, но очень часто и материальную помощь и мы ему очень благодарны.

Протоиерей Владимир Войтов бессменно организует и проводит огласительные беседы для тех, кто желает принять Таинства Крещения и Венчания, и насколько я знаю, они пользуются большим спросом.   

Иерей Виталий Шатохин находится на одном из самых трудных участков работы – он занимается с молодежью, и не только с теми, кто в нашем храме. И, похоже, у него это неплохо получается. Кроме того, в последние годы именно с отцом Виталием совершаются традиционные выходы в лес в День Святой Троицы, да и вообще, в помощи нам ни он, ни его супруга никогда не отказывают.  

Иерей Борис Титов также всегда готов помочь. Ездил с нами в этом году в МПЦ Златоуст, всегда присутствует на наших праздниках.

Диакон Дмитрий Шатов, как и все остальные,  всегда открыт для взаимодействия.

Пользуясь случаем, хочу им всем выразить благодарность и пожелать добра и долголетия.

И последний вопрос. Работа в Центре повлияла как-то и на вашу жизнь, мировоззрение?

 Так получилось, что мы с мужем в Церкви уже больше 20 лет, и лет 15 из них вместе занимаемся воскресными школами (в настоящее время именно он проводит беседы с родителями о событиях Евангельской истории). Думаю наоборот, мировоззрение способствовало тому, что я стала заниматься  воскресными школами, ведь Церковь, помимо прочего, призывает организовывать свою жизнь как служение. К тому же по образованию я учитель английского языка, т.е. проработала и в обыкновенной школе немало лет. Работа с детьми,  с семьей не просто повлияла на мою жизнь, это часть моей жизни, может быть главная часть. Я и сама мама двух уже взрослых сыновей. Оба они, слава Богу, верующие, и оба в Церкви.

Отдаленность детей и родителей друг от друга – одна из основных проблем современного общества, и в храме Рождества Христова, мы пробуем использовать воскресную школу в качестве площадки для работы с семьей, в качестве инструмента, который дает возможность родителям быть ближе к своим детям и лучше понимать друг друга. Очень радует и вдохновляет то, что к работе нашей воскресной школы есть интерес. Я была приглашена в Москву на Рождественские чтения, где делала презентацию, которая была воспринята с  большим интересом. К нам по обмену опытом обращалась воскресная школа из Боровского района. Нас, как я уже отмечала, поддерживает настоятель храма. Будем надеяться, что с помощью Божией, наши усилия не останутся бесплодными. 

 
 
 

Сегодня 19 ноября (6 ноября) понедельник
Варлаам Хутынский

Седмица 26-я по Пятидесятнице.

Свт. Павла (Житие) исп., патриарха Константинопольского. Прп. Варлаама (Житие, икона) Хутынского. Мцц. Текусы (Житие), Александры (Житие), Полактии, Клавдии (Житие), Евфросинии (Житие), Афанасии и Матроны (Житие). Прп. Луки (Житие) Тавроменийского. Прп. Луки (Житие, икона), эконома Печерского. Свт. Германа (Житие, икона), архиеп. Казанского. Прп. Варлаама (Житие) Керетского. Сщмч. Никиты (Житие), еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы. Сщмч. Василия пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 20 ноября (7 ноября) вторник
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра и иже с ними(III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года



Информационный портал семейной политики