На земле, на небе и под землей

27 июля 2017 (14 июля)
Воскресная школа

В четверг 27 июля группа детей, посещающих воскресную школу храма Рождества Христова, вместе с родителями и педагогами по благословению настоятеля, протоиерея Георгия, совершила экскурсионно-паломническое путешествие в Троице-Сергееву Лавру.

Условно это путешествие можно разделить на три части: на земле, на небе и под землей.

Часть 1 – На земле

На земле посещаем три главных храма Лавры.

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). Главная святыня собора, да и всей обители - святые мощи преподобного Сергия, которые покоятся в серебряной раке. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного и строившийся на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря. Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).

Храм преподобного Сергия с Трапезной палатой, расположенный на южной стороне монастыря, который был сооружен по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезный храм относится к лучшим образцам московского барокко.

Часть 2 – На небе

На небе – это на лаврской колокольне. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г. замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Действительно - «всем звонницам звонница». Сверху вся Лавра и ее окрестности как на ладони.

На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930 г. когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 4 тыс. пудов (64 т.). Вес вновь отлитого в 2003 г. для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т. Этого Царя, который в положенное время подает свой мощный голос, можно было даже потрогать.

Часть 3 – Под землей

Чтобы оказаться под землей спешим в Гефсиманский-Черниговский скит.

Основанный в 1845-1850 гг. в трех километрах к юго-востоку от Лавры, скит не уступал ей по числу паломников. Гефсиманский-Черниговский скит – место подвижничества преп. Варнавы Гефсиманского, блаженного Филиппа и других угодников Божьих.

Особую притягательность обеспечивают ему пещеры, в которых на глубине 6,5 метров в кельях, вырытых собственными руками, жили монахи. Кельи были разных размеров, самая маленькая составляла метр в ширину и два с немногим в длину. Пещеры  Гефсиманского Черниговского cкита - уникальное место. Это единственные рукотворные пещеры в центре России. Здесь не только кельи, но еще два подземных храма, часовня, святой источник. И все это производит неизгладимое впечатление.

Путешествие удалось. Молитвенно благодарим основателя святой Лавры, преподобного Сергия и предлагаем посетителям нашего сайта к нам присоединиться:

 
 
 

Сегодня 23 сентября (10 сентября) воскресенье
Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора

Неделя 17-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением.

Мцц. Минодоры (Житие, икона), Митродоры (Житие, икона) и Нимфодоры (Житие, икона). Апп. от 70-ти Апеллия (житие), Лукия (Житие) и Климента (Житие). Мч. Варипсава. Блгв. царицы греческой Пульхерии (Житие). Свтт. Петра (Житие) и Павла (Житие), епископов Никейских. Прп. Павла (Житие) Послушливого, Печерского. Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа (Житие, икона), Спасокубенского. Собор (икона) Липецких святых. Собор Алтайских святых Сщмчч. Исмаила (Житие), Евгения, Иоанна (Житие), Константина (Житие), Петра, Василия (Житие), Глеба, Василия, Иоанна, Петра, Николая, Палладия пресвитеров и прмчч. Мелетия и Гавриила, мч. Симеона, мц. Татианы. Сщмч. Уара, еп. Липецкого.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 24 сентября (11 сентября) понедельник
Прп. Феодоры Александрийской (474). Прпп. Сергия и Германа, Валаамских. Прп. Силуана Афонского (1938).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 6, 11-18; Ин. 3, 13-17). "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Вера в Сына Божия, плотью распявшегося нас ради, - сила Божия во спасение, живой источник живодействующих нравственных стремлений и настроений, и приемник пространной благодати Святого Духа, всегда в сердце пребывающей и сокровенных наитий благовременно, в час нужды, свыше ниспосылаемых. Вера совмещает убеждения, привлекающие Божие благоволение и силу свыше. То и другое вместе и есть обладание животом вечным. Пока хранится в целости эта жизнь, христианин неподателен, ибо, прилепляясь к Господу, он един дух с Господом, а Господа ничто преодолеть не может. Отчего же падают? От ослабления веры. Слабеют убеждения христианские - слабеет и нравственная энергия. По мере этого ослабления, благодать вытесняется из сердца, худые же позывы поднимают голову. В час удобный происходит склонение на эти последние: вот и падение. Будь бодренным и блюстителем веры во всем ее составе, и не падешь. В этом то смысл св. Иоанн говорит, что рожденный от Бога греха не творит.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года




Помощь мирным жителям Украины
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Русская Православная Церковь оказывает помощь мирным жителям Украины ДИАКОНИЯ.RU