На земле, на небе и под землей

27 июля 2017 (14 июля)
Воскресная школа

В четверг 27 июля группа детей, посещающих воскресную школу храма Рождества Христова, вместе с родителями и педагогами по благословению настоятеля, протоиерея Георгия, совершила экскурсионно-паломническое путешествие в Троице-Сергееву Лавру.

Условно это путешествие можно разделить на три части: на земле, на небе и под землей.

Часть 1 – На земле

На земле посещаем три главных храма Лавры.

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). Главная святыня собора, да и всей обители - святые мощи преподобного Сергия, которые покоятся в серебряной раке. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного и строившийся на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря. Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).

Храм преподобного Сергия с Трапезной палатой, расположенный на южной стороне монастыря, который был сооружен по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезный храм относится к лучшим образцам московского барокко.

Часть 2 – На небе

На небе – это на лаврской колокольне. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г. замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Действительно - «всем звонницам звонница». Сверху вся Лавра и ее окрестности как на ладони.

На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930 г. когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 4 тыс. пудов (64 т.). Вес вновь отлитого в 2003 г. для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т. Этого Царя, который в положенное время подает свой мощный голос, можно было даже потрогать.

Часть 3 – Под землей

Чтобы оказаться под землей спешим в Гефсиманский-Черниговский скит.

Основанный в 1845-1850 гг. в трех километрах к юго-востоку от Лавры, скит не уступал ей по числу паломников. Гефсиманский-Черниговский скит – место подвижничества преп. Варнавы Гефсиманского, блаженного Филиппа и других угодников Божьих.

Особую притягательность обеспечивают ему пещеры, в которых на глубине 6,5 метров в кельях, вырытых собственными руками, жили монахи. Кельи были разных размеров, самая маленькая составляла метр в ширину и два с немногим в длину. Пещеры  Гефсиманского Черниговского cкита - уникальное место. Это единственные рукотворные пещеры в центре России. Здесь не только кельи, но еще два подземных храма, часовня, святой источник. И все это производит неизгладимое впечатление.

Путешествие удалось. Молитвенно благодарим основателя святой Лавры, преподобного Сергия и предлагаем посетителям нашего сайта к нам присоединиться:

 
 
 

Сегодня 19 ноября (6 ноября) понедельник
Варлаам Хутынский

Седмица 26-я по Пятидесятнице.

Свт. Павла (Житие) исп., патриарха Константинопольского. Прп. Варлаама (Житие, икона) Хутынского. Мцц. Текусы (Житие), Александры (Житие), Полактии, Клавдии (Житие), Евфросинии (Житие), Афанасии и Матроны (Житие). Прп. Луки (Житие) Тавроменийского. Прп. Луки (Житие, икона), эконома Печерского. Свт. Германа (Житие, икона), архиеп. Казанского. Прп. Варлаама (Житие) Керетского. Сщмч. Никиты (Житие), еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы. Сщмч. Василия пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 20 ноября (7 ноября) вторник
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра и иже с ними(III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года



Информационный портал семейной политики