Не навредить детской вере

20 ноября 2017 (7 ноября)
Храм Рождества Христова, духовно-просветительский центр, воскресная школа

В воскресенье 19 ноября в актовом зале духовно-просветительского центра храма Рождества Христова состоялся недетский разговор о детской вере. Гостем духовно-просветительского центра был протоиерей Алексей Уминский.

Отец Алексей является настоятелем московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущим популярной телепрограммы «Православная энциклопедия», духовником негосударственного образовательного учреждения «Свято-Владимирская общеобразовательная школа», автором многочисленных книг и публикаций по вопросам педагогики.

Встреча проходила живо, в реальном интерактивном режиме. Московский гость попытался донести до аудитории следующие мысли:

Нам следует взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы убедиться: ребенок видит мир не всегда так, как видим его мы с вами. 

Взрослые, со своими потребностями, задачами, взглядами, часто вкладывают в мир детей то, чего в нем нет и быть не может.

Очень опасно воспринимать христианство исключительно как свод определенных правил, дисциплин и молитвенных техник, особенно когда полем для экспериментов взрослых христиан становятся их собственные дети.

У детей нет какой-то специальной детской духовности, нет специальной духовной жизни. У детей есть подражание родителям, желание быть с родителями вместе, желание радовать их и получать от родителей похвалу.

Родительские амбиции – это тяжелейший крест для ребенка. А для ребенка из верующей семьи религиозные амбиции гораздо опаснее, чем у тех родителей, которые мечтают вырастить великого математика или спортсмена.

Момент детской исповеди очень тонкий, нельзя допустить, чтобы началась игра в духовную жизнь, в духовность, в христианство.

Родителям и детям необходимо научиться быть в храме вместе, родителям нужно научиться реагировать на потребности ребенка, не бояться выйти с ребенком на улицу, на детскую площадку.

Не передается знание и заготовленные формы жизни, но только личный опыт, и передается он не всегда словесно.

Если в центре жизни родителей стоит Христос, как научение, как слышание, как желание жить по Его воле, то это никак не скроешь. Но если родители не очень Христа понимают, если им важнее всё правильно исполнить и осуществить, то эта модель будет мертвой.

Если родители причащают детей, а сами по тем или иным причинам не причащаются, то ребенку ясно, что родителям это не нужно и не важно. И наоборот, если в храме они вместе, если вместе стоят у Чаши, то объяснять ребенку уже ничего не придется. Всё то, что ценно для родителей, всегда будет ценно для детей.

Вера – это всегда выбор. Мы можем родиться блондинами, брюнетами, с музыкальными способностями, но верующими не рождаются, ими становятся.

Для многих то, что говорил отец Алексей, могло оказаться неожиданным. Возможно, глубокому сомнению подверглись чьи-то стереотипы. Возможно, на чьи-то вопросы он не дал исчерпывающих и единственно возможных ответов. Но справедливости ради, следует отметить, что на истину в последней инстанции он не претендовал. С протоиереем Алексеем Уминским можно соглашаться, а можно и не соглашаться, каждый выбирает сам.  Однако, тот факт, что сформулированные выше мысли заслуживают самого пристального родительского внимания, является бесспорным. А слова отца Алексея о том, что «Духовное развитие юного человека – это очень хрупкая сфера, существование которой практически невозможно, если самые близкие люди – родители – пребывают за ее пределами», которые красной нитью проходили через весь состоявшийся разговор, звучат, как никогда, актуально.

 

 
 
 

Сегодня 21 февраля (8 февраля) четверг
Великомученик Феодор Стратилат

Седмица сплошная.

Вмч. Феодора (житие, икона) Стратилата. Прор. Захарии (житие, икона) Серповидца из 12-ти. Свт. Саввы (икона) II, архиеп. Сербского. Сщмчч. Симеона, Андрея, Сергия и Петра пресвитеров. Сщмч. Александра пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 22 февраля (9 февраля) пятница
Отдание праздника Сретения Господня. Мч. Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Мк. 13, 31-14, 2). На что вчера навел нас Апостол, то ныне прямо внушает нам Евангелие. "Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время. Итак, бодрствуйте. . . чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими". Надобно ждать, и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет как молния от одного конца вселенной до другого. Иным думается, что можно это ожидание Господа заменить ожиданием смерти. Хорошо и это, или хоть это. Но ожидание Господня пришествия одно, а ожидание смерти - иное. Иная мысль о том и другом; иное и чувство, рождающееся под действием той и другой мысли. Дня Господня жди, в который все кончится определением безвозвратным. После смерти все еще будет длиться время нерешенного состояния; а день Господень все распределит на вечные веки, и запечатлеет так, что уж не жди изменения. Ждал, говоришь. И еще жди. И все жди. Но это, скажешь, отравит все радости. Не отравит, а только изгонит из порядков твоей жизни такие радости, которые незаконно пользуются этим именем. Будешь и при этом радоваться, но только о Господе. И Господа ждать при такой радости можно, и если Господь застанет тебя в этой радости, не взыщет, а похвалит.
(1 Ин. 1, 1-15). Что значит "ходить во истине"? Значит, приняв истину в сердце, так держать себя в мыслях и чувствах, как требуется истиною. Таким образом, что Бог есть везде и все видит, - это есть истина: кто примет эту истину сердцем и станет держать себя - и внутренне, и внешне - так, как бы перед ним был Сам Бог и все в нем видел, тот будет и ходить в этой истине. Что Бог все содержит, и что без Него мы ничего не можем успешно делать - это истина: кто примет ее сердцем и станет во всем, что бы ни делал, обращаться в молитве за помощью к Богу, и принимать все, что с ним ни случилось бы, как от руки Господней, тот будет ходить в этой истине. Что смерть каждый час может нас похитить, а по смерти тотчас и суд Божий, это истина: кто примет эту истину сердцем и станет так жить, тот будет ходить в этой истине. Так и относительно всякой другой истины.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года



Информационный портал семейной политики