Не навредить детской вере

20 ноября 2017 (7 ноября)
Храм Рождества Христова, духовно-просветительский центр, воскресная школа

В воскресенье 19 ноября в актовом зале духовно-просветительского центра храма Рождества Христова состоялся недетский разговор о детской вере. Гостем духовно-просветительского центра был протоиерей Алексей Уминский.

Отец Алексей является настоятелем московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущим популярной телепрограммы «Православная энциклопедия», духовником негосударственного образовательного учреждения «Свято-Владимирская общеобразовательная школа», автором многочисленных книг и публикаций по вопросам педагогики.

Встреча проходила живо, в реальном интерактивном режиме. Московский гость попытался донести до аудитории следующие мысли:

Нам следует взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы убедиться: ребенок видит мир не всегда так, как видим его мы с вами. 

Взрослые, со своими потребностями, задачами, взглядами, часто вкладывают в мир детей то, чего в нем нет и быть не может.

Очень опасно воспринимать христианство исключительно как свод определенных правил, дисциплин и молитвенных техник, особенно когда полем для экспериментов взрослых христиан становятся их собственные дети.

У детей нет какой-то специальной детской духовности, нет специальной духовной жизни. У детей есть подражание родителям, желание быть с родителями вместе, желание радовать их и получать от родителей похвалу.

Родительские амбиции – это тяжелейший крест для ребенка. А для ребенка из верующей семьи религиозные амбиции гораздо опаснее, чем у тех родителей, которые мечтают вырастить великого математика или спортсмена.

Момент детской исповеди очень тонкий, нельзя допустить, чтобы началась игра в духовную жизнь, в духовность, в христианство.

Родителям и детям необходимо научиться быть в храме вместе, родителям нужно научиться реагировать на потребности ребенка, не бояться выйти с ребенком на улицу, на детскую площадку.

Не передается знание и заготовленные формы жизни, но только личный опыт, и передается он не всегда словесно.

Если в центре жизни родителей стоит Христос, как научение, как слышание, как желание жить по Его воле, то это никак не скроешь. Но если родители не очень Христа понимают, если им важнее всё правильно исполнить и осуществить, то эта модель будет мертвой.

Если родители причащают детей, а сами по тем или иным причинам не причащаются, то ребенку ясно, что родителям это не нужно и не важно. И наоборот, если в храме они вместе, если вместе стоят у Чаши, то объяснять ребенку уже ничего не придется. Всё то, что ценно для родителей, всегда будет ценно для детей.

Вера – это всегда выбор. Мы можем родиться блондинами, брюнетами, с музыкальными способностями, но верующими не рождаются, ими становятся.

Для многих то, что говорил отец Алексей, могло оказаться неожиданным. Возможно, глубокому сомнению подверглись чьи-то стереотипы. Возможно, на чьи-то вопросы он не дал исчерпывающих и единственно возможных ответов. Но справедливости ради, следует отметить, что на истину в последней инстанции он не претендовал. С протоиереем Алексеем Уминским можно соглашаться, а можно и не соглашаться, каждый выбирает сам.  Однако, тот факт, что сформулированные выше мысли заслуживают самого пристального родительского внимания, является бесспорным. А слова отца Алексея о том, что «Духовное развитие юного человека – это очень хрупкая сфера, существование которой практически невозможно, если самые близкие люди – родители – пребывают за ее пределами», которые красной нитью проходили через весь состоявшийся разговор, звучат, как никогда, актуально.

 

 
 
 

Сегодня 19 ноября (6 ноября) понедельник
Варлаам Хутынский

Седмица 26-я по Пятидесятнице.

Свт. Павла (Житие) исп., патриарха Константинопольского. Прп. Варлаама (Житие, икона) Хутынского. Мцц. Текусы (Житие), Александры (Житие), Полактии, Клавдии (Житие), Евфросинии (Житие), Афанасии и Матроны (Житие). Прп. Луки (Житие) Тавроменийского. Прп. Луки (Житие, икона), эконома Печерского. Свт. Германа (Житие, икона), архиеп. Казанского. Прп. Варлаама (Житие) Керетского. Сщмч. Никиты (Житие), еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы. Сщмч. Василия пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 20 ноября (7 ноября) вторник
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра и иже с ними(III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года



Информационный портал семейной политики