Акафист из акафистов

22 марта 2018 (9 марта)
Храм Рождества Христова, духовно-просветительский центр

В субботу на пятой неделе Великого поста Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов.

Акафист Пресвятой Богородице - хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), диакон Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать первенствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. Его твердое место - в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста (на практике, совершается в пятницу вечером), в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».

Акафист состоит из 24 песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…».

«Похвала Пресвятой Богородице» совершается во всех православных храмах и, конечно, наш храм не является исключением. В храме Рождества Христова богослужение с чтением акафиста Пресвятой Богородице совершается 23 марта и начинается в 17.00.

Тем, кто по каким-либо причинам не сможет придти в храм (да и тем, кто сможет) предлагаем возможность молитвенно обратиться к Пресвятой Богородице со словами этого удивительного Акафиста вместе с регентом Валаамского мужского монастыря иеродиаконом Германом (Рябцевым)

 
 
 

Сегодня 21 апреля (8 апреля) воскресенье
Вход Господень в Иерусалим

Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Великий пост. На трапезе разрешается рыба.

Вход Господень в Иерусалим. (праздник, икона)
Апп. от 70 Иродиона (Житие, икона), Агава (Житие, икона), Асинкрита (Житие, икона), Руфа (Житие, икона), Флегонта (Житие), Ерма (Житие) и иже с ними. Мч. Павсилипа (Житие). Свт. Келестина (Житие), папы Римского. Свт. Нифонта, еп. Новгородского. Прп. Руфа (Житие), затворника Печерского. Сщмч. Сергия (Житие) пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 22 апреля (9 апреля) понедельник
Великий Понедельник.
8.30   Часы 3-й, 6-й и 9-й, с чтением Евангелия. Изобразительн. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Фил. 4, 4-9; Ин. 12, 1-18). Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: "осанна Сыну Давидову"! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: "распни, распни Его"! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: "распни!", а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года