Святыни земли Калужской

22 июня 2018 (9 июня)
Храм Рождества Христова, воскресная школа

В пятницу 22 июня дети, родители и педагоги воскресной школы храма Рождества Христова вместе с иереем Борисом совершили однодневное паломничество к святыням земли Калужской, побывав во Свято-Введенской Оптиной пустыни и Казанской Свято-Амвросиевской пустыни в Шамордино. 

За один день удалось многое успеть. Экскурсия, молебен с акафистом у раки с мощами преподобного Амвросия, удивительные прогулки по обеим обителям, наконец, купание в «Живоносном источнике». 

Спешим поделиться с посетителями нашего сайта главным из всего уведенного и услышанного. 

Итак, время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии, более распространенной, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, поэтому ее называли еще и Макарьевской. Есть и еще одна версия, в соответствии с которой название Оптина означает «общая», «совместная». До 1504 года в монастыре находились монахи и монахини, жившие в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца, т.е. проживали «оптом».

Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году местные бояре братья Шепелевы построили Введенский собор.

Важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета (Дроздова), который поддерживал установление старчества в монастыре. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого «новозаветного» пустынножителя. В Оптиной пустыни старчеству было суждено пережить свой расцвет.

Если очень кратко определить, что такое «старчество», то получится примерно следующее: « это особый дар руководства, основанный на водительстве Святым Духом людей ко спасению, требующий от носителя этого дара мудрого любвеобильного попечения о вверившихся ему душах. Старчество – особый дар Святаго Духа, талант, который св. апостол Павел называет даром рассуждения. За время существования Оптиной пустыни в ней просияло 14 оптинских старцев, ныне причисленных к лику святых.

Не менее значимой, чем духовная деятельность старцев Оптиной пустыни, была ее издательская и просветительская деятельность. 

Самым известным Оптинским старцем, пожалуй, является преподобным Амвросий. 

Оптина пустынь дала импульс многим известным людям русской литературы, философии, духовенства, среди которых Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, отец Павел Флоренский и многие другие. 

Женская обитель в Шамордино Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой) и на ее средства. 

Обитель стала называться Казанской в честь чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери, в связи с которой существует такая история. Однажды к матушке Амвросии подошла женщина и принесла ей Казанскую икону Божией Матери (это было еще до появления обители в Шамордино, в Белевском монастыре Тульской области). Ей нужны были деньги на еду – и она отдала её в залог. Сумму – 10 рублей матушка Амвросия ей дала, икону приняла, но впоследствии за ней никто не явился. Икона оказалась чудотворной, масло из лампадки, зажженной перед ней, приносило исцеление. С тех пор матушка Амвросия всегда закупала масла ровно на десять рублей, в память того, что именно за эту сумму Божией Матери было угодно поселиться у неё в келье. Потом этот образ оказалась в Шамордино, и были очевидцы, которые видели исходящие от него яркие лучи света. Говорили, что «никто, имея что-нибудь на совести, не может вынести взора Царицы Небесной с этой иконы».  

К началу ХХ века обитель стала крупным духовным центром, здесь подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. Шамординский монастырь был знаменит тем, что сюда принимались женщины любого состояния, возраста и здоровья. Обычно же в то время в монастырь принимались здоровые, не очень старые женщины с денежным или имущественным вкладом.  

Все монастырские постройки, включая величественный Казанский собор, были возведены благодаря щедрому покровительству известного московского купца, чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. архитектором Казанского собора был Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади.

Шамординский монастырь тесно связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. 

Интересно, что известный бард Булат Окуджава после окончания литературного факультета Тбилисского института по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы и некоторое время жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором.

Сегодня возрожденная Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.

 

В заключении предлагаем небольшую подборку высказываний оптинских старцев, которым были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости и рассуждения, но и великая любовь к людям и нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром (т.е. с нами). 

 

Преподобный Лев:

Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия.

 

Преподобный Моисей:

Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете.

 

Преподобный Антоний:

Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией, будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали.

 

Преподобный Макарий:

Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение.

 

Преподобный Илларион:

Ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.

 

Преподобный Амвросий:

Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение. 

Не люби слушать о недостатках других — у тебя будет меньше своих. 

Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото. 

Называй всякую вещь своим именем

От ласки у людей бывают совсем иные глазки

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

 

Преподобный Иосиф:

Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.

Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.

Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? – лучше держись середины.

 

Преподобный Анатолий:

Будем принимать всё от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим.

Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

 

Преподобный Варсонофий:

Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию.

Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.

 

Преподобный Анатолий:

Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен.

Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

 

Преподобный Нектарий:

Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».

 

Преподобный Никон:

Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.

Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит всё.

 
 
 
Сегодня 29 марта (16 марта) пятница
Аристовул апостол от 70-ти

Седмица 2-я Великого поста. Великий пост.

Мч. Савина (житие, икона). Мч. Папы (житие). Ап. Аристовула (житие, икона), еп. Вританийского (Британского). Сщмч. Александра (житие), папы Римского. Мч. Иулиана (житие) Аназарвского. Свт. Серапиона (Житие, икона), архиеп. Новгородского. Сщмчч. Трофима (житие) и Фала (житие), пресвитеров Лаодикийских.

8.30   Часы 3, 6 и 9-й. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее заупокойное богослужение.
Завтра 30 марта (17 марта) суббота
Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия (411). Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).
7.30   Панихида.
8.30   Часы 3й, 6й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

"Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно - личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовен, если она на стороне плоти - будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года