АСКЕТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ

Священник Сергий Бегиян

Наступает Рождественский пост. И честно говоря, ждешь его уже с нетерпением. Почему-то сразу вспоминается: «даст вам Господь мясо, и будете есть, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным» (Чис 11: 18–20). К началу поста делается отвратительным не только мясо, но и масс-медиа, и всякое развлечение, и вообще любое невоздержание. Что было бы с нами без поста? Наверное, мы настолько бы окаменели сердцем, что никакое духовное движение не могло бы проникнуть в нас. А там недалеко и до наказания: «Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ» (Чис 11: 33). Было и такое.

Пост в наше время – что-то вроде ограды. Мы воздвигаем вокруг своих чувств высокий частокол, чтобы остаться наедине с Богом. Каждому знакомо неприятное ощущение, когда кто-то случайно прерывает твою молитву. Наверное, и поэтому тоже Господь повелел молиться наедине. Вот мы и пытаемся выпроводить из сердечной кельи нагловатых гостей, которые препятствуют встрече с Домовладыкой.

Пост двусоставен по природе, как и человек. Как мы состоим из плоти и души, также и наш пост должен сочетать упражнения и для тела, и для души. Сейчас многие с яростью вооружаются против этого, заявляя, что телесный пост не имеет никакого значения, а важен лишь «духовный» пост. Это влияние так называемой «религиозной интеллигенции». Как человек является человеком только в соединении души и тела, и без тела это уже не человек, так и пост без усилия над плотью – уже не пост. Это то же самое, как и молитва: она бывает устная, бывает умная (то есть совершаемая в уме), бывает сердечная. Понятно, что самой высокой и духовной молитвой является сердечная. Но глупо говорить: «С сегодняшнего дня я буду молиться исключительно в уме и сердце, а не вслух, поскольку устная молитва – недуховная». Вот как святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о молитве: «Никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтоб они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной». При этом и великие святые никогда не переходили только на сердечную молитву, но молились и вслух.

Точно также нужно судить и о посте. Да, и Господь, и святые отцы порицают и обличают телесное воздержание без духовного. Что толку поститься и не есть скоромного, когда в это же время продолжаешь осуждать, злословить, завидовать, генерировать греховные помыслы? Через пророка Исаию Господь говорит: «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис 1, 14-15). И воплотившийся Господь Иисус Христос говорит то же: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф 23: 23). Но ведь после этих слов Спаситель добавляет: «сие надлежало делать, и того не оставлять». Он не отменяет простые постановления Закона, но говорит, что они должны быть одухотворены.

В нашей жизни из всего можно сделать пустую форму. Можно так читать «Отче наш» перед едой, что иной скажет: лучше и вовсе не молиться. Можно, придя на исповедь, ругаться со священником. А можно причаститься себе в суд и осуждение. Но это совсем не значит, что вообще не нужно ни молиться, ни участвовать в Таинствах. Так почему же мы заключаем, что если мы, бывает, согрешаем и постимся фарисейски, то нужно презирать или вовсе отменять телесный пост? Не этого хочет от нас Господь.

Наши первые учителя в духовной жизни – святые отцы. Я думаю, уж никого духовнее мы не найдем. И что-то не видно из житий, чтобы кто-то из них «перерос» телесный пост. Есть только единичные случаи отмены поста с какой-то особой целью, и большая часть из них происходила в жизни юродивых. В основном же святые всегда несли исключительные подвиги воздержания, даже находясь на таких ступенях духовной жизни, о которых мы и мечтать не смеем. Значит, пост имеет какое-то важное значение, раз никто из угодников Божиих не дерзал его оставлять?

Великие преподобные Мария Египетская, Антоний и Макарий Египетские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и весь сонм святых никогда не небрегли о телесном посте. Святой праведный Иоанн Кронштадтский однажды тяжело заболел в Великий пост, и врачи советовали ему употреблять в пищу мясо. Однако праведник ответил, что сначала должен спросить благословения у своей матери. Он отправил ей телеграмму и получил такой ответ: «Лучше умри, но не нарушай устава Святой Церкви». Кто из нас имеет такую пламенную веру и упование на церковные установления, что рискнул бы дать такой совет своему чаду или самому им воспользоваться? Неудивительно, что Кронштадтский пастырь и пишет о посте следующее: «Говорят: не важное дело есть скоромное в пост, – не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но – из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочее? Возможно ли работать Богу и мамоне (Мф 6: 24), быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и велиару? Невозможно».

В чем же должна быть для нас суть поста, чтобы нам мыслить о нем, как мыслили святые, а не превращать его в фарс? Суть поста не в том, чтобы, стоя в магазине, выискивать яичный порошок или сухое молоко в батоне. Суть поста в покаянии. Когда мы садимся за ужин – вспомнить свои грехи и сказать в себе: «Вот, Господи, недостоин я по своим грехам ни самой жизни, ни даже этого малого утешения на трапезе, прости меня грешного». И от сокрушения о своих грехах съесть лишь малую толику предложенного, а перед сном помолиться со слезами и поклонами о своем окаянстве. И совершенно неважно, будет ли на таком ужине батон, в составе которого можно найти яичный порошок. Вот это пост, в котором телесное и духовное воздержание находятся в гармонии.

Покаяние – нерв Православия. Его мы должны искать и в молитве, и в посте. «Покаяние рождает молитву и в сугубом количестве рождается от дщери своей» (святитель Игнатий Брянчанинов) – это правило нужно иметь у себя в сердце, становясь на молитву и вступая в пост. Покаяние – это причина сугубых молитв и аскетических подвигов. Не от праздности преподобный Иоанн Многострадальный закопал себя по грудь в келье или преподобный Феодосий Печерский выставлял тело свое на истязание комарам и оводам. Просто их чувствительное сердце тяготилось грехами, которые обнаруживало в себе, грехи жгли их души. И от них эти и другие угодники Божии пытались очиститься через беспрекословное послушание, неусыпную молитву, сверхъестественное воздержание, терпение лишений, несение подвигов. Пока диавол претендовал хоть на малую частичку их сердца, они с ним сражались до крови, и в этой борьбе в ход шли все возможные средства.

Чем чувствительнее человек к грехам, тем усиленнее он подвизается, тем ожесточеннее его брань к духам зла, и ведет он эту брань и телесно, и духовно. Чтобы сделать сердце более чувствительным, мы и постимся. И наоборот – духовно бесчувственный человек не видит ни малейшей нужды в борьбе со своей плотью и духовных усилиях.

Тело и душа связаны неразрывно. Страдает ли тело от болезни – скорбит и душа. Мучается ли душа от неразделенной любви или уязвленной гордости – мечется и тело. И если мы всем своим естеством ищем Бога и ради Него воздерживаемся, – то это чудесная аскетическая симфония души и тела. Как только из оркестра выпадает хотя бы один инструмент, один компонент человеческой личности, мелодия тут же обессмысливается и превращается в какофонию.

Почитателям духовно-бестелесного поста я рекомендую составить список дел веры, реальных, а не воображаемых, которые они совершают в пост, и которых не совершают вне поста. Вряд ли это получится. А если все же получилось, то теперь попробуйте представить, помешает или поможет какому-нибудь из таких дел усиленная молитва, телесное воздержание, частое посещение храма, вечерние коленопреклонения и прочие телесные и телесно-духовные упражнения. Я думаю, что ни жертвенной любви, ни милосердию, ни смирению, ни кротости, ни терпению, ни самоотречению, словом, никакому духовному деланию, телесная аскеза не повредит.

И если мы все же так настойчиво превозносим духовное в посте, то не потому ли, что нам просто не хочется совершать телесных, да и вообще никаких, трудов? Нам вообще все – лень. Если мы телесно ничего не делаем – это сразу видно. А кто увидит, что мы там духовно несем, внутри себя? Может, и ничего, просто самообманом занимаемся? Поэтому дух противоречия и толкает нас выступать против всякого, кто проповедует какое-нибудь дело. В первую очередь против апостола Иакова, сказавшего: «И вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2: 17).

Говорят, в современной Церкви слишком много узаконено постов, что не было такого в апостольские времена. Да, действительно, система праздников и постов складывалась столетиями, и в древней Церкви постных дней было гораздо меньше. Но ведь и соблазнов было меньше в десятки раз! Это раньше можно было вырастить дочь вне контакта с миром до замужества, как например, делал праведный Филарет Милостивый. Сейчас подобное практически невероятно. Только сейчас грех стал таким наглым и назойливым, что кидает удочки искушений изо всех щелей. Только в современном мире стало можно, не выходя из дома, приобщиться к любым видам греха. А когда умножается количество соблазна, должны умножаться и усилия к их преодолению. Поэтому нужно верить, что Церковь развивает свое мировидение, ведомая Духом Святым, а не досужими праздными умами.

Только молитвою и постом, сказал Спаситель, можно изгнать демонов из нашей жизни. Молитва – это меч, который держим в правой руке и поражаем им неприятеля, а пост – щит, которым отражаем вражеские выпады. Поэтому, братья и сестры, с великой радостью будем начинать каждый пост. А еще будем стараться смотреть на все глазами святых отцов, и чтобы стяжать это видение – как можно больше читать их трудов.

http://www.pravoslavie.ru/put/75465.htm

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года