ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ

Священник Сергий Круглов

После службы в храме ко мне подошла молодая женщина и, заметно волнуясь, сказала:

– Батюшка, мы с мужем недавно переехали сюда из Америки, он у меня американец… Мы с ним много лет празднуем День благодарения. Скажите, можно ли нам праздновать его и здесь, в Москве, не грех ли это?

– Почему же грех? – удивился я.

– Ну, мало ли… Мы с ним оба православные. А праздник приходится обычно на начало Рождественского поста, а там же полагается индейка… Но там, в Америке, и батюшки американские, и церковное начальство всегда всех благословляют отмечать!

– Ну вот, говорю, и хорошо, что благословляют… На доброе здоровье.

«Как вы можете одобрять такое! – воскликнет какой-нибудь ригорист. – Неправославный праздник! Загнивающий Запад!..» Неправославный, да. Но нам, современным россиянам, неплохо было бы внимательнее присмотреться к Дню благодарения – на мой взгляд, он заслуживает этого куда больше, чем позаимствованный нашим обывателем монструозный Хэллоуин или ванильно-паточный День святого Валентина…

День благодарения, один из самых популярных праздников в США, отмечают в четвертый четверг ноября. Впервые он был отпразднован в 1621 году английскими колонистами, жившими в Плимутской колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой и голодной, новая зима также сулила колонистам мало хорошего.

Тогда губернатор решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День благодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы, благодаря помощи которых Плимутская колония выжила в первую голодную зиму. Колонисты – а все они были христиане, пусть и не православные, а протестанты – привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл: они видели в нем способ поблагодарить Бога за Его милости.

День благодарения стал государственным праздником в США и Канаде после соответствующего указа первого президента страны Джорджа Вашингтона в 1789 году. С Днем благодарения связан ряд традиций, которые американцы свято хранят. Все члены семьи обязательно должны сходить в церковь, а после службы собраться за праздничным столом, обычно – младшие члены семьи в доме старших.

В преддверии Дня благодарения американцы стараются накормить и как-то порадовать тех своих ближних, которым не повезло в жизни, благотворительность в связи с этим праздником считается доброй традицией. Скажем, на станциях метро устанавливаются особые столы, на которые все желающие могут класть свои пожертвования, в том числе продукты (нуждающихся во всем этом, тех, кого мы называем «бомжами», в США, как и у нас в России, хватает). В канун праздника благотворительные организации раздают нуждающимся собранные подарки, а для бездомных организуют обеды.

Индейка – непременный атрибут Дня благодарения, в воспоминание о том, что на первом празднике колонисты и индейцы зажарили и совместно съели четырех индеек, подстреленных в ближайшем лесу. Такой же атрибут праздника – большой сладкий тыквенный пирог и костюмированные шествия, напоминающие американцам о важных событиях их истории.

Этот день многие этнографы возводят к общечеловеческой традиции, присущей всем земледельческим народам – на исходе осени благодарить Бога за Его дары, за плоды земли. Это – благодарность человеческого сердца Богу и просто за жизнь, за тепло семейного очага, за крепкие руки отцов и дедов, которые поддерживают детей и внуков в их шагах на земном пути…

Вот этот смысл праздника – благодарность – видится мне очень важным. Благодарность – то, чего так остро не хватает нам сегодня в нашей суетной, судорожной, поверхностной жизни…

Бог – Отец, мы – дети. Дети подчас инфантильные, капризные, неумные, жестокие, эгоистичные, словом – грешные. Но любимые Отцом. И как часто, выпросив у Него тех или иных благ, мы не удосуживаемся даже спасибо сказать, убегая снова в нашу круговерть жизни… А еще чаще – мечтая о несбыточном, не ценим то хорошее, что уже есть у нас.

Не ценим того, что еще живы наши родители, и мы пока еще можем подержать их за руку, сказать им теплое слово, хотя бы и по телефону. Не ценим того, что рядом с нами – муж, жена, дети, друзья, такие привычные, но такие уязвимые, ведь жизнь – это война, на которой не щадят никого.

Не ценим быстротекущего времени, минут покоя и счастья, домашнего тепла, накрытого стола, того, что мы пока еще живы и здоровы, но растрачиваем блага земные, не задумываясь о том, что в основе их – благословение Божие нам, грешным, странникам на этой земле…

Святые отцы и подвижники говорят о том, что благодарность Богу за всё – лекарство от многих духовных болезней, в частности, от уныния, акедии, поразившей современного человека до самых основ его естества, выражающейся в широко распространившихся депрессиях и неврозах.

Евхаристией, благодарением, называется самая сердцевина Литургии, собрания верных, во время которого Христос Господь снова и снова приносит нам в дар, чтобы быть единым с нами, Тело и Кровь Свои…

«Да кого и за что нам, россиянам, благодарить-то?! – воскликнет кто-то. – Отцов и дедов благодарить, которые устроили революцию, обмотали Россию колючкой ГУЛАГа, уничтожали друг друга в борьбе за „светлое будущее“? Говорить „спасибо деду за победу“, когда он проливал кровь в боях за чужие страны, а в своей так и не мог наладить человеческой жизни? Благодарить власти, которые у нас в России испокон веку равнодушны к нуждам своего населения? Благодарить за безобразное состояние наших дорог, нашей медицины и образования, за умирание деревни, за коррупцию и беззаконие, за нищенские пенсии, за невозможность дать детям приличное будущее?»

Да, список горючих и болючих претензий к жизни у нас велик. Но всё-таки, всё-таки – подумаем вот о чем: изменить окружающий мир во все века пытаются все, и ни у кого это не получается. Истоки благодарности нужно искать и взращивать прежде всего в своем собственном сердце.

Примерно об этом говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи…» И памятны нам слова святителя Иоанна Златоуста: «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога, и худое прекратится».

Вот как раз напоминанием об этом многим людям служит праздник День благодарения, праздник, по происхождению своему христианский. Многим людям – но, увы, пока еще не нам, обитателям одной шестой части планеты (или уже не одной шестой – сколько ее там на данный момент осталось?)

http://www.pravmir.ru/den-blagodareniya/#ixzz3KFhEie1B

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года