Наказание – это вразумление

Протоиерей Валериан Кречетов

Самое главное – это истинная вера. Такая, о которой, прежде всего, сказано: закон Твой, свет стезей моих (ср.: Пс. 118, 105). Пути наши, наши стопы, как сказано, от Бога исправляются (ср.: Пс. 36, 23). То есть Господь каждому человеку дает дарования, таланты, и человек должен исполнять волю Божию.

Для исполнения воли Божией нам дано Слово Божие, которое нас учит – это «свет стезей моих». Поэтому все, что сказано в Слове Божием – истина. Так воспринимали это святые отцы, так и мы должны воспринимать.

Когда же мы начинаем говорить: нет, это ко мне может не относиться! – нужно помнить, что есть вещи, которые относятся ко всем. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит» – то есть мы все невольно согрешаем. Сказано, что и само небо нечисто перед Богом. И в Ангелах Господь зрит нечто строптивое – в Слове Божием об этом сказано. Насколько святые отцы были великими, но и они каялись. Однажды у одного из них спросили: «Отче, неужели ты нуждаешься в покаянии?», и он ответил: «Положил я только начало покаянию». И это святые отцы говорили, что они грешные, и не знают еще покаяния! Что нам после такого говорить? Прости нас, Господи!

Наша греховность заключается прежде всего в том, что мы, будучи, действительно, многогрешными, этого не чувствуем, не замечаем. Когда что-то непредвиденное с нами случается, мы приходим в раздражение и недовольство – и в этом наша греховность заключается. Когда святые отцы праведной жизни получали поношение, то радовались, воспринимали это, как должное.

Есть такой пример из Священного Писания, вы его знаете прекрасно: когда поносили царя Давида, он молчал. А когда за него хотели отомстить, Давид остановил мстящего и сказал: Оставьте его, пусть поносит, ведь так Господь повелел ему (2 Царств, 16, 11).  Вот какое состояние души было…

Мы же, будучи грешными, не только не принимаем того, что Господь нам посылает, а еще и говорим на своих обидчиков: это злые люди, нехорошие. Люди злые, конечно. Но вспомним, что Господь сказал об одном жестоком императоре: «Я искал более жестокого, но не нашел!». А Он искал такого, чтобы вразумлять нашу гордыню, смирять, чтобы воздавать нам по нашим грехам, потому что грех во все времена один – это отсутствие веры, живой веры. Мы не чувствуем Бога, не чувствуем своих грехов. Прости нас, Господи!

Простейшая молитва: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного!». В ней все сказано, и как ты не поворачивайся – никуда от этого не денешься. Если говоришь: «Помилуй!», то помилуют. Никто не говорит: «Господи Иисусе Христе, дай мне по заслугам, чего я достоин». Не достоин ты ничего. Все святые просили: «Помилуй меня, грешного!». Никогда они этого не опускали. Еще Богородицу, Матерь Божию призывали. А что говорить нам? «Прости нас, Господи, что мы, будучи грешными, про свою греховность забываем, не думаем, а когда что-то случается, мы ропщем»? Прости нас Господи!

Мы, конечно, даже до уровня разбойника благоразумного, которого только и достойны по делам нашим смиренным, не дошли. Об уровне праведников, которые говорили: «По грехам нашим воздалось нам», и говорить нечего… Если бы мы понимали, что все, что нам посылается – это по грехам нашим… Но мы об этом все время забываем, потому что это в нас сидит. По крайней мере, если и думаем, что достойны чего-то, то точно не этого. Прости нас, Господи!

И мало кто из тех, кто приходит на исповедь, действительно кается в своих грехах. Начинают с жалоб на скорби, рассказывают, из-за кого или из-за чего согрешили. Долго приходится это выслушивать. Никто сразу не скажет: согрешил тем-то или этим, а рассказывают, чтобы батюшка понял, в чем ситуация состоит. Причем, не в первый раз приходят. И повторяют: это я из-за того-то согрешил, это меня на грех навели. Сначала самооправдание, потом признание – да, немножко согрешил, вынужден был. Такое снисходительное к себе отношение, самооправдание и осуждение других, постоянно. А еще такой довод: мы не лучше, мол, Адама и Евы… Помните, когда Господь спросил у Адама (см. Быт. 3, 12-13), не ел ли он с древа, что тот ответил? «Это все жена, которую ты мне дал». Ева все свалила на змея. Сами вроде и ни при чем.

Святые отцы говорят: в любом инциденте доля твоей вины есть. Запомнить это нужно раз и навсегда. Даже если тебе много раз грехи сходили с рук, то это не значит, что ты не виноват. Наступит момент, когда Кто-то щелкнет тебя по лбу. И если бы ты до того столько не натворил, то тебе Господь не стал бы напоминать об этом… Преподобного Ефрема Сирина обвинили однажды в краже овец и посадили в тюрьму. И спросил он: «За что? Ведь я невиновен!». А ему Ангел ответил: «Не виновен? А помнишь, в детстве ты корову украл? Тогда тебе сошло это с рук, а теперь получил».

Что такое наказание? Наказание – это вразумление, поучение. Господь посылает нам что-то только тогда, когда мы можем понять это. Что толку посылать, когда понять не можешь, когда ты, глаза безумные, ничего не слышишь, не видишь… Безумный же бием не чувствует ран (Притч. 17, 10), – в Слове Божием говорится. Когда ты безумен, ты ничего не поймешь, не почувствуешь ничего, никакого вывода не сделаешь, вот Господь и старается посылать что-то, когда мы хоть что-то можем воспринять. А мы и тут не воспринимаем! Прости нас, Господи!

Грешные мы, согрешаем ропотом, самооправданием и осуждением. Недовольством, нетерпением скорбей. И еще – гордыней непомерной, тщеславием, боязнью человеческого мнения, человекоугодничеством, своеволием, упрямством, нежеланием уступить ближнему. Прости, Господи! Грешны в своеволии и в гневе. В гневе грешим озлоблением, сквернословием, укорением, злопамятностью, ожесточением сердца. Прости, Господи! И это вместо того, чтобы понять, что все, что с нами случается, имеет к нам отношение.

Слово Божие прямо дает на это ответ: строптивым и пути посылаются стропотные (ср.: Притч. 21, 8). Вот тебе раз по лбу, второй, третий, а ты все не замечаешь, что строптивый. Ты настолько ослеп, что не замечаешь этого. Или еще: пути ленивых постланы тернием (ср.: Притч. 15, 19). Когда в нас говорит своеволие, мы все труженики, а когда надо потрудиться над собой, то у нас лень безмерная. Прости нас, Господи! Всё вокруг себя готов изменить, но над своей душой потрудиться – редко такое бывает. Прости нас, Господи! Согрешаем ленью, ленью к исправлению души, ленью к молитве, посещению храма Божьего, деланию добрых дел. Согрешаем мы плотоугодием, чревоугодием, нарушением постов. Невоздержанием от пищи, лакомством, прости, Господи! И во всем этом еще и зависть. Прости, Господи!

Завидуем и тому, кто много ест, и у кого много чего есть, у кого богатство. А ведь людям, которые обременены квартирами, дачами, некогда до церкви дойти. Им нужно убирать квартиру, копать-сажать. Только когда инфаркт или инсульт уложит, все дела куда-то деваются, и лежит человек и вспоминает, что нужно в храм. Прости нас, Господи!

Согрешаем злословием, оклеветанием. Соблазняемся, сейчас особенно. Так жизнь строится, что постоянно кто-то что-то рассказывает… У кого нет огорода, тот у телевизора время тратит, прости, Господи. Мало своих переживаний – там еще, а считается, что отвлекаются. Не понимают, что не отвлекаются, а наоборот вовлекаются в переживания. Только молитва отвлекает от переживаний всяких, и телесных, и душевных. А мы вместо молитвы состояния душевные разные только подогреваем. Прости нас, Господи!

Все себя ведем безумно, совершаем плохое из злых помыслов. А помыслы разные в голову приходят, и подозрение, и недоверие. Помыслы всякие, картины. Насчет помыслов и картин телевизор – большое подспорье. Не бережем ни зрение, ни слух, ни чувства свои от диавольского внушения. Господи Боже, помилуй нас и прости!

http://www.pravmir.ru/protoierey-valerian-krechetov-nakazanie-eto-vrazumlenie-audio/#ixzz3LlCom4XQ

 
 
 
Сегодня 25 июля (12 июля) четверг
Икона Божией Матери ''Троеручица''

Седмица 5-я по Пятидесятнице.

Мчч. Прокла (Житие, икона) и Илария (Житие, икона). Прп. Михаила (Житие, икона) Малеина. Мц. Голиндухи (Житие, икона), во св. Крещении Марии. Мчч. Феодора (Житие) варяга и сына его Иоанна (Житие), в Киеве. Прп. Арсения (Житие) Новгородского. Прп. Симона (Житие, икона) Воломского. Прпп. Иоанна (Житие, икона) (Груз.) и Гавриила (Житие) (Груз.) Святогорцев. Иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (икона, икона).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 26 июля (13 июля) пятница
Собор Архангела Гавриила. Прп. Стефана Савваита (794).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Рим. 15, 17-29; Мф. 12, 46-13, 3). "Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь". Господь дает этим разуметь, что духовное родство, которое Он пришел насадить и возрастить на земле, не то, что родство плотское, хотя по форме отношений, оно одинаково с плотским. И в нем есть отцы и матери, - это те, которые рождают словом истины или благовествованием, как говорит апостол Павел. И в нем есть братья и сестры, - это те, которые от одного рождены духовно и растут в едином духе. Родственное сочетание здесь зиждется действием благодати. Но оно не внешне, не поверхностно, а также глубоко и жизненно, как и плотское, только место имеет в другой области - высшей, важнейшей. Потому-то и преобладает над плотским, и когда требует нужда, приносит его в жертву своим духовным интересам, без жаления, в полной уверенности, что это жертва Богу угодная и Им требуемая.
(Рим. 16, 1-16; Мф. 13, 3-9). Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию. На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано. На втором - те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется никакой жертвы они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его, в угоду своих привязанностей. На третьем - те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшиеся было под действием слова Божия. На четвертом - те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на всепожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года