Гордость: чрезмерность явления или преувеличенный блеск

"Толковый словарь" с Юрием Пущаевым

Гордость, самый главный порок и начало всякого греха (святые отцы называли ее «первой по началу и времени» среди всех страстей), особенно нападает на тех, кто наделен какими-то достоинствами и хорошими чертами, и вряд ли перед ней может что-то устоять, кроме смирения. Действительно, она может испортить что угодно и кого угодно, любое самое замечательное качество и любого самого замечательного человека. Поэтому, как говорили оптинские старцы, «лучше смиренный грешник, чем гордый праведник». Ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4.6.).

Любопытно, что Иоанн Лествичник в «Лествице» называет гордость помимо прочего «исчадием похвал». Думается, тут имеется в виду как самовосхваление, так и любовь к похвалам со стороны. Причем даже к похвалам вроде бы заслуженным, когда, казалось бы, есть чем гордиться. По церковному преданию один преподобный был на час задержан на мытарствах за то, что вспомнил на них свои добрые дела и привел их себе в оправдание. «Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство – гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию, ибо и тело не твое, а творение Божие» («Лествица»).

Так же, как и бес тщеславия по тому же Лествичнику, и даже еще больше гордость будет только радоваться, видя, что мы в чем-то ином становимся лучше, если начинаем тщеславиться и гордиться собой: «Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану — тщеславием обладаюсь; соблюдаю молчание — паки оному предаюсь…».

Поэтому, говорит этот же учитель Церкви, «гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою». С этим всем перекликается то, что древнегреческое слово гордость – περηφανα (hyperēfania) – на русском дословно значит «чрезмерное явление», «сверх-кажимость», «супер-блеск». Это слово образовано от приставки περ-(hyper) – «сверх», «за», «свыше» (то же значит знакомая латинская приставка super), и глагола φανω (fainō) – являться, казаться, светить, блистать.

Также и первого падшего ангела, Люцифера, назвали так за чрезмерность его блеска и красоты. Ведь дословно с латыни «Люцифер» переводится как «несущий свет» или «носитель света». Действительно, как говорят святые отцы, он был отмечен всевозможными совершенствами и даже «сиял больше других высших сил», был среди них самым первым. А падение его случилось оттого, что он посчитал, что обладает всеми своими достоинствами по своей природе, а не по воле и благодеяниям Бога.

Это и была причина самого первого падения, которое повлекло за собой все остальные. Как писал Иоанн Кассиан Римлянин, Люцифер, поверив, что может сам, своими усилиями достичь славы Божества, потерял ту славу, что была ему дарована.

У гордости много обличий или цветов: это лень, эгоизм, самолюбие, саможаление, брезгливость, многоделание, культивирование чувств собственного достоинства, и т.д. И излечить от гордости может лишь одно средство, которое святые отцы и считали главной добродетелью – смирение.

http://foma.ru/gordost-chrezmernost-yavleniya-ili-preuvelichennyiy-blesk.html

 
 
 
Сегодня 27 ноября (14 ноября) среда
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Седмица 23-я по Пятидесятнице. День постный.

Апостола Филиппа (Житие, икона). Правоверного царя Иустиниана (Житие, икона) и царицы Феодоры (Житие, икона). Свт. Григория (Житие, икона) Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Филиппа (Житие) Ирапского. Сщмчч. Димитрия (Житие, икона), Александра, Виктора (Житие), Алексия (Житие), Михаила (Житие), Михаила (Житие), Феодора (Житие), Петра (Житие), Алексия (Житие), Сергия, Николая, Василия, Александра (Житие), Николая, Димитрия , Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая (Житие) диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны. Сщмч. Феодора пресвитера. Сщмч. Сергия пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 28 ноября (15 ноября) четверг
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299) и Авива (322) Прп. Паисия Величковского (1794).

Начало Рождественского поста.
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(1 Тим. 1, 18-20; 2, 8-15; Лк. 15, 1-10). "Притча об овце заблудшей и драхме потерянной". Как велико милосердие Господа к нам грешным! Оставляет всех исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их, и когда находит Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет? Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы обращение и возращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять. Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии через совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники все остаются грешниками!. . . Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: "завтра брошу", и остаются в прежнем положении. Так проходить день за днем; равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного и оно перейдет уже в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение - кто знает.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года