Основы православной культуры. ДЕЯНИЕ 18 Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

Принадлежность к Церкви Православной налагает на верующих определенные обязанности.

Одна из главных обязанностей, связанных с самой природой Церкви, есть обязанность для лиц, к ней принадлежащих, изучения Закона Божия.

До сего времени Закон Божий изучался в России не только в семье, но был предметом обязательного, для православных, изучения в школе, как государственной, так и частной. Собор полагает, что так должно остаться и впредь, ибо такова воля народная.

Определенное и сильное стремление православных людей к защите обязательного в школе преподавания Закона Божия Собор считает нужным подтвердить общими соображениями.

  • Религия является основной потребностью и вечной и неискоренимой стихией человеческой природы. Поэтому отсутствие изучения христианства в школе или даже только его факультативное изучение было бы явным насилием над природой детской души и создало бы незаполнимый пробел в понимании подрастающими поколениями высших ценностей человеческого духа.
     
  • В школьный период формируется живая человеческая личность и складывается мировоззрение, определяющее характер и направление всей человеческой жизни. Исключение из школы обучения христианской вере или низведение обучения христианской вере на степень необязательного в школе лишило бы учащихся здравого разумения полноценного идеала жизни и вдохновения для их морального и волевого творчества.
     
  • По свидетельству истории лишь на начале христианской морали созданы наилучшие формулы общественных отношений и явлены миру исключительные по высоте примеры воплощения в жизни нравственного идеала. И потому отчуждение детей от этого источника высшей жизни и воспитание их вне правильного нравственного христианского влияния роковым образом повлекло бы их к неустойчивости в нравственных понятиях и поставило бы на путь нравственного огрубения.
     
  • Христианская религия в ее православном понимании была великой творческой силой в истории Русского народа; она воспитывала и устрояла его быт, утешала и укрепляла во дни общественных бедствий, нравственной силой объединяла и создавала самое Государство Русское. Поэтому, лишение народа православно-христианского образования и воспитания, даваемого в школе, было бы преступным пренебрежением к вековым святыням души народа и к первоисточнику его нравственной силы.
     
  • Возраст учащихся в низшей школе, когда детская душа особенно чутка и восприимчива к восприятию религиозно-воспитательных влияний, и в средней, когда у детей происходит кризис в процессе установки жизненного мировоззрения, требует правильного и опытного руководителя в лице законоучителя. Устранение Закона Божия из числа обязательных предметов школьного курса явилось бы ничем не оправдываемым гонением на законное стремление верующих родителей воспользоваться средствами религиозного обучения и воспитания их детей, а детей бросало бы навстречу роковых случайностей в их жизни.

 

 
 
 
Сегодня 20 января (7 января) понедельник
Иоанн Предтеча

Седмица 31-я по Пятидесятнице.

Попразднство Богоявления. Собор (икона) Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (житие, икона).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 21 января (8 января) вторник
Преподобного Георгия Хозевита (IX) Прп. Домники (ок. 474). Прп. Емилиана исп (IX).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 19, 1-8; Ин. 1, 29-34). Св. Иоанн свидетельствовал о Христе Иисусе, что Он есть воистину "Агнец Божий, Который берет на себя грех мира", - есть обетованный Избавитель, всеми чаемый. Слышали это бывшие при нем и уверовали. От них прошло это свидетельство в народ и все стали думать, что свидетельствованный Иоанном не простой человек. Спаситель указал на это, когда в последние дни в храме, предложил главам церковным вопрос откуда крещение Иоанново, с неба или от человек (Мк. 11, 29)? Те устранились от ответа; потому что им нельзя было не видеть, что Иоанн не сам от себя пришел, водою крестя. Но скажи они это; тотчас должны были признать и свидетельство его, что перед ними Обетованный, и вследствие того покориться Его учению. А этого они не хотели не по каким либо основательным причинам, а по одному предубеждению. Но их упорство нисколько не умаляет силы свидетельства Св. Иоанна. Оно и доселе столько же удостоверительно, как было когда изошло из уст его. И мы Иоанна слышим, указующего нам истинного Избавителя, и тем оживляем веру свою, как веру, имеющую за себя осязательные доказательства.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года