Или лавры аскета – или доставай колбасу?

Елена Фетисова

Елена Фетисова

В дни постов в православной части сетевых изданий обычно активизируются споры о «законе и благодати». Как тут не воспользоваться «инфоповодом». Как не обсудить, что-де важнее: пост или любовь к ближнему, несъеденная котлета или «съеденная» невестка, дух или форма, и т.п.

При виде соответствующих заголовков я вспоминаю то печальное время, когда по причинам уважительным я была «выше фарисейства» и года три подряд не соблюдала пост в плане кулинарном. Сначала ждала ребенка, потом была «кормящей мамой», потом снова ждала ребенка… Так и пропало несколько постов, последствия чего «аукаются» мне до сих пор.

Нет, нужно сразу оговориться, что медикам и вообще здравомыслящим людям негодовать не стоит: я не планирую призвать беременных к отказу от белковой пищи или еще каким видам «аскетического экстрима». Я просто хочу рассказать немного про «котлету и ближнего» из личного опыта.

Привыкать к посту мне посчастливилось в женском монастыре. Пару лет я трудницей жила в режиме храм-трапезная-работа-отдых-храм. Потом «в миру» снимала квартиру вместе с однокурсницей – дочкой священника. Пост, соответственно, тоже был делом привычным, а доступ в храм – неограниченным (ну, ничем кроме лени и сонливости, конечно). В общем, правильные будни «правильной» христианки.

А тут замужество, первый ребенок. И вот тогда я наступила на грабли, по которым сейчас, возможно, топчутся уже новые поколения молодых христианок. «Беременным можно» – примерно такую табличку я привесила на ошейник своей совести, и это дало начало чудовищному снежному кому вседозволенности.

Духовник, монах, осторожно порассуждал в начале Великого поста, что можно, пожалуй, обойтись и без мяса, «но как уж там доктора решат». «Доктора» после второй седмицы испугались цифры в анализах в графе «гемоглобин» и вопросили страшным голосом: «Вы что, поститесь?!!». – «Нет. Уже нет», – подумала я.

Понятно, что когда Церковь отменяет пост для беременных, больных и т.п., подразумевается, что беременные будут есть отварную говядину, как доктор прописал, и компенсировать сию вольность усиленной молитвой. На деле же компанию говядине очень быстро составляют сладкие йогурты (без намека на пользу для здоровья в их составе), мясо по-французски и прочие изыски, которые «теперь можно». Ты себе позволяешь, муж в ожидании первенца балует…

При этом с молитвой тоже начинают происходить «чудеса»: то токсикоз утром мучит, то вечером «что-то нехорошо». И вот уже вместо молитвы ты дрыхнешь, ведь «сон – это лучшее лекарство», и вообще, «в положении» можно. В теории-то ты могла бы заменить ежедневное правило «памятованием о Боге» и частыми краткими молитвами, но на деле и этого не происходит. Как-то больше начинаешь памятовать о том, где что болит, тянет, ноет и т.п.

В храме можно сидеть, но однажды ты понимаешь, что теперь уже не сидишь и молишься, а сидишь и тупо хлопаешь глазами. Из-за токсикоза реже причащаешься, а подготовка к причастию также уплощается в русле лозунга «в моем положении можно».

Успокойся, – утешал меня муж, – придет время, еще напостишься. Важно, что в сердце, а не что в желудке. Но ничего позитивного и в сердце не наблюдалось. Именно в разгар Великого – а для меня слишком малого – поста я вдруг столкнулась с приступами дикой раздражительности, коей прежде в подобных масштабах и формах не наблюдалось. Конечно, измененный «гормональный фон», «специфические стрессы беременных», «физическая усталость» – как тут не раздражаться?

А священник однажды послушал-послушал о том, как я аки лев рыкаю на ближних, и заключил очень просто: «Это распущенность. Духовная распущенность. Вы просто себя распустили». И никаких красивых фраз про то, что «с беременными так бывает».

О, я не хочу упрощать проблему, лихо отметая все мнения психологов, в т.ч. православных, медиков и духовников. Природа и причины раздражительности весьма и весьма разнообразны, и аскетизм «не по разуму» ведет ко взрывам эмоций не меньшим, чем при полном отказе от каких-либо аскетических усилий.

Снижая для себя планку поста, мы говорим, что все должно быть в меру, и вспоминаем классическое сравнение человеческой души с луком, тетиву которого опасно перетягивать, и временами даже полезно несколько ослабить, чтоб сохранить в рабочем состоянии к моменту какой-нибудь решительной духовной битвы. Чаще всего в теории мы правы. Но случается, что на практике мы не столько ослабляем тетиву, сколько напрочь ее снимаем, хорошенько запутываем и швыряем в безвестный дальний угол…

В моей «практике» оказалось, что слишком вольно толкуя послабления в посте, ты быстро приходишь не к «смирению и самоукорению», а к состоянию маленького капризного барчука из купринского рассказа о белом пуделе. Барчук был болен (по крайней мере, в это верил его доктор и вся «обслуга» с родителями во главе) и так привык, что его в его положении нельзя расстраивать и огорчать, что срывался в истерику с места, по поводу и без.

Страшно то, что снижая в пост требования к себе в плане кулинарном, ты не становишься строже в духовных вопросах. Нет, ты превращаешься в эдакого капризного больного ребенка, которому «все можно», в том числе и на ближних орать, и который с каждым днем все больше себе прощает и разрешает.

Лишь спустя долгое время ты опытным путем приходишь к пониманию христианского учения о человеке как существе душевно(и духовно-)-телесном. Здесь всякая попытка противопоставить дух и материю\форму\букву обречена на провал. Потому как такой дуализм, воспевающий одно и пренебрегающий другим, унаследованный от античной философии, не отражает реального «устройства» человека.

Наша душа не по случайности «впала» в презренную материю и не сможет из нее вырваться одним лишь «идеальным» духовным порывом абстрактной «любви к Богу и ближним». Душа живет в материи, органично соединяясь с ней – настолько органично, что и воскрешена будет не отдельно, но вместе с телом, пускай и чудесно преображенным.

Тело влияет на душу куда сильнее, чем нам этого хотелось бы. Потому и пост есть не какой-то абстрактный аскетический подвиг «для Бога», который легко и без потерь можно заменить другим видом подвига, типа молитвы за мир во всем мире. Это всего лишь уздечка, облегчающая нам возможность править собой, своими телом и душой, в том направлении, в котором нам хотелось бы. Конечно, искусный наездник, да на объезженной лошади, помчится и без сбруи куда захочет. А мне – «на рысях» бы с седла не свалиться, так что с уздечкой надежнее как-то.

Другой вопрос, что стандартная «уздечка» беременным, кормящим и больным все-таки противопоказана. (Нам же надо «доехать» до достойного свершения поста и вообще жизненного пути, а не «с копыт свалиться»). Выход – просто не давать своему самоугодию убедить тебя, что «в твоем положении все можно». Можно – полезное, а конфеты, жареный шницель с пряностями, «творожок» из неизвестно чего и утренний кофе не входят в число полезного. Натуральный же творог без сахара – блюдо вполне «смиряющее». Даже простой запрет на сладкое и кофе позволит прочувствовать постное время почти так же, как и «в прежние времена», когда ты в неофитском пылу пытался заняться едва ли не сухоядением.

Такие формы послабления в посте действительно даже немного смиряют. Ведь с точки зрения общехристианского «стандарта» поста ты все равно слабак. Конфеты не жрать в Великий пост – тоже мне подвиг! Но при этом и не побалуешь себя, не слишком распустишь. Ни желудку нет «бонусов», ни самолюбию. Из-за этого и поститься таким образом бывает «не интересно». Хочется ведь или все (лавры аскета) – или ничего («доставай колбасу!»).
А немного – все-таки лучше, чем ничего…

Источник: http://www.pravmir.ru/ili-lavryi-asketa-ili-dostavay-kolbasu/#ixzz35itGapZb

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года