К чему церковь призывает в кризис

Епископ Пантелеимон (Шатов), глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Владыка, как разрастающийся экономический кризис влияет на людей, которых Вы знаете, на Ваших сотрудников, прихожан, знакомых? Что волнует людей, как они реагируют на происходящее, и что Вы им советуете?

– Есть люди, которые при возникновении трудностей начинают бояться, переживать, спрашивают, что же делать. Часть наших благотворителей сейчас очень сильно сократили свои пожертвования. Сотрудники переживают и волнуются, потому что, если так дальше пойдет, придется закрывать какие-то наши проекты. Например, мы думаем уже о том, чтобы отказаться от открытия детского дома для детей-инвалидов, хотя готовились к этому событию давно. Думаем о том, что еще нам придется сократить. Даже деньги на зарплату уже в феврале могут закончиться. Есть о чем волноваться.

Но есть люди, которые радуются кризису и говорят: «Теперь начинается настоящая жизнь!» Жизнь героическая, которая потребует от нас новых решений, потребует пересмотреть все наши проекты, подумать, где можно сэкономить на чем-то, что-то переработать, где еще искать деньги на то, что уже существует. Такие люди говорят: пришло время, когда нужно думать не только о себе.

И они счастливы! От них можно услышать, что кризисы полезны, потому что, если б их не было, мы бы очень быстро превратились в мещан, благополучных, привыкших к комфорту, привязанных к благам этого мира. А трудные времена помогают понять, что жизнь временна, и привязываться ни к чему земному не надо. Привязываться нужно не к обеспеченности, не к комфорту, а к Христовой нищете, в которой есть красота и свобода. И когда человек что-то теряет в материальном плане, он приобретает свободу.

Есть ли какой-то общий «рецепт», как выжить самому и при этом не забыть о ближнем, не забыть, когда самому непросто и, казалось бы, не до чужих бед?

– Есть замечательный рецепт – он, правда, достаточно длинный – это Евангелие.

Мне кажется, кризис – это время выявления того зла, которое всегда присутствует в мире, но как-то нас не касается. В Африке люди умирают от голода, на Украине – гибнут в гражданской войне, в больницах в Москве огромное количество людей страдает от онкологических заболеваний, у бедных мам нет денег, чтобы вылечить своих больных детей, все время случаются какие-то катастрофы. Зло в мире неизбывно, просто мы живем зачастую в таких условиях, когда оказываемся непричастными к страданиям. Но это ложное ощущение. Зло просто скрыто. И оно присутствует в мире не только в виде страданий, а в виде наших страстей, грехов, отсутствия любви…

Поэтому кризис – это выявление того, что в мире всегда есть, просто зачастую не касается нас непосредственно. А когда касается, мы начинаем более реально смотреть на жизнь, не обольщаемся иллюзиями, пробуждаемся от дремоты, в которую нас погружают какие-то наши мечты.

И в такие трудные моменты становится понятно, каков человек. Вот идет толпа в метро, казалось бы, люди-то все одинаковые, а случись какая-то беда, они сразу делятся на трусов, мерзавцев с одной стороны, и героев – с другой.

Вся наша жизнь, вся человеческая история – это кризис, который затянулся на десятки или сотни тысяч лет! Это реальность, в которой мы живем, и трудные обстоятельства напоминают нам о ней.

Поэтому «рецепт» – следовать заповедям Христа: заповедям о любви, о молитве, заповедям блаженства; тем заповедям, которые дал еще святой Иоанн Предтеча, когда крестил людей в реке Иордан: если у тебя две одежды – поделись с тем, у кого нет ни одной, так же поступай и с едой.

К сожалению, мы в благополучных условиях забываем об этом. А вот в кризис, когда становится больше нуждающихся вокруг нас, у некоторых людей, наоборот, начинается духовный подъем: они стремятся найти нуждающихся и помочь им. И воспринимают это время как время подвига, особой духовной радости, потому что вокруг гораздо больше тех, о ком можно позаботиться, чем в благополучные времена. Кто-то нуждается в духовной поддержке, кто-то в материальной, кто-то – в работе: можно постараться создать новые рабочие места, можно стать добровольцем, которые всегда нужны.

http://foma.ru/episkop-panteleimon-shatov-3-voprosa-o-trudnyih-vremenah.html

 
 
 
Сегодня 24 июня (11 июня) вторник
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Соборование.
Завтра 25 июня (12 июня) среда
Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом свт. Николаю архиеп. Мир Ликийских.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года