К чему церковь призывает в кризис
Епископ Пантелеимон (Шатов), глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
– Владыка, как разрастающийся экономический кризис влияет на людей, которых Вы знаете, на Ваших сотрудников, прихожан, знакомых? Что волнует людей, как они реагируют на происходящее, и что Вы им советуете?
– Есть люди, которые при возникновении трудностей начинают бояться, переживать, спрашивают, что же делать. Часть наших благотворителей сейчас очень сильно сократили свои пожертвования. Сотрудники переживают и волнуются, потому что, если так дальше пойдет, придется закрывать какие-то наши проекты. Например, мы думаем уже о том, чтобы отказаться от открытия детского дома для детей-инвалидов, хотя готовились к этому событию давно. Думаем о том, что еще нам придется сократить. Даже деньги на зарплату уже в феврале могут закончиться. Есть о чем волноваться.
Но есть люди, которые радуются кризису и говорят: «Теперь начинается настоящая жизнь!» Жизнь героическая, которая потребует от нас новых решений, потребует пересмотреть все наши проекты, подумать, где можно сэкономить на чем-то, что-то переработать, где еще искать деньги на то, что уже существует. Такие люди говорят: пришло время, когда нужно думать не только о себе.
И они счастливы! От них можно услышать, что кризисы полезны, потому что, если б их не было, мы бы очень быстро превратились в мещан, благополучных, привыкших к комфорту, привязанных к благам этого мира. А трудные времена помогают понять, что жизнь временна, и привязываться ни к чему земному не надо. Привязываться нужно не к обеспеченности, не к комфорту, а к Христовой нищете, в которой есть красота и свобода. И когда человек что-то теряет в материальном плане, он приобретает свободу.
– Есть ли какой-то общий «рецепт», как выжить самому и при этом не забыть о ближнем, не забыть, когда самому непросто и, казалось бы, не до чужих бед?
– Есть замечательный рецепт – он, правда, достаточно длинный – это Евангелие.
Мне кажется, кризис – это время выявления того зла, которое всегда присутствует в мире, но как-то нас не касается. В Африке люди умирают от голода, на Украине – гибнут в гражданской войне, в больницах в Москве огромное количество людей страдает от онкологических заболеваний, у бедных мам нет денег, чтобы вылечить своих больных детей, все время случаются какие-то катастрофы. Зло в мире неизбывно, просто мы живем зачастую в таких условиях, когда оказываемся непричастными к страданиям. Но это ложное ощущение. Зло просто скрыто. И оно присутствует в мире не только в виде страданий, а в виде наших страстей, грехов, отсутствия любви…
Поэтому кризис – это выявление того, что в мире всегда есть, просто зачастую не касается нас непосредственно. А когда касается, мы начинаем более реально смотреть на жизнь, не обольщаемся иллюзиями, пробуждаемся от дремоты, в которую нас погружают какие-то наши мечты.
И в такие трудные моменты становится понятно, каков человек. Вот идет толпа в метро, казалось бы, люди-то все одинаковые, а случись какая-то беда, они сразу делятся на трусов, мерзавцев с одной стороны, и героев – с другой.
Вся наша жизнь, вся человеческая история – это кризис, который затянулся на десятки или сотни тысяч лет! Это реальность, в которой мы живем, и трудные обстоятельства напоминают нам о ней.
Поэтому «рецепт» – следовать заповедям Христа: заповедям о любви, о молитве, заповедям блаженства; тем заповедям, которые дал еще святой Иоанн Предтеча, когда крестил людей в реке Иордан: если у тебя две одежды – поделись с тем, у кого нет ни одной, так же поступай и с едой.
К сожалению, мы в благополучных условиях забываем об этом. А вот в кризис, когда становится больше нуждающихся вокруг нас, у некоторых людей, наоборот, начинается духовный подъем: они стремятся найти нуждающихся и помочь им. И воспринимают это время как время подвига, особой духовной радости, потому что вокруг гораздо больше тех, о ком можно позаботиться, чем в благополучные времена. Кто-то нуждается в духовной поддержке, кто-то в материальной, кто-то – в работе: можно постараться создать новые рабочие места, можно стать добровольцем, которые всегда нужны.
http://foma.ru/episkop-panteleimon-shatov-3-voprosa-o-trudnyih-vremenah.html