В Великий пост самое главное – научиться любви

Епископ Пантелеимон, Председатель Синодального отдела по благотворительности

ГУДОК: Как Церковь относится к тому, что не только невоцерковленные, но и многие верующие люди воспринимают пост как диету?

Епископ Пантелеимон: У многих людей есть склонность к формализму, потому что формалистом быть просто – можно сохранить свое греховное устроение, а внешне сделать что-то формальное. Здесь можно вспомнить, что Христос обличал фарисеев, которые формально исполняли пост и другие внешние установления, а по сути были жестокими и злыми. Еще во времена Ветхого Завета Бог призывал к внутреннему исправлению, а не только к соблюдению внешних правил. В наше время, к сожалению, многие люди вообще не думают о духовном. Они живут интересами только этого мира, не думают о вечной жизни, не имеют представления о душе, не знают о добродетелях. Забыты такие слова, как целомудрие, кротость, смирение. Вот и Великий пост для некоторых людей становится лишь диетой – средством, чтобы похудеть.

ГУДОК: Что же самое главное во время Великого поста?

Епископ Пантелеимон: Главное событие, к которому ведет Великий пост, – это Пасха, Воскресение Христово. Воскресению Спасителя предшествовали страдания или, как их иначе называют, страсти Христа. Поэтому главное во время Великого поста – подготовить себя к соучастию, состраданию и сораспятию со Христом. И тогда нам откроется радость Пасхи.

К сожалению, о Страстной седмице, той неделе, которая предшествует Воскресению, у нас вообще знают не многие люди.
В эти дни в храмах бывает не так много прихожан. О посте знают все, а о том, что есть Крестная Пасха, когда мы вспоминаем вольное распятие за нас Сына Божия, забывают. Невозможно попоститься и сразу перейти в радость Воскресения, потому что путь к этой радости лежит через сораспятие со Христом.

Если говорить о том, как проводить дни Великого поста и что нужно сделать за это время, то, конечно же, самое главное – это научиться любви, милосердию, состраданию, сочувствию, неосуждению, избавиться от гордости, то есть утвердиться в добродетели, которая всегда имеет духовное основание. Важно во время поста научиться помогать другим, научиться быть милостивым, чтобы и Господь был милостив к нам.

ГУДОК: В современном мире именно духовные составляющие Великого поста очень трудно исполнить. Какие советы дает Церковь в этих случаях?

Епископ Пантелеимон: Для современных людей очень важно хотя бы в малом начать этот труд. Нужно хотя бы в малом потрудиться для того, чтобы изменить себя. И здесь, мне кажется, для людей очень важен пример других. Во время Великого поста важно узнать, как жили святые, как жили благочестивые люди в миру – это подвижники, которые не обязательно всегда строго постились, но жили иной жизнью.

Я думаю, что для современных людей нужно во время поста хотя бы раз прочитать Евангелие. Это должно напомнить человеку о Христе. Евангелие – это словесная икона Христа. Очень важно учиться молиться. Во время поста тот, кто никогда не молился, должен начать молиться хотя бы кратко. Тот, кто молился кратко, может молиться немного больше, а тот, кто исполнял все правило, может прибавить к нему еще, например, молитву Ефрема Сирина.

ГУДОК: В последние годы Православная церковь, если можно так выразиться, «осовременивается», то есть то, что раньше было категорически запрещено, сегодня уже разрешается. Есть ли подобные изменения в правилах соблюдения Великого поста?

Епископ Пантелеимон: Нельзя сказать, что Церковь «осовременивается». То, что было категорически запрещено раньше, запрещено и в наше время. Можно говорить о том, что Церковь старается выразить вечные истины на языке, понятном современному человеку. Но никаких категорических и радикальных изменений в церковной жизни не происходит.

Если говорить об аскетических правилах, то всегда, во все века Церковь сообразовывалась с физической и духовной силой человека. Для больных и беременных пост ослаблялся, как и для путешествующих. А современный человек постоянно путешествует, он работает не рядом с домом. Пост не может быть одинаковым для живущего в монастыре и человека, живущего в миру, который два часа едет на работу, не может взять с собой постную еду (сейчас это как-то не принято, люди питаются в общественных столовых).

Но при этом нужно стремиться совершить хоть какой-то подвиг. Каждый человек должен решить, что ему по силам.

ГУДОК: Как правильно подготовиться к Страстной неделе?

Епископ Пантелеимон: В конце нашей беседы я хочу сказать о самом главном, что нужно сделать для подготовки к Страстной седмице и празднику Пасхи. Нужно прийти на исповедь и покаяться в грехах. Современному человеку это сделать непросто.

Но без совершения таинства покаяния не будет достигнута главная цель поста, душа не очистится от греховной грязи. Человеку, связанному греховными привычками, не откроется и тайна страдания Христа. Великий пост – это самое удобное время для первой исповеди. Не надо ее откладывать.

http://www.pravmir.ru/episkop-panteleimon-v-velikiy-post-samoe-glavnoe-nauchitsya-lyubvi/#ixzz3SJl1igtA

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года