Как поститься ребенку: 10 правил

Редакция портала «Православие и мир»

Мы выбрали те советы, которым и сами стараемся следовать...

Нет никаких канонических правил, определяющих с каких лет и как именно должны поститься дети. Совершенно очевидно, что с детей не стоит требовать выполнения всех постных предписаний, предназначенных для взрослых людей. В подобных случаях нужно обратиться к священнику за благословением. С другой стороны, если ребенок высказывает осознанное желание поститься, то можно ему помочь и облегчить постный рацион более частым вкушением рыбы, растительного масла и других подобных ингредиентов.

Священник Антоний Скрынников

Великопостные службы

Брать ли детей на особые великопостные службы, зависит от сил и возраста конкретного ребенка. Все дети разные.

Во время Страстной Недели надо найти возможность на каких-то службах с ребенком побывать. Прежде всего, наиболее впечатляющая и глубокая служба — это служба выноса Плащаницы и погребения Плащаницы. На какую-то часть этой службы с маленькими детьми, с детьми школьного возраста сходить необходимо.

Протоиерей Алексий Уминский

О молитве

Родители с детьми могут читать молитву Ефрема Сирина ежедневно. Не обязательно с 16-ю поклонами, но один раз в день с тремя поклонами или с одним поклоном молитву Ефрема Сирина с детьми читать Великим Постом — хорошо.

Протоиерей Алексий Уминский

Договариваться «на берегу»

Полезно договариваться с ребенком заранее о тех ограничениях, которые будут в пост. Не спускать по факту, а до начала поста обсуждать, какие ограничения кто готов на себя взять, особенно если ребенок — школьник. Добровольность ограничений для школьников — очень важная вещь. Скажем, до 8–9 лет еще можно заставить соблюдать пост, но это уже не приносит никакой пользы.

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 10 детей

О протесте

Протест — нормальная реакция, но не конечная точка. «Ты хочешь мороженого? Я тоже хочу. Хочу мороженого, колбасы, всю неделю про колбасу думаю». Не надо строить из себя таких неуязвимых. «Но я не буду это есть потому-то и потому-то». Или: «Я не могу купить мороженого, потому что мы договаривались».

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 10 детей

Не про еду

Хорошо бы объяснить ребенку, что вообще вполне постная вещь — помогать папе и маме по хозяйству. Что не ограничения в еде составляют пост, а дополнительные добрые дела. Мы как-то уперлись в пост как в пищевые ограничения. «Давай подумаем: кому-то что-то собрать, принести, кого-то навестить. Помочь ближнему, не дальнему, а ближнему». Это к вопросу о том, как понимается пост в семье.

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 10 детей

Есть школьные сосиски?

Голодный ребенок не может полноценно учиться. Пусть ест школьную еду. Церковь же ослабляет пост, например, для тех, кто в пути. Но если ребенок — волевой человек и хочет поститься, он может отдать котлету соседу, а съесть картошку или макароны. Но нельзя ребенка загонять в угол, он не должен чувствовать себя преступником. Пусть он ограничит себя в чем-то другом – например, не съест дома лишнюю конфетку.

Протоиерей Александр Ильяшенко 

Белые вороны?

Ребенок, который учится поститься, оказывается в меньшинстве. Мир вокруг живет по-прежнему. Не закрываются театры и рынки, как было до революции в России. Ему нужно плыть против течения. Примеры из книг-мемуаров двадцатого столетия, эпизоды жизни новомучеников могут помочь. Поговорите с ребенком о тех трудностях, с которыми он сталкивается. Не оставляйте его с ними один на один.

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 10 детей

Чего не хватает?

Нам нужно делать то, чего у нас нет, а у нас нет как раз общения. Сделаем же то, о чем говорится в мультике про Карлсона: «Убедительно просим ваших детей отойти от наших телеэкранов!». Это самая главная задача на Великий Пост для детей. В храм ходить, от телевизора отойти, сладкого есть меньше, с родителями общаться, читать хорошие книги. Верните книгу человеку! Это будет великое дело и этого хватит вполне.

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravmir.ru/deti-i-post-10-sovetov/#ixzz3SkpnpgmN

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года