Торжество православия, или Что же произошло под смоковницей?

Священник Константин Камышанов

За полтысячи лет христианство обогатилось познанием, как самого себя, так и Бога. Истина родилась в горниле борьбы с ересями и даже в войнах. Наличие ересей в Церкви косвенно свидетельствует о ее жизни, так как на мертвом стволе жизни нет. Ереси и борьба с ними стали тем горнилом, в котором выплавилось верное понимание Троицы, природы Христа и Божией Матери и человека, таинств и смысла жизни.

Лучшие люди всех времен и всех народов, собравшись вместе и будучи научены Самим Богом, приняли на семи Вселенских соборах решения и определения оформившие Церковь.

В первое воскресение Великого поста 843 года стало ясно, что в здание Церкви уложен последний кирпич. Так архитектор, строящий храм, однажды понимает, что здание готово, отходит, чтобы было видно оно все целиком и говорит с удовлетворением

– Эх, хорошо!

..И как-то со временем стал отодвигаться в сторону чертеж, по которому строилась Церковь.

Зимой наши реки покрыты льдом, а под ним скрытая от глаз, продолжает течь река, полная разных растений, подводных жителей, песка и камней. Таким ручейком среди праздника является сегодняшнее евангельское чтение о призвании Христом первых учеников. Он журчит тихо, но, неспроста, Церковь его предложила на Литургии именно в этот день. Беседа Господа с Нафанаилом. Почему сама Церковь связала этот незатейливый сюжет с Торжеством Православия? Что торжественного в беседе Бога и рыбака?

Мы можем припомнить как харизматические вожди ересей и лже-религий находили своих первых учеников. Эти находки всегда написаны маслом и выставлены в лучшей раме.

Особенностью учреждения Церкви на земле стала одна важная особенность, сыгравшая определяющую роль не только для нас, но и для судеб мира. Эта особенность резко выделяет христианство от религий пустоты.

Индия предложила уход во внутренний мир личности с целью обретения блаженства. Закрыл глаза, полегчало на сердце, и мир стал, как бы, улучшаться. Ислам сделал ставку на союз государства и религии, создав идею Симфонии, в ее полном совершенном виде. В нем религия, государство и война стали инструментами создания Рая на земле (что-то это напоминает и кто-то по этому тоскует). Насилие и вера, праведность и наказание стали цементом этого здания.

Христос принес нечто парадоксальное – любовь, как основу жизни на небе и на земле. Им была предложена любовь, как строительный материал Церкви, основанной на земле и растущей в небо.

Нам слова Христа кажутся тривиальными, однако для древнего мира это было неслыханным делом. Мир устраивался силой, кровью, жестокостью, золотом и подлостью. Любовь была уделом редкой семьи или неудачников. А тут пришел Некто обещающий создать сверхимперию любовью. По меркам античности – это настоящее безумие.

В микросюжете о призвании Нафанаила мы видим как Господь вежливо, тонко трогает струны сердца праведника. Как Он, словно регент, дает тон камертоном, и струны сердца Нафанаила вдруг сразу начинают звучать мощно и чисто.

В этом и состоит торжество Православия – в тихом голосе Бога, созидающем море и горы, государство и Церковь, счастье, веру, надежду и любовь. Этим тихим голосом и благожелательностью создается надмирное и вечное Царство. Это и есть проект, чертеж здания, завершенного в IX веке. Что изображено в нем?

Еще раз вчитаемся в Евангелие.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?

Филипп одним из первых встретил человека говорившего с такой силой, властью и верой, какой не может быть у простого смертного. Исполнившись радости он побежал, именно побежал, к другу:

– Друг, я нашел Мессию!!!

Легкий на подъем Филипп, неспроста решил привести Христа к Нафанаилу, видя в нем человека трезвого, знающего Закон, и не склонного к пустым восторгам. Именно, твердость веры и сила характера позволила ему позднее принять смерть в Баку, где его распяли вниз головой. Мучители сдирали ему кожу, а он не уставал проведывать Христа, которого он так странно встретил на берегу Генисарета.

А тогда у смоковницы происходила странная сцена. Стоит Бог, перед ним сидит деревенский праведник и ехидничает:

– Может ли быть что доброе из Назарета?

Вот основанные детали чертежа Церкви.

Господь смиренно и, возможно, с доброй улыбкой (а невозможно представить этот диалог без улыбки) чествует Нафанаила, выделяя важнейшее основание Церкви – отсутствие лукавства. Не лукавое, цельное и чистое сердце – это кирпичи здания Церкви. Итак, нежная любовь Самого Бога и чистое сердце – это раз. Вежливость Господа, доброжелательность позволяет Ему подойти к сердцу человека и постучаться и ждать, когда человек позволит войти.

Нафанаил разрешил постучать в свое сердце, потому что он и сам давно искал Бога – это два. И Христос напомнил ему о чем-то очень важном, что праведник переживал под смоковницей, когда рядом с ним никого не было, и никто не мог слышать его мысли. Это было чем-то очень личным и тайным, что знать мог только один Бог.

Нафанаилова душа вздрогнула от того, что ему вдруг стало ясно, что Господь видел его и тогда, но только сейчас, как добрый Отец открылся ему. Праведника привела в восхищение мысль о том, что Господь видел его всегда, во все время его жизни. Также как Он каждую минуту видит нас.

Господь всегда очень нежен и аккуратен в прикосновении к нашей душе. Как говорит о нем другой апостол: «Льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит». Так и здесь Христос очень бережно отнесся к вере Нафанаила. Он никак не давил на него и терпеливо ждал. Ведь этот рыбак мог поступить совершенно по другому.

Нам тоже то и дело является Христос, однако, мы не так чутки и не так отзывчивы как этот праведник. Вере обязательно нужна свобода. Без свободы она превращается в культ. Демонстрация грандиозных чудес могла испугать Нафанаила и превратить его не в ученика, а в раба. Между Богом и Его учеником вместо доверия и дружбы могли создаться отношения рабства и страха. Богу это не нужно. Богу нужны любимые друзья, а не жалкие рабы. Он ведь Бог. Зачем Ему трепещущий раб?

Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Бог открылся Ему, а Нафанаил протянул руку – это три. Три – это взаимная любовь.

Любой нормальный человек не может жить без Бога. Мы то теряем Его голос, то снова находим, но без него нам всегда скучно. А с ним мы счастливы. В этом состоит вся драматургия нашей жизни. Для Нафанаила поиск и обретение Бога были так важны и так значимы, что он тут же встав и все бросив, уходит за Мессией. В минуту он из рыбака превращается в апостола. В минуту он из неизвестного бедняка, становится наследником сокровищ Небесного Царя и великолепного Царства.

Церковь имеет две проекции: земную и небесную. Торжество Православия говорит нам о торжестве полноты Церкви. Из этого следует, что Бог вместе с человеком строит не только земное учреждение. Мы вместе с Богом реставрируем Рай, поломанный Адамом.

Это так восхитительно восстанавливать Рай. Потому что этот праздник не просто память прекрасному поступку царицы Феодоры. Это понимание того, что реставрация продолжается и мы ее участники. Поэтому, стоя на службе, наше сердце горит неспроста. Этот праздник не музейный экспонат. Это реалия нашей будничной жизни.

Чудо и Торжество Православия – его сила могущая преображать персть в золото, обыденность в торжество духа радости, казалось бы слабой силой любви. Как в атоме радиоактивных элементов, силы взаимодействия частиц ничтожно малы, а результат распада – атомный взрыв. Так и с малой силой любви, ставшей энергией воскресения мира.

Слово воскресение имеет корень – «крес» – искра, вспышка, огонь. Две тысячи лет назад мир занялся искрой и стал постепенно разгораться любовью, торжествующей над злобой и мраком.

Да, гражданская война IX века в Византии была очень тяжелой и победа над иконоборцами принесла в империю мир и ясность в Церковь. Но не этим ценен 843 год по рождеству Христову. Торжество Православия не в торжестве земном. Не в финале гражданской войны. Оно не шуме и не в параде, и не громе труб, и не в анафеме Мазепе, не в иконах, хоть они и нужны всем и часто красивы.

Иконы – никак не Торжество Православия. Это только один из последних камней в здании Церкви. Торжество ее в самом существовании Церкви, собранной по «чертежам» преображения Нафанаила. А преображение Нафанаила заключается во взаимном стремлении Бога и человека. В чуде семечка ставшего мировым деревом. 

Чудо под смоковницей не кончается. Оно продолжается уже над нами Торжеством Православия. Эти слова о том, что мы увидим ангелов, чудо нашего личного преображения:

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Можно стать знаменитым или даже великим писателем, записывая свои беседы с Богом. Но лучше что бы эти беседы были предложены не Букеру, а ангелам, и чтобы читали они их с радостью. Хотим мы быть небесными писателями или не хотим, но мы ими являемся. И, в конце концов, мы получим на руки из небесной типографии свою книгу жизни. Хотелось бы, чтобы она была прекрасна.

http://www.pravmir.ru/o-smokovnice-i-prazdnike-torzhestva/#ixzz3T8l5ClA9

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года