Пост не должен быть для ребенка наказанием

Иерей Дмитрий Туркин

Несколько слов о посте для детей. Для ребёнка пощение ни в коем случае не должно стать каким-то мучительным, непонятным наказанием за его неосознаваемые и, тем более, несуществующие грехи. Главное – чтобы пост стал для ребёнка естественным, гармоничным, внутренне оправданным. Поэтому для начала важно понять, что именно может увлечь дитя к пощению.

Это должны быть стимулы, которые дадут ребёнку настроение, чтобы его труд был и Богу угоден, и радостен для него. Не для всякого ребёнка это возможно, но попытаться нужно.

Если дитя воспитывается в православной семье с младенчества, наверное, это проще. Ребёнок входит в постную дисциплину вместе с родителями, вместе с ними соблюдая постные дни и уставные обязательства.

В чём отличие дитя от взрослого? В отличие от взрослого, детский организм требует другого восполнения веществ: дитя растёт, взрослый человек уже не растёт. Взрослый только восполняет то, чего ему не хватает, а ребёнку надо расти. Поэтому, по здравому рассуждению родителей, даже во время поста ребёнку надо дать то, без чего он не сможет расти.

Не знаю, как относились отцы и матери к детскому посту в древности, но опыт и здравый смысл подсказывает, что молочная пища для ребёнка во время поста не есть нарушение, но восполнение тех веществ, которые ему абсолютно необходимы. Рост костей, зубов, других органов требует таких веществ, которые в другой пище не содержатся, а потому даже в самый строгий пост молочная пища для ребёнка не может быть отменена. Всё остальное – по рассуждению родителей.

Второй момент. Ребёнку нужно дать и некоторое понятие о духовном посте. Что такое духовный пост для ребёнка? Это не только исключение развлекательных передач и зрелищ, но и снижение того общего уровня веселья, которое нередко присутствует в детской жизни. Есть дети очень активные – нужно помочь им найти что-то серьёзное, что даст им возможность приобрести отношения с Богом.

«Ты постишься для Господа Бога. Господь постился для нас и за нас пострадал – давай попробуем Ему немножко подражать» – вот такое настроение поможет ребёнку укрепиться в это трудное время.

Если ребёнок воспитывается в православной семье, очень благотворно на его душу влияет пример родителей, пример тех друзей, вместе с которыми он бывает в храме.

Если же ребёнок только входит в храм, учится духовной и церковной православной жизни, – что можно сделать? Лучше отложить все правила и сказать ему: «Что ты можешь сделать ради Господа? Вот Господь нам дал всё – и жизнь, и семью, в которой ты живёшь, и любовь, и радость, и душевный мир, твои замечательные способности. Давай как-то попробуем Ему послужить, посодействовать в том, что Он даёт нам каждый день».

Это дело непростое, потому что старшие дети – семи, двенадцати, пятнадцати лет – имеют уже свои особенности и свои настроения, которые не могут быть описаны общими правилами.

Если вы – родители или знакомые тех детей, которые только учатся духовной жизни – попробуйте предложить им не столько пост, сколько понятие о воздержании, дети постарше могут воспринять и какие-то абстрактные понятия, которые, возможно для них ещё не близки, но приемлемы, востребованы, если дитя настроено на духовный лад.

Как это сделать? Добрым примером, любовью. Постарайтесь отнестись к детям со всем вниманием. Если ребёнок во время пощения на кого-нибудь злится или испытывает уныние, он от такого поста ничего не приобретает. Лучше дайте ему что-то сладкое или возможность посмотреть тот же мультфильм. Пусть он немножко утешится и порадуется, но напомните, что вы это делаете ради него и ради любви к нему.

Как Господь нас любит, Он нас не лишает ничего – мы стараемся Ему угодить. А Господь нам дарует всё в этом мире. Попробуем ради Христа и своих детей научить, и самим научиться быть верными Богу, верными православию.

http://www.pravmir.ru/post-ne-dolzhen-byt-dlya-rebyonka-nakazaniem/#ixzz3TLqnjZ6n

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года