Могут ли в церкви ошибаться?

Михаил Хасьминский, кризисный психолог, руководитель Православного кризисного центра

Патриарх Кирилл много раз говорил о недопустимости грубого или формального подхода к впервые пришедшим в храм людям. Ситуация, на мой взгляд, схожа с приемным покоем больницы. Представьте: туда привезли больного, а врач или медсестра встретили его так, что тот ужаснулся и убежал оттуда навсегда. Кто ответит за смерть этого человека, не получившего лечения? А ведь храм – это та же лечебница, только духовная.

В эту лечебницу приходят разные люди, из разных соображений, их мотивация – тема отдельного разговора, но большинство из них приходит из-за переживаемого жизненного кризиса, серьезных испытаний и тягостей. Такой человек находится на крутом повороте своей судьбы. Старые его представления о смысле жизни уже потеряли свою силу, а новые еще не сформировались. Он подобен стоящему на одной ноге – куда его толкни, туда и полетит. Это состояние крайней уязвимости, с одной стороны, открывает огромные возможности для духовного роста, а с другой – чревато огромными опасностями. Ведь от того, как человека в храме встретят и что ему предложат, будет зависеть спасение как пришедшего, так, возможно, и того, кто его встретил: оттолкнул ли он своим отношением пришедшего или, наоборот, поддержал?

Надо признать: ошибки при встрече с людьми, впервые зашедшими в храм, могут совершать абсолютно все, начиная с уборщицы и кончая даже настоятелем. Как говорили древние римляне, hominum errare est – человеку свойственно ошибаться. Мы все прекрасно знаем, что Церковь – это собрание кающихся грешников, что все мы несовершенны, за исключением святых. Но и святые порой тоже ошибались.

Какая опасность подстерегает тех, кто впервые зашел в храм? В церковных делах они пока совершенно не разбираются и поэтому убеждены, что здесь им всё скажут точно и верно. Они пока не отличают алтарника от настоятеля, и поэтому могут отнестись с полным доверием ко всему услышанному. Даже если им скажут откровенную чушь. А такое, увы, бывает. Либо они остро, болезненно могут отреагировать на то, что более опытным людям покажется сущим пустяком.

Ко мне, как к психологу, нередко приходят люди, травмированные первой попыткой войти в жизнь Церкви. Мне много чего пришлось выслушать, обдумать. На основании таких бесед постараюсь выделить наиболее часто встречающиеся ошибки.

1. ТВЕРДАЯ ПИЩА ВМЕСТО МОЛОКА

Это когда говорят человеку, еще практически не верующему, что-то такое, что можно сказать лишь подготовленным в церковном отношении людям. Например, могут сказать тому, кто недавно потерял ребенка: «Радуйся, теперь у тебя есть ангел на небе». Чтобы это принять, нужно иметь очень сильную веру, а ее ведь пока нет: человек впервые пришел в храм, да еще и в кризисном состоянии.

Или можно, например, услышать, что болезнь – это расплата за какой-то грех. Такие вещи можно говорить лишь подготовленным людям, тем, кто уже сознает себя грешником. Тем более что болезнь может и не быть такой расплатой. А здоровые люди, что, не грешат?

2. НЕОСТОРОЖНЫЕ СЛОВА

Ко мне обратилась женщина. У ее отца выявили тяжелое заболевание, она пришла в храм, а свечница ее спросила, сколько раз та молится в день. Женщина призналась, что очень мало молится, да и то обычно дома, а не в храме. А свечница ей отвечает: «Вот поэтому он и заболел»! В результате – чувство вины на всю жизнь.

3. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

У молодой женщины умерла пятилетняя дочка. Ужасное горе, ее мучительные переживания, масса вопросов. Ни родные, ни друзья – никто не может дать вразумительный ответ, за что ей это. Она пришла в храм в надежде на помощь, на утешение, а там один священник почти на бегу сказал, что это ей наказание за ее грехи. А свечница, тоже без особых объяснений, посоветовала: «Радуйся». И как прикажете относиться к подобным духовным утешениям?

4. ФОРМАЛИЗМ

Девушка пришла на исповедь в джинсах, с накрашенными ногтями, без платка. Батюшка отказался исповедовать ее, поскольку она пришла в неподобающей одежде. Батюшке объяснили, что девушка из другого города и у нее нет с собой другой одежды, а исповедь ей была в тот момент очень нужна. Однако тот был непреклонен и отказал ей. В другом же храме священник понял ее ситуацию и принял исповедь у этой девушки. С тех пор она стала там постоянной прихожанкой, воцерковилась.

5. НАРУШЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Это бывает, когда священник не благословляет, например, на лечение, которое рекомендуют специалисты. Тут он тоже берет на себя огромную ответственность. Ведь когда этот человек умрет из-за того, что не лечился, на поминках люди начнут обвинять Церковь в смерти своего родственника. Возможно, кто-то из этих людей мог бы прийти в храм, а теперь уже не придет.

Да, бывают ошибки и у священников, они тоже люди и поэтому могут поступать неправильно. Есть же, например, понятие «врачебная ошибка». А священник – тот же врач, только духовный. Но у его компетенции тоже есть предел. Так, надо понимать, что батюшка не может категорично высказываться о психиатрии, о проблемах психически больных людей. Или, не будучи подкованным профессионально, говорить о проблемах алкоголиков и наркоманов. Если священник хочет заниматься их спасением, это обязательно нужно делать в контакте со специалистами-медиками.

Не менее опасно брать ответственность за чужую семью. Одно дело – духовный совет, другое – прямое вмешательство. Да, любой христианин должен опекать другого христианина, не только священник. Но нельзя радикально вторгаться в чужую жизнь и устраивать там что-то по собственному желанию и разумению. У людей есть свобода выбора, дарованная им Господом.

Если мы будем сострадательны, милосердны, если постараемся понять и полюбить приходящих к нам людей, то это и будет самым лучшим миссионерством.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ ПРИХОДСКУЮ ЖИЗНЬ: «Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат. Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте (Рим 12:10). Эти слова апостола обращены ведь не только к членам первых христианских общин, но и ко всем христианам во все исторические времена».

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ФОМИН О РОЛИ МИРЯН В ЖИЗНИ ПРИХОДОВ: «Главный принцип – не стесняйся, предлагай! То, что интересно тебе, обязательно будет интересно кому-то еще на приходе. Тебя интересует изучение церковного устава? Тебе хочется петь в хоре – обязательно найдется кто-то еще, кого захватит эта идея. Попробуй, возьми на себя эту ответственность – и увидишь, что тем самым замечательно вольешься в приход».

https://foma.ru/mogut-li-v-tserkvi-oshibatsya.html

 
 
 
Сегодня 27 ноября (14 ноября) среда
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Седмица 23-я по Пятидесятнице. День постный.

Апостола Филиппа (Житие, икона). Правоверного царя Иустиниана (Житие, икона) и царицы Феодоры (Житие, икона). Свт. Григория (Житие, икона) Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Филиппа (Житие) Ирапского. Сщмчч. Димитрия (Житие, икона), Александра, Виктора (Житие), Алексия (Житие), Михаила (Житие), Михаила (Житие), Феодора (Житие), Петра (Житие), Алексия (Житие), Сергия, Николая, Василия, Александра (Житие), Николая, Димитрия , Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая (Житие) диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны. Сщмч. Феодора пресвитера. Сщмч. Сергия пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение.
Завтра 28 ноября (15 ноября) четверг
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299) и Авива (322) Прп. Паисия Величковского (1794).

Начало Рождественского поста.
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(1 Тим. 1, 18-20; 2, 8-15; Лк. 15, 1-10). "Притча об овце заблудшей и драхме потерянной". Как велико милосердие Господа к нам грешным! Оставляет всех исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их, и когда находит Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет? Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы обращение и возращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять. Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии через совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники все остаются грешниками!. . . Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: "завтра брошу", и остаются в прежнем положении. Так проходить день за днем; равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного и оно перейдет уже в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение - кто знает.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года