Злое сокровище

Лукьянова Ирина

Одна молодая леди, выпускница хорошего вуза и молодой специалист, обиделась на папу. Неделю отделывалась по телефону сухими «да» и «нет», а на вопрос «что случилось» ледяным тоном отвечала «ничего». Бедный папа совсем растерялся. Вроде бы гадостей не говорил, тиранией не давил, свиней не подкладывал, – напротив, предлагал помощь и кормил самолепными котлетками, – в чем же дело?

Через неделю холодной войны папа взмолился: я не умею читать мысли, я не понимаю, что случилось, расскажи мне. И она рассказала: при расставании неделю назад он на нее посмотрел. Посмотрел со смыслом. С таким смыслом, что она все поняла, можно уже не объяснять. «Все хорошо», отвечала молодая леди так, будто где-то там, за телефонной трубкой, рушился мир. Может, больна, думал папа, может, у нее в личной жизни неприятности? «Нет, все нормально», настаивала юная леди, а в ее голосе слышался не то стон умирающего любимого кота, не то последнее «прости», не то гул и вой гибнущих цивилизаций.

Если бы папа был тетенька, он бы плакал и смеялся, наверное. Но он просто развел руками. А что еще сделаешь?

А у другой молодой леди был жених. Леди эта, стремительная и внезапная, как падение в гололед, ждала от медленного своего жениха быстрой реакции, а, не дождавшись, догадывалась: «ты сейчас скажешь то-то и то-то». А, догадавшись – с негодованием опровергала все, что он сейчас скажет. Так он и отвык с ней говорить, но ей и не надо было. Она и сама справлялась.

А у третьей юной леди был жених, исправно ей учинявший выволочки за неотвеченные звонки, пока она была в туалете или мылась: я же волновался! Звоню тебе, звоню! Совсем со мной не считаешься!

Помню, директор одного кадрового агентства сказала мне раз в интервью, что большинство трудовых конфликтов заканчивается увольнением «из-за недостатка переговорной практики». А зачем она, переговорная практика, когда можно прочитать мысли, все ведь понятно, предполагай худшее – не ошибешься!

Как можно ждать, пока твои мысли прочитают, – ведь я так выразительно молчу, так громко и темпераментно перекладываю вещи с места на место! Ведь нормальный человек тут же спросит: в чем дело? А я так отвечу «ни в чем!», что он сразу вспомнит, что именно мне позавчера обещал и не сделал.

Нет, можно не молчать, конечно. Можно, наоборот, – трубка пятнадцать, прицел сто двадцать, беглыми огонь! – выложить все и сразу, чтобы мало не показалось. И пусть не оправдывается, потому что уж виноват со всех сторон...

Однажды на курсах повышения квалификации для педагогов психологи дали нам упражнение, проверяющее навык слушать друг друга. Я по условию игры была директор школы, которая по личным причинам не хочет разрешать учительнице вести какой-то кружок. А учительнице надо было меня внимательно слушать, переспрашивать, уточнять формулировки и выяснить, где же собака зарыта. И вот ровно в тот момент, когда я уже была морально готова выложить, где она зарыта, и поделиться личными резонами, и даже уже набрала воздуху… учительница не утерпела. С шашкой наголо она рванула наперерез – обрушивать на меня последние аргументы: кружок необходим! Как вы можете быть таким самодуром! Детям нужен кружок! И разговор безнадежно ушел в сторону. Мне не хватило секундной паузы. Наглядный урок на тему «иногда лучше жевать, чем говорить».

Нет этого навыка почти ни у кого – слушать, понимать, не заниматься мыслечтением, не бросаться с шашкой наголо, вываливая тьмы своих резонов там, где надо остановиться и прислушаться. Нет желания выяснить, что же человек имеет в виду. Никто никого не слушает: в живых разговорах и в интернет-дискуссиях цепляются за одно случайно расслышанное слово – и высыпают на собеседника свои ассоциации с ним. Вчитывают смыслы, приписывают значения, сами же интерпретируют, сами опровергают, сами делают выводы, сами обижаются, сами уходят.

Так во время чужих семейных сцен не дай Бог случайно попасть под обстрел, только и слышно: ты, ты, ты, тебя, тебе, с тобой, никогда, ничего, нельзя, невозможно! Так обстреливают напакостившего ребенка: ты, от тебя, с тобой, никак, ни за что, нет, нельзя, не будешь, не смей! Никаких возможностей диалога, никаких путей отступления, никаких переговоров, только полная капитуляция! Если враг не сдается, его уничтожают. По самым больным местам, по постыдным тайнам, по бывшим ошибкам – огонь! Огнем на поражение рвется из души злость, стыд, негодование, ярость, все из-за тебя, вот тебе, вот тебе, вот тебе. Пусть тебе будет больно, как мне, пусть не будет причины моей боли, пусть тебя не будет, пропади ты пропадом.

Редко кто поймет в запале перестрелки, как толстовский Левин, что бьет себя, по себе. Что себе делает больно, себе отрывает руку, ногу, любимого человека, кусок души. Что между другим и собой торопливо возводит все эти никак, ни за что, никогда, и без разговоров! Что себя, свою жизнь, свой дом опустошает и разоряет, слишком сильно торопясь позаботиться о себе.

И, в общем, нечего тут рассказывать, нечего советовать, незачем цитатами сыпать, ну что – не слышал никто разве: кроткий ответ отвращает гнев; пусть солнце не заходит во гневе вашем; не будь духом твоим поспешен на гнев; ярость и гнев да будут удалены от вас; отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие; всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность… Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его…

И, кажется – ну набери ты воздуху, сделай паузу, подожди секунду. Спроси, переспроси, уточни. Объясни, если не понимают. Слушать и говорить – что, кажется, может быть проще. Остановись, перечитай, вычеркни лишнее, уйди в другую комнату, заклей клаву, набери в рот наговоренной водицы, как в старой сказке, сунь голову в ведро с холодной водой, как в осеевской «Динке».

Нет, еще и вернемся, и последнее слово скажем, пусть будет за нами.

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года