Формула семьи. Федотовы. Из опыта семейной жизни.
Анна Берсенева
Дмитрий Борисович, 46 лет, электромонтажник специзделий на заводе им. Хруничева
Елена Викторовна, 49 лет, экономист
В браке 16 лет
Дети:
- Мария, 30 лет, лингвист-культуролог, мать двоих детей
- Елена, 14 лет, ученица 8-го класса школы № 1497; ученица детской музыкальной школы им. Гнесиных, отделение гитары; ученица детской музыкальной школы № 76, отделение фольклора и народного пения, дважды стипендиат Правительства Москвы, лауреат международных конкурсов
- Иван, 12 лет, ученик 6-го класса школы № 1497; ученик детской музыкальной школы № 76, отделение фольклора (инструмент – баян), лауреат международных конкурсов; ученик школы Олимпийского резерва № 92 (вольная борьба)
- Василий, 10 лет, ученик 3-го класса школы № 1497; ученик детской музыкальной школы № 76, отделение фольклора (инструмент – гитара), лауреат международных конкурсов; ученик школы Олимпийского резерва № 92 (вольная борьба)
- Анна, 7 лет, ученица 2-го класса школы № 1497; ученица музыкальной школы № 76, отделение фольклора (инструмент – флейта), лауреат международных конкурсов
Дмитрий Борисович:
– Мы с Леной познакомились в храме, у каждого было свое послушание. Я помогал в алтаре пономарем. Лена трудилась за свечным ящиком, шила облачения, готовила в трапезной. Перед венчанием у нас был длительный период, когда мы с женой присматривались друг к другу, исполняя общие послушания. Мы видели друг друга в разных тяжелых обстоятельствах, совместно их преодолевали. Это нас сблизило, и наш духовный отец протоиерей Владимир Волгин благословил нас венчаться. Для нас это было очень важно – я уверен, что без благословения ничего не получилось бы.
Вообще Церковь очень помогает строить «малую Церковь» – семью. Нужно следовать Евангелию: муж должен слушать советы духовного отца, жена должна слушаться мужа. И неважно, как хорошо это удается, главное – стремление. Моя жена очень самоотверженный человек, на уровне самопожертвования. Это ее основное качество; а самопожертвование – это и есть любовь.
Самый простой способ разрешать конфликты, который я знаю, – внутренняя молитва. Психологи говорят, что в состоянии гнева нужно взять паузу, сосчитать до пяти, а нас духовный отец учит молиться. Помолишься – и сам станешь спокойнее, и жена успокаивается, и все вокруг становится другим. Еще важно прощать друг друга как можно быстрее. Это основа. Если не прощать, в отношениях будет постоянный надрыв, который в конце концов приведет к разрыву, – как часто и происходит.
На нашу многодетность окружающие реагируют по-разному; я стараюсь не обращать внимания на эти реакции, но когда дело касается различных социальных учреждений, приходится защищать интересы семьи. Это не значит, что мы всегда выгораживаем своих детей. Каждую ситуацию разбираем, и если дети неправы, предлагаем им попросить прощения, объясняем, почему это необходимо. Но бывает так, что дети действительно нуждаются в защите. Однажды мы обратили внимание, что дочка от любых громких звуков начинает втягивать голову в плечи. Стали выяснять – оказалось, на них учительница в школе кричит и угрожает, чтобы не смели рассказывать об этом дома. Мы собрали других родителей, разговаривали с учительницей; когда не встретили у нее понимания – пошли к директору. В результате ее отстранили от занятий.
Своих детей мы воспитываем в соответствии с классическими канонами: мужчины должны быть мужественными, а женщины – женственными. Мальчики делают по дому ту же работу, что и я делаю. Если затеваю ремонт, привлекаю мальчиков. Даю им попробовать всю мужскую работу: кран починить, лампочку заменить. С первого раза не получится, получится со второго, третьего. Домашние обязанности у них тоже есть: они мусор выносят, носят сумки с продуктами. Но могут по необходимости и посуду вымыть: например, если кастрюля большая – это же тяжело, значит, это мужская работа.
Лена девочек тоже приучает к труду, учит их шить, вышивать, вязать. И все дети у нас убирают свои комнаты, вместе дежурят на кухне.
Самое главное – научить детей послушанию. Иначе мира в семье не будет – ни в родительской, ни в их собственных семьях, когда они вырастут. Без послушания у семьи нет целостности, не получится из нее «малой Церкви». Поэтому, если мы и наказываем детей, то за непослушание.
Финансовых трудностей мы не боялись. Чем старше становились дети, тем ощутимее была их помощь. Старшая дочка Маша с мужем Сашей помогали и деньгами, и вещами, и в организации отдыха в летние и зимние каникулы; вторая дочка, Лена, сидела с младшими. Нам также очень помогала мама, Нина Михайловна. Благодаря ей у нас появилась возможность купить машину. Конечно, хотелось бы большей поддержки от государства, так как в многодетных семьях воспитываются дети, любящие свою страну, патриоты своей родины.
Елена Викторовна:
– Так получилось, что Машин отец погиб, и мы с дочкой остались одни. Я так хотела семью и хорошего мужа, что готова была на любые трудности. Но, несмотря на мое желание снова создать семью, я знала, что выйду замуж только за духовное чадо моего духовного отца. Потому что у мужа и жены должен быть один духовник, это очень облегчает семейную жизнь. Когда мы начали общаться с Димой, я увидела, что он очень заботливый, с Машей у него сразу установились прекрасные отношения. Батюшка нас благословил, и мы поженились.
Я не самая смиренная жена, но понимаю, что надо себя сдерживать. Главные качества для жены – это терпение, уступчивость и любовь. Жена должна слушать мужа, потому что муж всегда прав, а если не прав, ему об этом скажет духовный отец. Женщина в семье должна быть как печка: все приходят домой – кто с работы, кто с учебы, – а их ждет печка теплая, с пирогами, с чугунком каши. А муж – это глава во всем. Особенно молитва главы семьи важна. Дима – это наша духовная опора, он молится постоянно за семью, за меня, детей. Иногда устанешь к вечеру, кажется, сил никаких нет, а он соберет всех детей на молитву – сразу ощущаешь духовный стержень.
У нас все дети занимаются и музыкой, и спортом. Мы с младенчества наблюдали за ними, подмечали, к чему у них есть предрасположенность. Они все прекрасно рисуют, и я думала, что дети захотят заняться живописью, но получилось иначе. Аленка пошла учиться в музыкальную школу; младших я брала с собой, когда отводила ее. Они посидели на занятиях и тоже захотели учиться музыке. Через какое-то время директор нашей музыкальной школы (она же – педагог по вокалу) Ольга Евгеньевна Кревченко предложила нам создать семейный квартет и стала его руководителем. Название для ансамбля «Жар-цвет» подсказала преподаватель по народному хору Галина Александровна Даренских. Так появился наш семейный квартет, который исполняет русские народные песни и играет на народных инструментах.
На Международном детском фестивале искусств «Голуби мира» мы стали лауреатами и были включены в состав культурной делегации, которая представляла российское детское творчество в Голландии. Так как 2013 год был объявлен на межправительственном уровне Годом России и Голландии, фестиваль вошел в официальную культурную программу Министерства культуры РФ. «Жар-цвет» побывал в Германии, Голландии, Бельгии; мы выступали с концертами в Посольстве России в Голландии, в Гаагской Королевской Консерватории, в Доме науки и культуры в Брюсселе, встречались с детьми из Школы молодых талантов при Гаагской Королевской Консерватории. В принципе, русские народные песни нравятся всем, тем более дети с такой искренностью передают суть народной песни. Все, кто нас слушал, просили приезжать еще.
Я заметила, что когда ребенок занимается фольклором, у него улучшается грамотность и расширяется кругозор, так как дети исполняют старинные колыбельные, потешки, колядки; они также поют на диалекте, а в песнях часто встречаются устаревшие слова. Когда Алена в начальных классах участвовала в Олимпиаде по русскому языку, она была единственной, кто смог ответить на вопрос: «Что такое “пава”?» И не только словарный запас обогащается – мировоззрение становится шире.
Если младших детей я направляла, то Маша сама выбирала, чем хочет заниматься. Она необыкновенно талантливая, очень хорошо рисует, у нее потрясающее чувство цвета, формы, композиции. Великолепные литературные способности, в школе писала потрясающие сочинения, нам все говорили: готовьте ее в Литературный институт! Но Маша сама выбрала себе дорогу. Она с радостью отучилась и вполне довольна своим образованием. Очень хорошо разбирается в искусстве и литературе. Маша – замечательная мать, трепетно относится к воспитанию своих детей, Ксюши и Матвея.
Хотя времени на все не хватает, мы решили, что мальчикам обязательно нужно заниматься еще и спортом. Девочки тоже хотели заниматься спортом или хореографией, но мы подумали, что они будут слишком перегружены. А мальчикам нужен спорт, они же будущие защитники – своей семьи, своей страны, они должны быть мужчинами. Мальчики занимаются вольной борьбой, готовятся к армии. Да, они пойдут в армию. А кто защищать страну будет? Долг родине нужно отдавать. Образец для мальчиков – наш папа. Он отслужил в Крыму в Морских частях Пограничных войск КГБ СССР три года. Они на папу смотрят и учатся. В общем, это и есть воспитание – личным примером. И девочек мы так же воспитываем: своим примером, моим отношением к мужу, отношением мужа к жене, как хозяйство ведется.
Конфликты у нас бывают, как у всех, но мне повезло – у меня муж очень спокойный. Даже если спорим о чем-то – мы оба отходчивые: поспорим, тут же я наливаю чай, садимся за стол, смеемся. Муж и жена – единая плоть, как можно друг на друга долго сердиться?
Когда Дима на мне женился, я была красивая, худенькая, а после родов очень располнела. А он приходит с работы, смотрит на меня влюбленными глазами и говорит: «Какая ты у меня красивая!» Искренне говорит! Муж у меня замечательный, благодарю Бога за него, за детей, внуков, за всю мою жизнь.
Журнал для родителей «Виноград» (май-июнь 2015)
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/79400.htm