Бесы не только веруют, но и знают – и кем при этом остаются?

Профессор МДА Алексей Ильич Осипов

Профессор МДА Алексей Ильич Осипов в Даниловом монастыре в 2002 году.

Предложенная тема, с одной стороны, носит достаточно общий характер, но, с другой, является фундаментальной и очень непростой, затрагивает вопрос в динамическом контексте: учение о спасении и духовное развитие личности. Здесь рассматривается уже не просто христианское вероучение, а есть попытка рассмотрения в непосредственном отношении к жизни человека.

Когда я сюда ехал, мы обменивались разными мыслями, и я убеждаюсь вновь, что даже в понимании условий спасения наталкиваются на целый ряд непростых вопросов. Вопрос о спасении очень широкий, поэтому я вынужден буду ограничиться только какими-то узкими моментами. Часто вопрос о спасении предполагает такие трудности, которые, как кажется, должны быть ясны.

При каких условиях действуют таинства?

Мы говорили о значении таинств в деле спасения. Вопрос, который кажется и не вопросом, само собой очевидным. Всем понятно, что если они установлены Христом, установлены Церковью – насколько они необходимы и полезны, всем очевидно. И каждый, кто хотя бы раз приступил с надлежащим устроением, тот знает, каково действие таинств, что они делают с душой человека, как воздействуют на ум, на сердце и на само тело человека. Но в то же время – большой вопрос.

Мне пришлось участвовать во многих собеседованиях с инославными христианами – католиками, протестантами разных мастей. Всегда поражало одно и то же – когда касаемся вопроса о спасении, о благодати Божьей, действующей на человека, об условиях действия этой благодати – всюду и везде аккуратно писалось о таинствах, но никогда и нигде не упоминалось – а при каких условиях действуют эти таинства?

Что необходимо человеку, чтобы эти таинства были спасительными? Какое развитие внутри человека предполагается, чтобы эти таинства стали действительными дарами Божьими? – Практически никогда.

Создаётся впечатление, что современные христиане смотрят на таинства, как на какие-то магические действия, которые действуют сами по себе. А духовное развитие – ну, я же православный, в Бога верую, в церковь хожу – что ещё нужно? А потом снова: «таинства, таинства и таинства». Как легко мы подменяем ту необходимую внутреннюю активность, к которой взывает, просит Христос: «Царство Божие нудится», и приобщаются к нему те, кто понуждает себя, т.е. постоянное обращение христианства к свободе человека, его личности, участию человека: «Сыне, дай мне твоё сердце». Этот момент уходит на второй план, в тень.

Всё внимание уделяют таинствам: главное – сначала принять крещение – о таинстве покаяния почти ни слова – а дальше: Евхаристия. Где-то в 60-70 годах прошлого века на Западе начался процесс, который лучше всего можно выразить двумя словами: евхаристический бум. Все бросились в атаку на Евхаристию, протестанты всех мастей, католики, за ними и мы, конечно, не отстаём, православные. Речь идёт об этом, а о том – при каком условии это принятие таинства будет для меня спасительным – об этом ни слова. Апостола Павла просто не существует для нас, который пишет, что «если кто ест или пьёт недостойно – суд себе ест и пьёт. Оттого многие из вас болеют и умирают».

Я говорю это из опыта: это во всех документах. Хочется вставать и протестовать: вы кто – язычники, которые хотят переделать христианство на языческий лад? Это у католиков есть учение opera operato, т.е. таинство действительно в силу совершённого действия.

Православное учение совсем другое: не в силу совершённого действия для нас таинство будет полезно, а в силу моего духовного устроения. Святой Кирилл Иерусалимский, патриарх, пишет, что «если ты лицемеришь – люди крестят тебя, а Дух Святой крестить не будет». Вы слыхали такое?.. А там богословы, которые не только слыхали – знают это.

Серафим Саровский, XIX век, предупреждает: на земле ты можешь причаститься, а на небе остаться непричащённым. Для нас как будто не существует этих вещей, на это важнейшее дело мы не обращаем внимания.

Всё ветхозаветное человечество не приняло ни одного таинства, а сколько среди них находится в наших святцах: Авраам, Исаак, Иаков и пророки, и так далее.

Так что – таинства не нужны? Нет, речь идёт совсем не об этом, не надо кидаться в крайности, а о том идёт речь, что первичным для человека в его спасении, в его развитии является верное духовное устроение. Только при таком правильном устроении таинство становится той силой, которая действует внутри человека, облагодатствует его, возводит к Богу, приводит к обожению. Только с этого условия начинается духовное развитие личности.

Христианство об этом условии говорит однозначно – причём совершенно не то, что написано во всех наших учебниках догматики, богословия: там написано, что вера является этим условием. Кажется, что это верно, но возникает множество вопросов. И бесы не только веруют, но и знают – и кем при этом остаются? Весь протестантизм построен на формуле, что только верой мы спасаемся, и верующему прощаются грехи и настоящие, и прошедшие, и… будущие.

Первым в рай вошёл разбойник

Но если мы обратимся к святоотеческому преданию Церкви, то увидим, что, оказывается, не вера первична. Напомню факт: первым в рай вошёл разбойник. Каково было его духовное развитие до креста? Не прочли ли бы мы сочинения «иже во святых отца нашего, разбойника благоразумного»?

Первое условие, из которого следует и вера, и духовное развитие личности, это те слова, которые сказал разбойник, которые были потом повторены и блудницей, и мытарём: «Достойное по делам нашим принимаем». Человек понимает, что его дела, его жизнь абсолютно не соответствуют той святыне, то немного открылась его душе. А эту святыню каждый из нас носит в своей душе. Об этом говорит и голос совести, и голос ума и сердца, когда мы с этим соприкасаемся. Без этого ни о каком духовном развитии речи не может быть. И пусть не обольщают нас ни саны, ни звания, ни хождение в церковь, ни тысячные причащения, ни подход к исповеди, когда мы отчитываемся о своих грехах вместо покаяния.

Что дальше сказал разбойник? – «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём». У него и мысли, и чувства не было, что он окажется там, где Господь будет. Вот где красота, где источник, вот где жизнь. Отсюда начинается истинная вера, а не с признания того, что Бог есть Троица, и что вторая Ипостась воплотилась. Любой бесёнок знает больше, чем все доктора богословия вместе взятые. Духовное развитие личности начинается не с этой формальной веры, а с осознания, что я совсем не тот, кем должен быть. Эту истину утверждает Евангелие и все святые отцы единогласно.

Когда пришёл Иоанн Креститель, великий подвижник и проповедник, и к нему пошёл простой народ – непростой не пошёл, ещё чего не хватало, — с чего он начал проповедь? – «Покайтесь!» Само крещение Иоанново названо «крещением покаяния». И в другом месте Евангелия сказано, что Христос начал Свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие».

Вот то единственное, о чём достаточно было бы говорить человеку в наше время. Параличному не стоит говорить о спринтерских или тяжелоатлетических успехах. Он только кисло улыбнётся на такое. Мы находимся в таком положении, но не видим того паралича, что поразил нас. Если мы присмотримся к себе, то увидим, что ни одного доброго дела не можем сделать, чтобы не возгордиться, не сказать: слава Тебе, Господи, что я не фунт изюма! И В храм хожу, и на богослужениях присутствую – не молюсь, конечно, но это неважно. Или расчёт, или тщеславие, самомнение. И нет такого греха, который я бы не совершил, если бы Господь позволил мне соответствующие условия. Когда сплю – не грешу.

Сопоставить себя с эталоном

Всегда повторяю фразу святителя Феофана Затворника: «Сам – дрянь дрянью, а всю твердит: «Несмь, якоже прочии человецы»». Вот тупик духовного развития. Вся аскетика православная направлена на то, чтобы человек хоть немного увидел себя. Это самое трудное – увидеть свою повреждённость. Я как Ноев ковчег – наполнен гадами и пресмыкающимися.

Как достичь этого видения? – Надо сопоставить себя с эталоном. Этим эталоном являются нормальные свойства человека, которые называются заповедями Евангелия. Кротость, прощение, любовь – это нормальные свойства здорового человека. Только на пути понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия я увижу, кто я есть на самом деле. Без этого я никогда не увижу себя.

Святые отцы утверждают, что тот, кто не понуждает себя к исполнению заповедей, кто тут же не кается, тот при внешнем подвижническом образе жизни, при церковном образе жизни взращивает в себе самомнение. То, что на аскетическом языке отцов называется прелестью. Исполнение всего внешнего без обращения к тому, ради чего пришёл Христос, приводит человека к высокоумию, тщеславию и гордости. Трудно найти предупреждения страшнее.

Самое ужасное, когда человек начинает видеть себя всё более святым, более совершенным (при этом, конечно, повторяя, что он-то грешный). За этим в обязательном порядке следует отступничество от Христа, не внешнее – речь идёт о более глубоких вещах, об этом говорится в Евангелии. Кто распял Христа? Мытарь, разбойник, блудница? – Нет: первосвященники, архиереи, книжники, т.е. богословы, фарисеи, т.е. монашествующие, законники – элита церковная. Выражаясь нашим языком, православнейшие люди. Не надо обманывать себя, что это было тогда – не тогда, а это дано на все времена.

Почему это случилось? Почему это сделали те, кто должны были первыми прославить Христа? Святые отцы единодушно отвечают: гордость, мнение о своей праведности. Какие слова Христос вкладывает в уста фарисея в притче? — «Не так, как этот мытарь». Вот что лишает нас Христа, лишает полностью духовного развития личности. Гордость – это смерть, которая проистекает из-за того, что мы внешнее ставим на первое место, а заповеди – вторичными. Перевернули человека с ног на голову и удивляемся: почему он умер?

 «Нищ, убог и наг» – и это православный идеал?

Нужна ли внешняя церковность? – Конечно. Разве Христос зря установил таинства? Разве Церковь напрасно установила богослужение, праздники, посты? – Всё это есть средства, но не самоцель, не сами по себе добродетелями являются эти внешние установления. А цель заключается в том, чтобы человек увидел, насколько он – повреждённое существо, чтобы он понял, что ему нужен Христос, Который спасёт его от зависти, тщеславия, раздражения и прочих мерзостей, т.е. по слову отцов, привести человека к смирению. В этом цель всех подвигов, а тот, кто не смирится – обессмысливает всё.

Исаак Сирин говорит: «Воздаяние бывает не добродетели, и не труду, её ради, а рождающемуся от них смирению, и если не будет такового, напрасны, бессмысленны все труды, все добродетели и всё, что делает человек. И все таинства тогда напрасны – ибо талант ты зарыл в землю». Таинство – не самодейственное средство, а лишь те лекарства, которые способствуют человеку в его постепенном облагодатствовании.

Спросите представителя любой религии: что значит духовный рост и развитие? Они скажут, что человек приобретает добродетели, возрастает в том-то и том-то, человек постепенно становится всё более совершенным. Христианство с этим согласно, при одном «но»: духовное развитие ведёт к большему пониманию своего бессилия без Бога, безжизненности без Бога, ведёт к смирению. Христианство – единственная религия, которая говорит, что степень духовного развития человека зависит от степени его смирения, т.е. искреннего видения себя, до чего же я нищ, убог и наг.

Для нашего времени и нашего состояния понимания этих основополагающих вещей более чем достаточно, когда мы говорим о духовном развитии личности. Я не могу, и стыдно мне говорить о каких-то духовных состояниях. Без приобретения этих основ бесполезно вообще говорить о христианстве.

О том, насколько это необходимо, нам говорит святоотеческий опыт. Макарий Великий, которого называли «земным богом» за его удивительные великодушие, милосердие к согрешающим, был послан к двух замужним женщинам — поучиться у них. Антоний Великий был послан к сапожнику – поучиться у него. И они нашли там такое, что возблагодарили Бога. Те дарования, которые они получили от Бога – эти дарования не спасают человека. Исаак Сирин пишет, что многие достигли очень высоких степеней духовной жизни и множества дарований – и кончали жизнь свою прелестью и самоубийством, потому что не были основаны на прочном камне смирения.

Сапожник, когда к нему пришёл Антоний, был потрясён. Когда тот спросил: «Скажи мне, что ты делаешь?» — то сапожник, чуть ли не в полуобморочном состоянии, ответил: «Отче, я ничего не делаю: вижу, что все спасутся, один я погибну». И Антоний возблагодарил Бога, потому что у него этого не было – были дарования прозорливости и чудотворений, а вот этого не было. И он тоже был потрясён, и ушёл, глубоко наученный смирению.

Таково начало христианского духовного развития личности, а конец его – бесконечен. В прочих религиях человеку за его праведную жизнь обещаются те блага, которые даст Бог человеку. Эти блага могут быть как материальными, как в исламе, так и духовными.

В христианстве совсем иначе: Макарий Великий говорит: «Не рай обещан человеку — а Небо, и не райское блаженство – а Небесное Царство». Целью является Сам Бог, а не то, что Он даст. Потому и наш идеал – обожение, потому и «Царство Божие внутри нас», а не снаружи. То, что снаружи, даст антихрист – обманные дары. Идеалом человечества является богочеловечество, нормой богочеловечества является Богочеловек – Христос. Вступая в Церковь, в Тело Христово, мы через Христа вступаем в богочеловечество, когда соединяемся с Богом. Поэтому как Бог бесконечен в Своей любви и благости, так и наше развитие бесконечно в приобщении к Богу.

Это предел духовного развития личности. А середина? – Я не знаю. Нам бы начало познать, а конец мы получим.

Вопросы:

– Как священнику сейчас обращаться в проповеди к аудитории, для которой Христос – это нечто абстрактное? Нужно ли говорить из собственного опыта?

– Есть несколько подходов, или даже ступеней, в обращении к людям, которые только подходят к Церкви или наблюдают её со стороны. Одним из первых вопросов должен быть вопрос о смысле человеческой жизни. Чтобы мы ни делали, мы ищем смысла, и, поскольку мы живём, мы должны искать смысл.

Здесь можно было бы отметить, что смысл жизни может быть только в жизни. Без признания Бога, без признания бессмертия души ни о каком смысле жизни речь не идёт. Нет смысла в смерти. Поэтому нужно говорить о Боге, и о религии, как пути к открытию этого смысла жизни.

Второе – нужно говорить о христианстве, о Православии, как о религии, которая отвечает основному принципу смысла жизни. Для людей посторонних, неверующих очень важно указать на те объективные аргументы, которые имеет христианство в обосновании своего божественного происхождения. Ни одна религия мира, кроме христианства, не имеет аргументов, подтверждающих своё божественное происхождение.

Третье – показать, что в христианстве только Православие является истинным воплощением христианства. И в католицизме, и в протестантизме мы находим такие серьёзные повреждения христианства, что они не дают возможности даже и думать о каком-то выборе.

Все эти три пункта можно и нужно излагать на языке людей, которые ещё не соприкасались с Церковью.

И ещё важный момент, о котором необходимо сказать, — это понятие о грехе. Потому что под грехом обычно понимают узко выраженную волю Божью, которую человек нарушает. Важно человеку, далёкому от Церкви, показать, что грех – это не нарушение воли господина, за которое он будет наказан, а нарушение закона нашего человеческого естества, нашей природы. Нарушая законы нравственные, мы страдаем. Грех является ничем иным, как злом, причиняемым человеком самому себе. Отсюда проблема страданий и скорбей. Не Бог заставляет прыгать из окна и ломать руки-ноги, не Бог устраивает войны в семье – такова природа греха.

Это нужно доводить до людей, ибо понятие греха очень часто отталкивает людей от христианства: вот Бог напридумывал заповедей: а заповеди – это препятствия к вольной жизни, — а без Бога сразу становится вольно жить: можно пить кислоту, сидеть на колу, прыгать с десятого этажа…

– Возможно ли, целесообразно ли в школах вводить курс Основ духовной культуры, Основ Православия? И какую роль в воспитании детей может иметь школа?

– Мы должны понять со всей ответственностью, что не предмет спасает нас, а человек, которые будет читать эту дисциплину. Как рассказывал игумен Никон (Воробьёв), что можно так читать Закон Божий, как читал у них батюшка: уроки превращались в уроки кощунств и острот. Или как отец Сергий Булгаков говорил, что он ушёл из семинарии, потому что убедился, что Бога нет. Или, как пишет митрополит Вениамин (Федченков), что первыми в рядах революционеров были семинаристы.

Мы часто уповаем как на магию – «Основы Православной Веры»… Нет такой прекрасной вещи, которую нельзя было бы извратить. Вся суть не в этом. Должна быть свобода, мы должны получить право на это, но реализация права должна проводиться с осмотрительностью и осторожностью. Нельзя это поручать человеку, который вчера крестился, а сегодня горит проповедовать христианство, мало что понимая в нём. Готовить людей надо – вот основная задача. Недаром есть изречение: «гении погибают в своих эпигонах».

Поэтому право иметь нужно, а вот вводить или не вводить – не спешите.

– Как правильно в наше время относиться к чудесам и знамениям?

– Так, как и во все времена. Меньше всего святые отцы пишут о чудесах и знамениях. Зато сознание мирское, языческое только и ищет чудес, предсказаний, пророчеств, знамений – как всегда делали язычники, которые ходили к колдунам, магам, оракулам, лишь бы не искать спасения.

А если всё-таки сталкиваемся с чудесами, то есть золотое правило: до тех пор, пока нет авторитетной поддержки специальной комиссии, священноначалия, Церкви: «не хули и не принимай».

А нам оракулы нужны, а не Господь Бог – вот беда, спасение никого не интересует. Человек не видит, что он весь в проказе, что угодно ищет – дай ему соловьиных язычков, а не спасение от болезни.

Вот правило отцов: «не хули» — потому что может быть от Бога, но и «не принимай» — потому что в последние времена «множество будет знамений и чудес». Всюду мироточения, кровоточения икон, этим живут люди – забыли, что «Царство Божие внутрь вас есть». Скажите тяжелобольному про эти чудеса – он вздохнёт: «Зачем мне всё это – мне бы что-то, чтобы боли не было…»

Ищут развлечений, носятся по всему миру, возят в колясках: вон, в Лавре – кого только не увидишь, кого только не привозят. И ходят, смотрят – бедные люди, чего ищут? Христиане должны искать не чудес, не знамений, а духовного развития личности, нужно хоть что-то сделать, чтобы войти в Царство Божие, которое внутри нас есть.

http://www.pravmir.ru/besyi-ne-tolko-veruyut-no-i-znayut-i-kem-pri-etom-ostayutsya-lektsiya-professora-osipova/#ixzz3buY7P7Tn

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года