Где та школа, что учит мыслить?

Елена Фетисова

Очередной июнь я наблюдаю, как дружно некоторые знакомые – работники вузов – впадают в мизантропию: значит у их студентов начались экзамены и защиты. Если мизантропия в той фазе, когда человек еще способен говорить о работе, можно услышать примерно следующее:

– Пришел ко мне дипломник, мычит: «Помогите написать актуальность» – обосновать, то есть, для чего он сто страниц писал (или «гуглил»). Я ему высказал пару общих соображений для разгону – угукает, вроде все понял. Приходит снова – читаю: он записал общие мысли и рекомендации слово в слово, без единой связки, умудрившись в процессе перепутать штук пять отдаленно созвучных слов. И все! Всё-оо! Уверен, что пора нести диплом брошюровать. Защита – на носу. Он сидит и хлопает глазами – мол, чем же этот препод, хмырь такой, недоволен? И что сказать ему, что?!!

Можно, конечно, заключить что-нибудь уже привычное типа «в школе не учат мыслить, а натаскивают на ЕГЭ». Только это очень наивно – думать, что ребенок в школу приходит с тем, чтоб научиться мыслить. Даже в то счастливое «наше время», которое у каждого свое, в школе учили не столько мыслить, сколько формулировать мысли о новых знаниях, полученных в процессе учебы. В школе развивали логическое мышление. Но не с ноля!

Возраст, в котором у ребенка уже заметны начатки логического мышления – 4 года. К школе мышление должно быть базово сформировано – чтобы учителю было, что развивать. Должны до определенного уровня быть развиты и прочие познавательные процессы – восприятие, внимание, память…

Безусловно, очень многое зависит от учителя и от программы – если мы говорим о стандартных детях из пособия по возрастной психологии. Но совершенно неважно, по какой программе работает учитель, если половина класса не способна воспринимать даже наглядно поданную информацию, и умение следить за устной речью встречается хорошо, если через одного.

Предполагается, что первоклассник способен строить простейшие умозаключения, отличать часть от целого, сравнивать, сопоставлять, а также сохранять внимание определенный промежуток времени. Задавать вопросы, в конце концов. А если нет?! Учитель преподносит материал, адресуясь к некоторым базовым навыкам ребенка – но этих навыков все чаще не обретается в том возрасте, в котором их обещает таблица, изученная педагогом в свое время. А строить «базу» времени нет (программа не ждет), и нет методики, ведь теоретически у школьного учителя не должно возникнуть такой «примитивной» задачи.

Увы, ребенок учится мыслить еще до школы, а ежели не научился, то потом хочешь – на ЕГЭ пеняй, хочешь – на цвет стен в классе, но это мало, что изменит. Проходные баллы будут снижаться, и вполне приличные вузы будут вынуждены принимать в свои стены абитуриентов, не готовых к построению простейших силлогизмов, а выпускать бакалавров, не способных не только решить элементарные учебные задачи, но и просто понять: а чё не так? И не будет, ну, не будет виновата в этом только «слабая школа» или «плохой вуз».

Кто еще виноват? Да мы, родители. Ну, телевизор, компьютер и телефон, конечно, тоже «виноваты»: они «нарушают коммуникативную функцию», грубо нарушают восприятие, влияют на память, невротизируют… Но дает-то их ребенку кто? Родители.

Ребенок двух с половиной лет, который практически совсем не говорит – это больше не белая ворона в современной песочнице. «Сейчас сдвинулись возрастные нормы» – авторитетно утешают друг друга молодые мамы.

Лет до полутора дитя ходит с «кляпом» во рту. Плюнул соску и что-то замычал? Скорее заталкивают обратно – вдруг разорется! Он, может, за знаниями тянется об окружающем мире, за разъяснением, что там и что вон там, но с кляпом – оно проще и надежнее.

Мне можно возразить, что как раз сейчас соска «выходит из моды», а входит в моду естественное родительство: рожают и нянчат дитя «природосообразно», носят в слинге, кормят по требованию и рот не затыкают. Что ж, наверное именно это подросшее «естественное» поколение немного утешит тех преподавателей, которые доживут до светлого дня «естественного студенчества».

 

Хотя – и тут бывает по-разному. Иногда в парке можно встретить слингомаму, до зубов укомплектованную слингобусами, и наблюдать, как мастерски она подсовывает ребенку все эти «цацки», чтобы подольше не мешал «сидеть» через телефон на форуме о естественном родительстве…

Когда соска больше не помогает – чадо плюет ее все чаще и мычит все активнее – маме на помощь приходит телефон или планшет. Дивные современные гаджеты позволяют быстренько «выключить» ребенка, сунув ему в руки экранчик с каким-нибудь роликом или примитивной игрушкой. Звуки раздаются, огоньки мигают, картинка движется – красота! Можно все женские вопросы обсудить с подругой, пока он там по кнопкам как завороженный тыкает.

Особенно абсурдные сценки можно наблюдать в дошкольных детских центрах. Приводят мамы ребенка на развивающее занятие, он там 20 минут интенсивно «развивается», потом выходит: «Мам…» – «Подожди, я с тетей Катей разговариваю. На, посмотри пока картинки».

А года эдак через три-четыре та же мама напишет в соцсети гневное воззвание в стиле: «Девчонки, никогда и ни за что не ходите в развивайку такую-то! Она вообще ничего не дает! Только время потратите и деньги!!!». Что говорить, я и сама временами с «тетей Катей» забалтываюсь… Правда, пока «держусь» – телефон не подсовываю, в крайних случаях включаю советские мультфильмы. Надеюсь, что не слишком злоупотребляю…

Мультфильмы – это вообще отдельная боль. Часто бывая в обществе бабушек и мам, я слышу одни и те же жалобы: «Что сейчас детям показывают – просто кошмар! Даже не поймешь, про кого он там сидит смотрит: синее что-то, хвостатое, не пойми что говорит… Но ведь не оторвешь от телевизора!».

Бывает, самым несмиренным образом хочется спросить: неужели же это кто-то злой и страшный ворвался в квартиру с пистолетом, связал бабушку и маму и коварно посадил ребенка перед «ящиком»? Ящик, впрочем, уже давно не ящик, а изящная панель в пол-стены, и бабушка с мамой, бедные женщины, отчего-то не могут с ней сладить – выключить, когда там нет ничего подходящего для ребенка.

Как-то в песочнице мы встретили мальчика чуть младше двух лет. На протяжении получаса он самозабвенно и хаотично размахивал палкой, издавая забавное утробное урчание. Забава, впрочем, довольно грустная. Его мама проронила, улыбаясь: «Вот, насмотрится мультиков, и ходит потом, воюет!».

Случается, что уж у чада энурез разовьется и боязнь темноты, а его все будут оставлять часами перед экраном, не забывая при этом таскать по врачам. Если состояние дитя усугубится, кто будет виноват? Конечно, кто-то те, кто «показывают», и сам ребенок, которого «не оторвешь». Но ведь если собраться с духом и «оторвать» – это значит, что придется книжку дитю читать! И рисовать («фу, обои испачкает»). И отвечать на сто вопросов в сорок пять секунд, усердно развивая то самое логическое мышление, внимание и восприятие устной речи. И самой не подходить к экрану, чтоб не провоцировать…

А еще придется слушать все эти звуки свободной детской активности, которые нам так непривычны. Когда ты уже почитала детям книжку, покормила и собралась сделать какие-то дела, в которых отпрыски не могут участвовать, нужно готовиться к тому, что в квартире все будет, как в стишке: «Мы рычали и мычали, по-собачьи лаяли…». Но очень многие современные родители и бабушки довольно тяжело переносят такие проявления детства в чистом виде. Только то поколение, что значительно старше нас, еще может смотреть с каким-то особым восхищенным умилением на шумную детскую возню.

Видно, современной маме как-то трудно «поделиться детством». Она еще сама «вся такая» в стиле наив. Арт-наив покорил моду, книжную иллюстрацию и рекламные баннеры, потому что это нам очень близко. Ведь так романтично – быть немного ребенком, правда, немного не в том, в чем «быть как дети» призывал Спаситель. Так романтично… А тут под боком расшалившиеся собственные «ребенки» демонстрируют детство во всей красе, не лакированное стилистами. Нет-нет, уберите, выключите звук!

Чего-то такого хочется более чинного, благообразного и «взрослого». В крайнем случае – тишины у голубого во всех смыслах экрана. «Де-ти, идемте, я вам мультик включу…» – и жизнь наладилась, а что там потом будет в школе … Так то будет еще не скоро. И виноватых в лице учителей под рукой будет пруд пруди.

Источник: http://www.pravmir.ru/gde-ta-shkola-chto-uchit-myislit/#ixzz36xKXKcXb

 
 
 
Сегодня 23 ноября (10 ноября) суббота
Великомученик Георгий Победоносец

Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста (Житие, икона), Олимпа (Житие, икона), Родиона (Житие, икона), Сосипатра (Житие), Куарта (Житие, икона) (Кварта) и Тертия (Житие). Колесование вмч. Георгия (Житие, икона) (Груз.). Мч. Ореста (Житие, икона) врача. Сщмч. Милия (Житие, икона), еп. Персидского, и двух учеников его. Мч. Константина (Житие), кн. Грузинского. Прп. Феостирикта (икона), иже в Символех. Прмч. Нифонта (Житие) и мч. Александра (Житие). Сщмчч. Прокопия (Житие), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна (Житие) и Петра пресвитеров. Сщмчч. Августина (Житие), архиеп. Калужского, и с ним Иоанна (Житие) пресвитера, прмч. Иоанникия (Житие) и Серафима, мчч. Алексия (Житие), Аполлона (Житие), Михаила (Житие). Мч. Николая (Житие) и мц. Анны (Житие) и св. Бориса (Житие) исп., диакона. Мцц. Ольги (Житие) и Феоктисты (Житие).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мины (304).Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304).Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (1434).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года