О «вредных привычках» прихожан

Епископ Обуховский Иона (Черепанов)

Знаете ли вы, что чудо насыщения пяти тысяч человек продолжается в истории до наших дней? Как тогда «ели все и насытились» пятью хлебами и двумя рыбами, так и сейчас Господь насыщает миллионы и миллионы людей Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью во время Божественной литургии.

Почему произошло чудесное умножение хлеба и рыбы?

Наверное, потому, что те, кто пришел послушать Христа, были настолько впечатлены и восхищены Его проповедью, что им уже ничего другого было не нужно, они забыли обо всех своих земных потребностях. Причем в то время не все знали, что это Мессия, Богочеловек, люди просто были вдохновлены словами, которые слышали из Его уст.

Каждый раз в храме и мы собираемся к ногам Христовым, чтобы услышать Его слово, услышать слова пророков, псалмопевцев, восхваляющих Господа, те слова, которыми молилась и продолжает молиться Церковь нашему Спасителю.

Но всегда ли мы находимся в храме, где без благоговения и шагу ступить нельзя, с тем настроением, которое должно вдохновлять нас на молитву?

Как-то я прочитал повествование одного почтенного архипастыря.

Будучи совсем ещё молодым человеком в 1930-е годы, он был арестован. Его поместили в камеру, в которой находились такие же, как он, арестованные за веру православные священнослужители и миряне, а также духовенство других конфессий – и все ожидали своей участи.

Этот молодой человек, будущий епископ, когда ему указали его место на нарах, улегся, достал утаенное во время ареста Евангелие небольшого формата и стал читать. И тут к нему подошел католический ксендз и сказал: «Молодой человек, эту книгу нужно читать только стоя». А другой, православный священник, который тут же рядом лежал на нарах и умирал после избиения на допросе, еле слышно произнес: «Или на коленях…»

Спустя много десятилетий этот епископ рассказывал: «Тогда я получил первый урок благоговения, без которого в Церкви нельзя ступить и шагу».

А мы храним ли благоговение и осознание величия святыни, в которой находимся?

Я часто бываю свидетелем, как, например, во время чтения часов перед Литургией прихожане занимаются чем угодно, только не внимают слову Божию, тому, что читается. Почему-то многие считают для себя необходимым пообщаться со знакомыми, обсудить какие-то вопросы, спросить, «как живете, как животик» – то есть, поболтать на темы, совершенно далекие от той цели, которая привела нас в храм.

Мы знаем заповедь: шесть дней делай свои дела, а седьмой день посвящай Господу Богу твоему. И удивляет, что люди, которые после трудовой недели встали рано, ехали зачастую из другого конца города на общественном транспорте, а то и вообще из других городов, тратят драгоценные минуты пребывания в храме Божьем на болтовню.

Получается, мы выделили для Бога, вырвали из своего плотного графика два часа, и даже из этих двух часов не можем 10 минут, когда читаются часы, пребыть в благоговении, в молитве. Неужели не было целой недели, телефонов и других средств коммуникации, чтобы обсудить какие-то вопросы или новости? Думаю, ничем иным, как небрежением к храму и отсутствием благоговения, нельзя объяснить подобное поведение православных христиан.

Также я не раз бывал свидетелем того, как пришедшие в церковь ведут себя, совершенно не задумываясь о тех, кто с ними рядом. Это начинается буквально у входа: люди толпятся, не пропуская друг друга, стремясь войти первыми. То есть ведут себя по законам того мира, который «во зле лежит».

Но Господь сказал: «Всё, что вы сотворили ближнему, то Мне сотворили». Наш ближний – это образ Христов. И, любя ближнего, относясь к нему с пониманием, терпением и расположением, мы всё это совершаем по отношению к Самому Христу, нашему Создателю.

Задумываемся ли мы о том, не помешает ли ближнему наше хождение по храму во время службы? Не мешают ли ближнему наши неуставные поклоны, подпевание за богослужением…

Об этом хотелось бы сказать особо. К сожалению, некоторые христиане считают для себя возможным во время богослужения, во время Литургии – общего дела, не вместе со всей церковью молиться, а подпевать хору. Представьте себя на месте стоящих рядом людей, которые сосредоточенно внимают тому, что поется, и вдруг рядом слышат какое-то мурлыканье. Если у вас «душа» поёт, изучайте церковное хоровое искусство и пойте на клиросе или в том храме, где принято общее пение. Таким образом, вы и ближнему не будете мешать молиться, и сможете принести Богу «плод устен».

Или, бывает, во время чтения часов или других молитв люди узнают, что называется, знакомые слова и начинают повторять их за чтецом. В таком случае также нарушается чин богослужения, а всё это мешает нашим ближним молиться в храме.

Что уже говорить о не выключенных мобильных телефонах, об опозданиях на богослужения.

Ну а некоторые привычки являются откровенно кощунственными. Например, стоять к Причастию или ко кресту к «своему любимому батюшке». Вы причащаетесь не из рук батюшки, а из рук Христовых. Выбирать, у кого причащаться, это кощунство и глумление над величайшим таинством.

Видя подобное, хочется сказать: пожалуйста, давайте помнить о ближних, о тех, кто рядом с нами, о том образе Христовом, который носит каждый человек.

Также будем помнить о том, что мы находимся в доме Божьем, и каждую секундочку, которая нам дана для этого, будем использовать для молитвы, для беседы с Богом. И пребывать в доме Господа нашего давайте будем с тем благоговением, без которого, действительно, в Церкви нельзя ступить и шагу.

http://www.pravmir.ru/o-vrednyih-privyichkah-prihozhan/

 
 
 
Сегодня 22 ноября (9 ноября) пятница






8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Завтра 23 ноября (10 ноября) суббота
Сщмчч. Августина(Беляева), архиеп.Калужского и иже с ним(1937). Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Куарта (Кварта), Сосипатра, Родиона и Тертия (I). Мч. Ореста врача (304).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис