Молитва и инфляция. Как христиане справляются с трудностями.

Гурболиков Владимир, первый зам. главного редактора журнала «Фома» и председатель фонда «Фома Центр»

Не время для разговоров о высоком. Делом надо заниматься, делом! Как часто в трудные моменты жизни ты слышишь эти слова. Да и сам начинаешь их твердить себе как молитву или… вместо молитвы. Есть материальная проблема — ищи ей рациональное решение. Растут цены — найди работу получше, проблемы в семье — спрячься от них в той же самой работе, болеешь — достань хоть из-под земли нужного врача и нужную таблетку, которая вылечит любую болячку. Не получается? Ну, значит, слабак и неудачник.

Есть, конечно, и другая крайность, когда человек начинает искать исключительно мистический путь решения задачи. Иногда до такой степени, что впору усомниться в его психическом здоровье. Сколько людей в результате отчаянной надежды на чудо попадали в сети сектантов, отдали невероятные деньги за то, чтобы по одному слову какого-то проходимца все камни из мочевого пузыря вышли, а опухоль рассосалась? В результате — разрушенное здоровье, семья, жизнь, а ты снова — слабак и неудачник.

Так что же делать, когда рационального способа выйти из кризисной ситуации ты не видишь, а надежды на чудо очень мало? Молиться — отвечают христиане. Но разве это не повторение логики тех же сектантов, когда ты ждешь мистической помощи? Разве это не попытка избавить себя от ответственности за происходящее, сложить руки, отказаться от продолжения «реальной борьбы»? Можно было бы долго рассуждать, чем молитва отличается от «заказа Богу» на чудо и почему ее не могут заменить иногда никакие «логичные и активные» действия. Но я лучше вспомню историю, которая случилась лично со мной.

В самом начале 2000-х годов у меня обнаружили агрессивную форму рака. Я прошел курс химиотерапии и, как и любой человек, надеялся, что после этого станет лучше. Но не помогло: анализы оказались очень плохими. Лечащий врач сказал, что в моем случае необходима большая операция, которая точно приведет к инвалидности. Он дал мне немного времени на подготовку и сказал, чтобы я, повторно сдав анализы, приходил определить срок, когда ложиться в больницу и оперироваться.

До этого момента я чувствовал себя достаточно собранным и готовым ко всему, включая сценарии, которые принято считать роковыми. Но теперь я заглянул в себя и понял, что внутренне мне очень тяжело. Естественно, я приму все, что будет, и если необходима операция, я пойду — но моральных сил у меня очень мало.

И тут я вспомнил о неоднократных призывах знакомого священника пойти в храм на соборование. Соборование — это церковное таинство, основанное на словах из Евангелия: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14–15).

И я пошел. Помню, как поразило меня это таинство: во время него читались семь потрясающих отрывков из Нового Завета, которые сами по себе врезаются в сердце и заставляют концентрироваться на мыслях о самом важном, что есть в жизни.

Я соборовался, через день сдал анализы и принес результаты лечащему врачу. Единственное, что спросил врач, — какие лекарства я принимал. Я сказал, что только ходил в церковь на соборование, больше ничего. Тогда он серьезно посмотрел на меня и сказал: «Наверное, это действительно то, что требуется делать». Оказывается, он держал в руках анализы абсолютно здорового человека. Мы не говорили каких-то высоких слов о чуде, но было ясно, что произошло нечто совершенно необыкновенное, на что рассчитывать было нельзя. Как и на то, что болезнь на столько лет оставит меня в покое.

Понятно, что читатель-скептик может сказать: это могло произойти вследствие каких-то вполне объективных медицинских факторов, благодаря химиотерапии и так далее. В этом и аксиома Православия: чудо дается лично тебе или, может быть, кому-то еще, но не всем — и всегда оставляет другому человеку возможность усомниться. Но для моей жизни это было несомненным чудом.

Хочу подчеркнуть: когда я ходил на соборование, я не просил для себя непременного избавления от операции или исцеления. Я шел к Нему с другим: чтобы Он помог мне укрепиться и пережить грядущие события. А Он дал мне с избытком. Поэтому людям, которые пытаются молиться, важно понимать, что молитва не автомат по исполнению желаний, а разговор человека с Богом. В котором человек должен Богу доверять и ни в коем случае не рассчитывать, что Господь даст ему именно то и так, как хочет молящийся. Неслучайно многие молитвы, вопреки тому, что в них сказано, оканчиваются словами, которые произносил и Сам Христос: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42). В противном случае человек может возроптать на Бога за то, что вместо одного Он дал ему другое, может не понять, зачем это ему, да и просто оказаться капризным ребенком, который воспринимает Бога не как своего родителя, а как работника из сферы услуг.

http://foma.ru/molitva-i-inflyatsiya.html

 
 
 
Сегодня 22 ноября (9 ноября) пятница
Божия Матерь Скоропослушница

Седмица 22-я по Пятидесятнице. День постный.

Мчч. Онисифора (Житие, икона) и Порфирия (Житие, икона). Прп. Матроны (Житие). Прп. Феоктисты (Житие). Мч. Александра (Житие) Солунского. Мч. Антония (Житие). Прп. Иоанна (Житие, икона) Колова. Прпп. Евстолии (Житие) и Сосипатры (Житие). Прп. Онисифора (Житие) Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (Икона, икона).

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Божией Матери.
Завтра 23 ноября (10 ноября) суббота
Сщмчч. Августина(Беляева), архиеп.Калужского и иже с ним(1937). Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Куарта (Кварта), Сосипатра, Родиона и Тертия (I). Мч. Ореста врача (304).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Панихида.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года