Дом священника

Подготовка текста к публикации: Александра Никифорова. Использован фрагмент записи воспоминаний Анны Николаевны Гаранкиной, Татьяны Романовой.

Дом священника… Кто-то приходит сюда излить за чашкой чая свою душу, кто-то – задать терзающий вопрос, но чаще люди несут свою боль. «Поэтому мой дедушка, протоиерей Михаил Семенюк1, – вспоминает Анна Николаевна Гаранкина, – считал, что двери дома священника должны быть открыты денно и нощно».

Дом отца Михаила в Ялте принимал под своей крышей людей, которых в повседневной жизни трудно было представить вместе: вернувшихся из ссылок аристократов и советских партийных чиновников, известных писателей и простых рабочих. Перелистывая страницы семейного альбома, Анна Николаевна, сотрудница Ялтинского историко-литературного музея, рассказывает о тех, кто составлял повседневную жизнь и наполнял сердца ее дедушки и его близких.

В 1951 году, мне было тогда 5 лет, мы – дедушка, бабушка, мама и я – приехали в Крым по приглашению владыки Луки (Войно-Ясенецкого). Мы жили в маленькой комнатушке возле Александро-Невского собора в Ялте, настоятелем которого дедушка служил. Эту комнатушку приходившие к нам прозвали «хатынкой». Внутри нее стояли письменный стол (дедушка за ним рисовал и много писал), столик – за ним я делала уроки, маленький шкафчик, стул и одна кровать. Дедушка спал на кровати, а мы с мамой и бабушкой – на полу. Плюс вечно у нас ночевали приехавшие в храм издалека люди, которым негде было остановиться. Как в эту комнату вмещалось иногда до 20 человек, я сейчас не представляю! И даже когда их нечем было накормить, стол накрывали белой накрахмаленной простынею и каждого пришедшего в дом моментально угощали чаем с сахаром. У нас не было ключа от квартиры: дедушка считал, что дверь дома священника должна быть открыта всегда – беда приходит не по расписанию, всегда у кого-то что-то может случиться, и его необходимо принять. Для дедушки это было непреложным законом: каждому оказавшемуся в беде в любое время суток и при любом его физическом состоянии идти и помочь.

Мусенька

Это было время, когда возвращались из лагерей «политические», как писала Марина Цветаева: нищая оборванная интеллигенция, повсюду лишняя, повсюду ненужная. Старались устроиться подальше от «кремлевского ока», возвращались в места беззаботного детства и юности. Многие ехали в Крым, к своим разоренным имениям, и храм становился для них и домом, и семьей.

Вот Марья Сергеевна Огонь-Догановская, Мусенька, как называли ее близкие ей люди. Человек очень тонкий, очень деликатный, очень настрадавшийся. Человек с совершенно сломленной судьбой. Человек, лишенный всего: здоровья, возможности иметь семью, детей, возможности быть с дорогим ей человеком. Так случилось, что она познакомилась с нашей семьей, с дедушкой – отцом Михаилом, и очень привязалась к нам.

Она происходила из древней аристократической семьи. Ее отец Сергей Огонь-Догановский служил в свите императора Николая II, и свое детство она провела в Ливадии, играя вместе с Татьяной, Анастасией, Ольгой Романовыми. Семья Огонь-Догановских была близка царской семье. Там, в Ливадии, юная Мусенька (на фотографии ее лицо такое красивое и нежное, а я помню уже измученную горем и болезнями старую женщину) и великолепный русский офицер, его звали Василий, полюбили друг друга. Это была романтичная, страстная любовь. Казалось, что она будет всегда, как всегда будут счастье, Ливадия с цветущим миндалем, Петербург с блестящим снегом и катаньем на катке. Но всё рухнуло в одночасье. Грянул гром революции.

Отца расстреляли, а Мусеньку молоденькой девушкой отправили в лагеря. Из них она вышла искалеченной старухой спустя почти что 30 лет. Она приехала в Ялту, где жила ее дальняя родственница. Ей дали маленькую комнатушку рядом с церковью Феодора Тирона, в бывшем имении Чехова. И всю свою нерастраченную любовь и нежность она отдала животным: у нее в огромном количестве жили бездомные собаки и кошки. Все деньги – скромную пенсию и приработок (она знала языки, знала латынь и подрабатывала машинисткой, печатала диссертации врачам, несмотря на свои больные после лагеря руки) – она тратила на пропитание животных.

Уже была больна моя бабушка, Мусенька приходила к нам и часами сидела у бабушкиной постели. Они о многом говорили. Мусенька переписывала для бабушки молитвы, псалмы. Она была деликатным человеком, очень стеснялась своей болезни, своей внешности, своей нищеты, а мы как-то старались сгладить ее неловкость, угощали ее, но так тактично, чтобы она не чувствовала себя нам обязанной. Она была чиста во всём: в ясном взгляде, в словах, в простоте и приветливости обращения. Носила она тугие косички, спрятанные под неизменную плетенную из белых ниток шапочку, часто ее меняла и плела новую. О себе она не любила много рассказывать – время было такое, но если это случалось, то обязательно вспоминала Васеньку, любовь к которому пронесла через весь ужас своей жизни. Она всегда его искала, писала до востребования, а адрес указывала наш.

И вот случилось невероятное. Такое бывает только в сказках или кинофильмах: на имя Мусеньки от него пришла телеграмма, в которой говорилось, что он такого-то числа приезжает в Ялту. Помню, как все заволновались. Мусенька наотрез отказалась с ним встречаться – она очень хотела видеть его, но стеснялась себя и желала, чтобы он помнил ее прекрасной юной девушкой, какой она была в пору их общей молодости и общей любви.

И все-таки удалось ее уговорить. Настал день приезда «Васеньки». Встреча должна была состояться у нас дома, был приготовлен большой обед: мамины фирменные пироги, что-то еще удалось раздобыть для гостя из Москвы. Эскорт, сопровождавший черную правительственную «Чайку», проехал через весь город и остановился возле нашего двора. Дети были в восторге. Когда же из машины вышел статный мужчина в военной форме, увешанной орденами и медалями, они засвистели и захлопали в ладоши от радости. Мы сидели в нашей маленькой комнатке. Помню, как от ветра играли занавески на окне. Мусенька порывалась убежать: как могла она, искалеченная, нищая, беззубая, оказаться рядом с ним!..

Встреча была очень трагичной, оба плакали, рассказывали, как искали друг друга. Его судьба, в отличие от мусенькиной, сложилась блестяще. Он принял сторону Красной армии, стал красным офицером, командиром, окончил Военную академию и служил командующим. Он так и не был женат, всегда думал о своей Мусеньке.

И нужно отдать должное этому человеку: он принял Мусеньку такой, какой она стала (что было главное в этих людях – ни при каких обстоятельствах они не теряли чести!) и предложил ей расписаться. Мусенька не согласилась. Она считала, что своим видом, своим прошлым бросит на него тень. Они уехали в Ливадию, в парк, и там долгое время провели вместе. Когда он уехал, Мусенька осталась ночевать у нас и проплакала до утра, моя мама и бабушка были с ней рядом.

С той поры от Васеньки стали регулярно на наше имя приходить переводы, потому что сама Мусенька от помощи отказалась. Мама буквально заставляла брать ее эти деньги – «чтобы кормить кошек», и тогда Мусенька соглашалась и кормила на них кошек и еще нескольких своих близких подруг, которые бедствовали.

Вскоре в Старом Крыму тяжело заболела ее дальняя знакомая, нужен был уход, и Мусенька сразу отозвалась на ее просьбу и поехала ухаживать, как мы ее ни отговаривали, – настолько она была порядочным человеком, что моментально отозвалась на зов беды, хотя сама нуждалась в помощи. И встала проблема: как перевезти кошек и собак? Она не мыслила их оставить (а их было больше 20!). Тогда мой отчим Иван Васильевич (он понимал, что ничего тут не поделаешь) сколотил ящик, посадил в него кошек, погрузил их в грузовик, в кабину посадил Мусеньку, и так их перевезли в Старый Крым.

Как ни странно, в Старом Крыму морально ей стало легче. Она очень любила свою приятельницу, у нее были хорошие соседи. Но в один из вечеров у нас дома раздался звонок из больницы, звонил врач, он сообщил, что Мария Сергеевна очень больна (ее подруга к тому времени уже скончалась). Мама собралась и поехала. И правильно сделала: Мусенька умерла у нее на руках, чувствуя, что рядом с ней дорогой ей человек. Перед смертью она снова говорила о Васеньке, о любви к нему и просила, чтобы мы сообщили ему о ее кончине. Как только мама ему сообщила, он приехал сперва к нам, а от нас на могилу к Мусеньке. Он всё устроил там.

Вот такая трогательная, щемящая душу история любви. Как у Куприна в «Гранатовом браслете». Наверное, ее имя было свято для него и его для нее. Поэтому их любовь прошла через все ужасы той эпохи невредимой.

«Советские» люди

Дедушка был дружен с Константином Георгиевичем Паустовским.

И всегда, когда Константин Георгиевич приезжал в Ялту, он, остановившись в Литфонде, шел к нам. Он очень много помогал священникам, вдовам интеллигентов: Нине Николаевне Грин, вдове Волошина Марии Степановне Заболоцкой.

Константин Георгиевич был человеком щедрой души и глубокой веры. У дедушки в тетрадке рукой Паустовского было записано, кого нужно поминать, – дорогие, родные ему имена. Он тайно приобретал нужное для храма, а нас, детей, одаривал конфетами, и мы всегда очень ждали его приезда. Конфеты для нас тогда были большой редкостью и радостью. Обычно с детворой мы могли только любоваться красивыми коробками в витринах знаменитого 1-го гастронома на набережной Ялты. Среди них была наша любимая, раскрытая, как книга, а в ней лежали завернутые в невероятной красоты блестящие бумажки конфеты. Однажды Константин Георгиевич пришел без конфет и дал мне денег, чтобы я сама «купила сладенького». Сумма казалась фантастической! Мы, дети, гурьбой побежали в 1-й гастроном и купили на всех ту драгоценную коробку самых дорогих конфет.

Приходила в наш дом и сестра Чехова – Мария Павловна. Не секрет, что в советские годы во время экскурсий в Доме Чехова в Ялте всем говорили, что Чехов был неверующим, – так их заставляли; а иконы, которые висели в доме Чехова, были спрятаны. Иконы в своей комнате Мария Павловна тоже зашторивала занавесочкой, потому что не дай Бог увидят!

При этом она всегда приходила к исповеди и принимала святое Причастие, приглашала дедушку и в свой дом. Она относилась к дедушке с трогательным почтением и в своих записочках к нему называла его «глубокоуважаемый».

Понимаете, веру нельзя было выкорчевать никогда, никем и ничем, никакими ссылками, никакими гонениями, никакими травлями. Все-таки человеческое сердце и человеческая душа всегда, а особенно славянская душа, открыта для добра, сострадания и сочувствия.

Я никогда не забуду, как к нам домой пришла директор моей школы Мария Петровна Тараненко, партийный человек, имевшая очень высокую по тем временам награду – орден Ленина. Она всегда уважала моего дедушку. А тут в местной газете появилась омерзительная по своей грязи и гадости статья под названием «Красный фонарь». В статье было написано, что мы: я – третьеклассница, моя мама – молодая красивая женщина, бабушка, окончившая Смольный, – глубочайшей интеллигентности и порядочности человек, – сожительствуем с монахами. И когда эта газета вышла, я была в жутком состоянии, я не могла пойти в школу, не могла выйти на улицу! Я не понимала, что это такое я только что прочла: как я голая танцую на столе… Но для меня было этого уже достаточно. В тот вечер Мария Петровна пришла к нам, плакала и уговаривала: «Анечка, мы так любим тебя, дедушку, маму… Эта грязь – дело рук человеческих, ты в жизни с этим еще столкнешься. Вся школа тебя просит прийти завтра на уроки».

Она просила прощения у дедушки за подлость других людей! Член партии, орденоносец, директор школы, она рисковала так многим! Ведь любой мог сказать: «Она была у попа», – и для нее всё бы закончилось! Я пошла наутро в школу.

Вот сколько лет прошло, а я это помню: человек, атеист по своему названию, внутренне был человеком веры, потому что вера – это образ жизни, прежде всего. И я считаю, что такие люди заслужили милость у Господа, потому что они оказывали милость сами.

Простые прихожане

В основном у нас бывали простые прихожане. Как-то не делалось тогда различия между простыми людьми и элитой прихода, немного другой был подход к прихожанам.

Я помню, Елизавета Петровна Алчевская, известная в дворянских кругах верующая и состоятельная женщина, очень нам помогавшая, принесла для меня белугу (я болела туберкулезом, и она старалась меня подкормить). Она зашла к бабушке и говорит: «Анна Харитоновна, я купила белуги и оставила в соборе у отца Михаила: вас не было дома. Сварите бульон для Анечки». Бабушка обрадовалась: белуга была очень дорогой рыбой. Приходит дедушка. Бабушка: «Миша, где белуга?» Дедушка: «Как где? Мы сварили суп и раздали всем бедным у собора!» Бабушка: «А как же Аня?» Лицо дедушки стало холодным-холодным, и голос изменился до неузнаваемости: «Если Аня будет кушать белугу, когда кругом нищие, она никогда не поправится». И всё, понимаете? Больше к этой теме мы не возвращались. Дедушка считал, что он и его семья не могут жить лучше окружавших его простых, бедных прихожан.

Эти бедные прихожане всегда могли прийти к нему за помощью – духовной, моральной, материальной. Дедушку ночью могли вызвать на исповедь, и он шел. У него был такой задрипанный, если так можно выразиться, портфельчик, еще со времен служения в Варшавской миссии. И вот, уходя к кому-то, скажем, служить погребение, он старался насовать в этот портфель съестного. Бабушка восклицала: «Миша, побойся Бога, ну ничего же дома нету»! А он отвечал: «Я приду к людям, а им даже помянуть нечем усопшего. Я немножко им принесу». Отдать последнее ближним – это было обязательно в доме священника. Так жили мои родные: не имея, они отдавали. Отдавали потому, что иначе им самим становилось тяжело. А когда их благодарили, они не понимали, за что их благодарят. И, может, поэтому так многие сейчас помнят дедушку, помнят тех священников: у них была милость сердца не по необходимости, а просто от благородства души.

За фанерной стенкой нашей «хатынки» жила семья Малогорских. Валера учился со мной в одном классе. Его отец погиб на фронте, мама бедствовала, воспитывала сына одна. Она работала в столовой, уходила из дома в пять утра, возвращалась поздно. И моя бабушка сразу взяла над ним шефство. Валерка был толстый, неуклюжий и плохо учился. Он приходил к нам кушать, делал со мной уроки. Дедушка заставлял его читать, давал ему книжки. Рая, его мама, потом всю жизнь приходила в церковь и писала записочки об упокоении Анны, моей бабушки, и протоиерея Михаила. Она говорила: «Благодаря им Валерочка не пошел по плохой дороге».

А Валерка… он настолько был ленивый, что ему вскоре надоело ходить ко мне (для этого нужно было выйти из одной двери, пройти три шага и зайти в другую). Он взял и лобзиком вырезал большую дырку в стене. И через эту дырку кричал: «Отец Михаил, решите мне задачку». А дедушка: «Ну, Валерка, ты даешь, иди сюда!» – «Нет, я устал». – «Ну ладно, Валерочка». Напишет на бумажке: «Аня, объясни ему». А я начинаю: «Как тебе, Валерка, не стыдно? Я тебе бумажку не дам, пока ты не придешь». Начнем ругаться, дедушка слушает-слушает: «Давай, Валерочка, я тебе сам всё объясню». Подходит, меня от дырки отодвигает и начинает ему в дырку объяснять, как решать задачу.

Валерка уже умер, и мама его умерла. Но самое интересное: он прожил свою жизнь в Ялте, иногда выпивал. И когда выпьет, то брал такси и ехал к дедушке на могилку, там горько плакал, а потом приходил ко мне. Он своего отца не знал и моего дедушку считал за отца. Так искренне, спустя многие годы!

И большей награды священнику, по-моему, быть не может, что и сегодня правнуки его прихожан поминают в своих записках за упокой протоиерея Михаила и через много-много лет жива память о нем! А мои детские приятельницы, игравшие со мной во дворе храма (дедушка любил, когда около храма собиралось много детишек, и всегда позволял нам немного пошалить и побегать) вспоминают теперь, что их детство прошло под сенью храма. И я нисколько не сомневаюсь, что именно благодаря моему дедушке Богу отведено особое место в их сердцах.

Подготовка текста к публикации: Александра Никифорова. Использован фрагмент записи воспоминаний Анны Николаевны Гаранкиной, Татьяны Романовой.

[1] Протоиерей Михаил Семенюк (1892–1967) – выпускник Тульской семинарии, прослушал курс богословия в Варшавском, Петербургском и Парижском университетах; рукоположен во иерея в 1922 г. В 1930-е гг. находился в ссылках. С 1951 по 1958 гг. настоятель храма св. Александра Невского в Ялте. С 1958 г. настоятель Введенской церкви в Керчи, уничтоженной по распоряжению Н.С. Хрущева в 1961 г. Скончался в Ялте в 1967 г., похоронен на старом городском кладбище.

http://www.pravoslavie.ru/put/87856.htm

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года