Четыре русских старца XX века

Дарья Рощеня

Духовник и старец – есть ли разница? В России история старчества длинная и сложная. В ней мы знаем отшельников и пустынножителей, основателей и настоятелей обителей, были и настоящие мученики. Двадцатый век дал целую плеяду тех, кого мы называем старцами. «Правмир» вспоминает жизненный путь четырех из них.

Кто такой духовник?

Духовник – священник, который обладает духовным опытом христианской жизни и может этот опыт передать. Это не тот, кто знает, как надо поступать всегда и во всём, но тот, кто своими советами и наставлениями может помочь духовному чаду. Причем не в решении бытовых вопросов, с какими часто приходят люди к священникам, а в приобретении духовных привычек, которые со временем становятся человеческим естеством. Задача духовника – помочь человеку двигаться по пути познания воли Божией о себе.

Святитель Феофан Затворник напоминает о необходимости иметь руководителя, ведь «дело спасения есть искусство искусств и наука наук: как же можно обойтись тут без учителя?» Святой поясняет: «Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его, так новорожденному в духе нужны на первый раз руководитель и руководство».

Духовник и старец – есть ли разница?

Духовным отцом, или духовником в России часто называют священника, у которого верующий регулярно исповедуется.

В раннем христианстве духовниками называли не любых священников, а опытных в подвиге благочестия людей, иногда даже не имеющих священного сана. Как правило, они были отшельниками, проводившими годы в непрестанной молитве. Одним из самых известных таких отшельников был основатель монашества святой Антоний Великий.

В русской традиции такого рода духовников называют старцами, или духоносными старцами. Буквально это значит, что этих людей коснулась благодать Святого Духа и они откликнулись на нее. Такие люди наделены даром рассуждения, прозорливости (то есть видят внутреннее состояние человека) и пророчества (видят волю Божию о человеке и даже народе). Старчество в России понимается как вид святости.

Иногда старцами называют просто пожилых опытных священников или монахов, но дар духовничества – особый, дело тут не в возрасте священника. «Многие из старцев, – пишет Феофан Затворник, – вместо пользы – вред, вместо утешения – отчаяние причиняют вопрошающим».

***

Архимандрит Кирилл (Павлов) р. 1919 г.: «Скажите, что я умер»

«Полюбите читать Святое Евангелие!» – главный пастырский совет архимандрита Кирилла (Павлова).

Сержант Иван Павлов прошел Великую Отечественную войну пехотинцем. Он побывал в мясорубке Сталинграда, потерял друзей и однополчан. И именно там, на руинах физически уничтоженного, но не сдавшегося города, на улице 9 Января, помогая расчищать завалы, молодой лейтенант Иван Павлов подобрал Евангелие. «Я нашел такое сокровище, такое утешение! – вспоминает владыка Кирилл. – Книга была разбита, и я собрал все листочки вместе. И было это Евангелие со мной все времена. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда».

Демобилизовавшись в 1946 году в Венгрии, он прибыл в Москву и прямо в воинской форме пришел в Новодевичий монастырь, учиться в только открывшейся Московской духовной семинарии. Спустя семь лет, в 1953 году, принял монашеский постриг с именем Кирилла в Троице-Сергиевой лавре. «Скажите, что я умер», – ответил он в военкомате, куда его пригласили перед юбилеем Победы.

Принимать к исповеди, вразумлять, руководить было его монашеским послушанием, которое он всегда выполнял со смирением, терпением и любовью. Духовник трех Патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II, он также несколько десятилетий (с 1965 года) исполнял послушание духовника братии Троице-Сергиевой Лавры.

Вереницей выстраивались желающие получить его благословения и помощь у дверей тесной кельи в Лавре и у флигеля в резиденции Патриарха в Переделкино. От пятидесяти до ста человек в день мог принять архимандрит, чтобы вновь и вновь призвать своих духовных чад не просто каждый день читать, но полюбить Евангелие. «Возлюбленные и избранные Божии, облекитесь в милосердие, в благость, в смиренномудрие, в кротость, в долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно обиды и жалобы», – говорил он в своих проповедях.

Последние несколько лет старец Кирилл (Павлов) прикован к постели, но не оставляет своих молитвенных подвигов. 8 октября духовнику Троице-Сергиевой Лавры исполнилось 96 лет.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 1910-2006 гг.: «Скорый поезд со всеми остановками»

«Скорый поезд со всеми остановками», – так говорили об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) в Псково-Печерском монастыре. Стремительный и всегда спешащий, он останавливался у каждого, кто просил, ждал, искал его помощи и духовного совета, порой по несколько часов добираясь от храма до собственной кельи. Вникал, выслушивал и с большой любовью, мудростью, с обезоруживающей улыбкой обличал человеческие слабости и как будто перенастраивал вектор духовного развития собеседника.

Старец был требователен к самому себе и к другим в исполнении евангельских заповедей. Он делился любовью, находя ее для каждого из бесконечного потока посетителей. Даром смирения, рассуждения и прозорливости снискал настоящую народную любовь. Доносчики и недоброжелатели через государственные органы в 1970-80-е годы пытались прервать этот ажиотаж вокруг фигуры старца. Доступ в монастырь закрывали, но, «как в лечебницу, к нему притекали всё новые и новые люди, не нашедшие помощи у других священников».

Ивану Крестьянкину, восьмому и последнему ребенку в большой крестьянской семье, было 12 лет, когда он решил, что хочет стать монахом. На этот подвиг в 1922 году его благословил будущий новомученик епископ Николай (Никольский), правда с оговоркой: «Получи образование, поработай, стань священником… а потом уж и монахом». Гонения на Церковь только укрепили отца Иоанна в его решении. В 1945 году он был рукоположен в Москве в диакона, а через полгода из рук Патриарха Алексия I получил сан священника в храме Рождества Христова в Измайлово.

В апреле 1950 года по доносу арестован и обвинен в антисоветской агитации, сослан на семь лет в Каргопольлаг в Архангельской области. Тяжелый труд на лесоповале, в бригаде по «санобработке» – с одной стороны и тайные литургии по воскресеньям в заброшенном бараке – с другой.

После досрочного освобождения в 1955 году он был направлен на служение в Псковскую область, затем в Рязанскую. Власть, недовольная активным священником, натравливала на него комсомольцев, переводила из одной далекой деревенской церкви в другую, но это лишь приумножало его паству. И когда уже монахом, в 1967 году он стал насельником Псково-Печерской лавры, жизнь монастыря резко переменилась. Далекая обитель стала одним из самых востребованных и посещаемых мест в стране.

Здесь «всероссийский духовник» и по послушанию духовник братии в годы яростной атеистической пропаганды, в годы «застоя», в годы «перестройки» занимался духовным просвещением. Он не только выслушивал любого, от старухи из глухой рязанской деревни до епископа. Его просвещение было противозаконным с точки зрения власти, ведь он руководил самиздатом религиозной литературы. Благословлял духовных чад копировать и распространять святоотеческие тексты, которые сам подбирал.

«Ничего не бойтесь в жизни, кроме греха, – писал старец в своем духовном завещании незадолго до кончины в 2006 году. – Только грех лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».

Митрофорный протоиерей Николай Гурьянов1909-2002 гг.: «Вот бы в церковь бегали, как за мной!..»

Николай Гурьянов родился в крестьянской семье, в селе, прислуживал в алтаре с раннего детства. Хотел стать школьным педагогом, но из Ленинградского пединститута его исключили в 1929 году за публичное выступление против закрытия одного из ленинградских храмов. Несколько лет спустя его арестовали за антисоветскую деятельность и сослали в лагерь в Сыктывкар. Тяжелая работа в ссылке при прокладке железной дороги отразилась на здоровье и не позволила ему отправиться на фронт.

В феврале 1942 года в Риге он принял священнический сан. Он не был монахом, но всегда вел очень строгую и подвижническую жизнь. Пятнадцать лет жил как отшельник (служил в одном из храмов литовского благочиния) и, несмотря на малочисленность и бедность прихода, сумел восстановить храм святого Николая в селе Гегобросты.

Первую свою литургию в храме святителя Николая на маленьком рыбацком острове Залите, расположенном на Псковском озере, он отслужил в 1958 году. И остался здесь на пятьдесят лет, поселившись в заброшенной избушке на пустынном берегу.

По рассказам тогда немногих свидетелей его жизни, днем отец Николай один служил в храме, ночами молился, почти не спал. Жил тихо, совершая простые человеческие подвиги. Пустынный каменистый остров засаживал деревьями, которые привозил с материка: из Почаева, Пюхтиц, Вильнюса. Говорят, ежедневно отец Николай приносил по сто ведер воды из колодца для своих туй, пихт, лиственниц, каштанов и кипарисов. Он один ремонтировал храм, один латал крышу, пек просфоры, облагораживал кладбище. Он окружил себя пернатой братией, устроив «столовую под открытым небом». Щебетание птиц рядом с ним можно было слышать в любое время года. Его очень любили дети. Он мог неожиданно появиться на пороге у тех обитателей острова, кто нуждался в поддержке. Он жил так, как говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

На него писали доносы, власти грозили ему арестами и заключением. Однажды местная администрация после допроса пообещала вернуться на следующий день с документами об аресте. Говорят, отец Николай всю ночь простоял коленопреклоненный на молитве, а утром на озере поднялась такая буря, что путь на Залит был закрыт несколько дней.

С начала 1970-х годов в храм на остров потянулись люди, ведь, как говорил святитель Феофан Затворник, «годный не может укрыться». Сначала прихожанами стали местные рыбаки, а потом люди начали стекаться со всего Советского Союза. Одних тихий старец по-отечески утешал, других обличал, невзирая на их высокие заслуги и даже сан.

Он не оставил проповедей и богословских трудов, но снискал людское уважением даром любви и теплоты, через которую и начинается духовная жизнь. В общении был прост, часто говорил стихами и пел, подыгрывая себе на фисгармонии. Он совсем не искал публичной славы. Его духовные чада вспоминают, как отец Николай бывало шептал: «Вот бы в церковь бегали, как за мной!» Ненароком оброненные слова, реплики, короткие смешливые ответы, в которых многие видели даже юродствование, со временем оказывались пророческими.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) назвал его однажды «единственным по-настоящему прозорливым старцем на территории бывшего СССР». К нему ехали миряне, священники и даже монахи с Афона. Для всех он находил минуту, чтобы помолиться, и слово, чтобы изменить человека: «Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

Преподобный Гавриил (Ургебадзе) 1929-1995 гг.: «Человек без любви – как кувшин без дна»

«Ты меня распяла, как Христа», – крикнула в гневе женщина своей соседке. «Иди в храме спроси, – огрызнулась она на недоумевающий вопрос маленького Годердзи, который застал ссору, – пусть там тебе скажут, Кто такой Христос». Он долго копил деньги, чтобы купить книгу, в которой говорилось о Нем, как посоветовал церковный сторож. А потом выучил Евангелие наизусть и решил стать монахом.

Он проповедовал с двенадцати лет и этим удивлял окружающих, ведь его отец Васико был коммунистом, разрушавшим храмы. «Ты мусор, не будь о себе большого мнения», – говорил Годердзи сам себе и усаживался в помойное ведро. Необычайная тяга к религии гневила взрослых: мать однажды спустила Евангелие в унитаз, а он достал и ушел из дома. Впоследствии мать Годердзи Ургебадзе сама примет монашество.

Юноша помогал монахам в монастырях, уходил в паломничества, тайно захоранивал кости погибших юнкеров на Верейском кладбище, которое власти решили превратить в сад. Одним словом, он вел себя «как умалишенный». Даже в армии умудрялся поститься. По средам и пятницам отказывался от еды, якобы из-за болей в животе, и тайно посещал действующую в Батуми церковь.

Вернувшись из армии, отказался жениться, зато начал строить из подручных материалов храм прямо во дворе своего дома. Эту многокупольную церковь в Тбилиси власти не раз пытались разрушить, но он вновь возводил разобранные стены. Там же, на улице Тетрицкаройская, дом 11, она стоит и по сей день.

В 1955 году он принял монашеский постриг с именем Гавриил. Он юродствовал, спал в земляной яме, которую вырыл под устроенным в комнате алтарем, ходил босым, в рваной одежде и камилавке. И целыми днями пропадал на свалке. «Гавриил, у нас же всё есть», – говорили ему сестры. Но он, как на работу, ходил на городскую помойку, выискивая там иконы и церковную утварь.

Во время первомайской демонстрации в 1965 году он облил бензином и поджег огромный, в 12 метров высотой, плакат Ленина, висевший на здании Верховного совета Тбилиси. Пока вокруг суетилась милиция, отец Гавриил громко кричал: «Слава Господу Иисусу Христу». Его избила толпа. Полуживого сдали в КГБ, где предъявили обвинение в антисоветской пропаганде и, казалось, должны были расстрелять. Как рассказывает сестра отца Гавриила, его доставили к министру внутренних дел Грузии Эдуарду Шеварднадзе, а тот уже распорядился поместить его в психиатрическую больницу. Осенью 1965 года отца Гавриила выписали с диагнозом: «Психопатическая личность. Верит в Бога, ангелов. Всё время повторяет “Всё от Бога”».

«Белого билета» в качестве наказания властям оказалось недостаточно. Существовало негласное распоряжение, предписывавшее церковным иерархам закрыть отцу Гавриилу доступ в церковь. Ему запретили служить, не пускали и прогоняли из храма, запрещали причащаться. А он всё так же выходил на улицы Тбилиси в рваной одежде и босой, с высоко поднятым над головой крестом и проповедовал. Носил на шее на веревочке дырявый кувшин. Как через подзорную трубу смотрел сквозь него на людей и повторял: «Человек без любви – как кувшин без дна».

Однажды на проспекте Руставели милиционеры задержали его и на мотоцикле повезли в отделение. «Любите Бога нашего Иисуса Христа, любите крест наш», – кричал из коляски монах что есть мочи. «Что ты делаешь?» – спросил сотрудник КГБ. «Я-то как раз ничего, а вот ваши коллеги прославили меня на весь Тбилиси», – ответил улыбающийся старец.

Но уже в 1971 году Католикос-Патриарх Ефрем II назначил отца Гавриила настоятелем в монастырь Самтавро в город Мцхета. Правда, старец никогда не сидел на месте. В одиночку или с несколькими духовными чадами отправлялся искать разрушенные советской властью храмы и служить в них. Окончательно поселился в монастыре в 1987 году. Кельей избрал бывший курятник, в котором жил в самых аскетических условиях и непрестанно молился. Лишь изредка, раз или два в неделю, ночевал в круглой башне царя Мириана около Самтавро-Преображенской церкви, которая ему и была назначена как настоятелю.

Он учил монахинь духовной жизни не только личным примером, но сформулировал устав, который так и назвал «Узкий путь монашества». Молитвенник, терпеливый и внимательный духовник, он не уставал повторять: «Без жертвы во имя Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить. Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь – это врожденный талант. Любви нужно учиться… А еще – никого не осуждай… Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках».

Во время грузино-абхазского конфликта, в августе 1992 года, он часто поднимался на монастырскую колокольню и долго звонил в набат. Он ужесточил свой пост, практически не принимал пищу и только молился. Это был его личный подвиг и личная скорбь, мольба к Богу не оставить родину, в которой брат поднял руку на брата.

Он умер 2 ноября 1995 года. По завещанию его тело было обернуто циновкой и без гроба положено в землю. Семнадцать лет спустя, 20 декабря 2012 года архимандрит Гавриил был канонизирован Грузинской Православной Церковью в лике преподобных. А еще двумя годами позже, в феврале 2014 года, были обретены его мощи. Русской Православной Церковью имя преподобного Гавриила Самтаврийского включено в месяцеслов и установлено празднование его памяти 2 ноября.

http://www.pravmir.ru/chetyire-russkih-startsa-xx-veka/

 
 
 
Сегодня 24 ноября (11 ноября) воскресенье
Вмч. Мина

Неделя 22-я по Пятидесятнице.

Вмч. Мины (Житие, икона). Мч. Виктора (Житие, икона) и мц. Стефаниды (Житие, икона). Мч. Викентия (Житие, икона). Прп. Феодора (житие, икона) Студита, исп. Блж. Максима (Житие, икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (Житие, икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (житие, икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом прп. Тихону Медынскому.
Завтра 25 ноября (12 ноября) понедельник
Свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского (616). Прп. Нила постника (V).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Еф. 4, 1-6; Лк. 10, 25-37). Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года