Как правильно исповедоваться?

Отвечает священник Петр Гурьянов

Замечательный совет отца Александра Ильяшенко: «Исповедь действительно должна быть вдумчивой, но «вдумчивая» не означает «длинная»».

Чаще всего исповедь затягивается по нескольким причинам. Во-первых, когда мы пытаемся объяснить священнику все обстоятельства, при которых был совершен грех, то чаще всего этими ненужными подробностями или пытаемся себя оправдать, или не каемся, а пересказываем какой-то эпизод из нашей жизни. Например, человек кого-то обидел. На исповеди нужно так и сказать: каюсь, грешен, обидел человека. А не рассказывать, что такой-то человек сказал мне то-то, а я ему ответил так-то, и он обиделся, но я совсем не хотел этого, а хотел как лучше, потому что…. И так далее. Вот так каяться совершенно неправильно. Нужно помнить, что исповедь – это важная часть покаяния, но покаяние не должно сводиться только к исповеди. Сначала нужно подумать, понять, в чем мы согрешили, помолиться, покаяться перед Богом, затем попросить прощения у тех, перед кем мы согрешили, примириться с ними, и постараться по возможности исправить совершенное нами – и твердо решить, как в дальнейшем мы будем поступать в подобных ситуациях. И вот тогда уже идти на исповедь.

Во-вторых, исповедь бывает длинной, но не вдумчивой, когда человек перечисляет огромное множество мелких, повседневных грехов, но за этим перечислением теряет собственно покаяние – главным становится все назвать, ничего не пропустить, все перечислить. Конечно, можно записать грехи на бумажку, но один из священников говорил, например, что если у меня где-то болит – я сразу на это доктору смогу указать, так и на исповеди должно быть: если я в чем-то искренне каюсь, то мне не нужно зачитывать это по бумажке, этот грех для меня так болезненен, что забыть о нем я просто не смогу.

В-третьих, иногда у нас исповедь превращается в «разговор по душам» со священником, и это тоже неправильно. Нужно разграничивать очень четко: вот сейчас я исповедуюсь, а вот сейчас я хочу священника о чем-то спросить, попросить совета, и т.п.

И дело тут не в том, чтобы не утомить священника многоглаголанием, а в том, чтобы мы учились правильно каяться.

Человеку, готовящемуся к исповеди, я бы посоветовал следующее: во-первых, не обижаться на священника. Если Вы исповедуетесь у этого священника давно и регулярно, то можно побеседовать с ним, рассказав о Вашем смущении, которое вызвало какое-либо его слово. Во-вторых, если Вы хотите подробно исповедоваться, то нужно выбрать время удобное и для Вас, и для священника. Потому что если исповедоваться утром, во время Литургии, да еще в воскресный день или в день праздника, когда в храме много народу, то священник может от силы уделить 2-3 минуты каждому, чтобы все могли исповедоваться и причаститься, и служба не растянулась бы из-за исповеди. В-третьих, я бы советовал Вам прочитать или послушать беседы об исповеди, например, митрополита Антония Сурожского. Возможно, Вы найдете в них ответы на свои вопросы и недоумения.

Помощи Вам Божией.

http://foma.ru/kak-pravilno-ispovedovatsya.html

 
 
 
Сегодня 13 декабря (30 ноября) пятница
Апостол Андрей Первозванный

Седмица 25-я по Пятидесятнице. Рождественский пост.

Апостола Андрея (Житие, икона) Первозванного. Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского). Сщмч. Иоанна (икона) пресвитера.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (славословие).
Завтра 14 декабря (1 декабря) суббота
Прор. Наума (VII в. до Р.Х.). Прав. Филарета Милостивого (792)
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года